Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА
методическая разработка по русскому языку (9,10,11 класс) по теме
Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только диагностировать качество знаний учащихся, но и работать над развитием связной речи, учить формулировать свои мысли, учить писать небольшие тексты на заданную тему. Выбранные предложения позволяют учителю обратить внимание учащихся на особенности языка той или иной эпохи, актуализировать и сделать активными знания, полученные учащимися на уроках русской литературы. Работа с данным материалом дает возможность развивать такие универсальные учебные умения, как определение темы высказывания, организация монологической речи.
Данные примеры могут быть использованы как во время фронтальной работы с классом, так и в качестве карточек для проверки знаний и умений учащихся, для подготовки уроков с использованием интерактивной доски.
Некоторые задания позволяют проверить знания учащихся не только по программе русского языка, но и по программе литературы, а также помогут продиагностировать и обобщить свои знания тем учащимся, которые будут сдавать литературу, как экзамен по выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_1.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Тема | Текст | Вопросы и задания. |
Комплексное повторение. (Шекспир) | Нечистые дела, хоть в землю закопай их след презренный, когда-нибудь предстанут пред вселенной. |
|
Излишняя забота такое же проклятье стариков, как беззаботность – горе молодежи. |
| |
Корабль у берегов, подул попутный ветер, и команда готова морем в Англию отплыть. |
| |
Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их – не чета моей. |
| |
Сложносочиненное предложение Фонвизин | Услыша, что дядюшка делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковой до самой низости, я и по всем её обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. |
|
Он доучивает Часолов, а там примутся и за Псалтырь. |
| |
Сорок лет служу, а милость все та же. |
| |
Прямое достоинство в человеке есть душа….Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. |
| |
Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делу, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, чем без заслуг пожаловану. |
| |
Жених хоть кому, а все-таки учителя ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются. |
| |
Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может. |
| |
Карамзин | Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку. |
|
Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. |
| |
Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травой и новыми цветами покрывается. |
| |
Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою. |
| |
Скоро заключили мир, и Эраст вернулся в Москву, отягченный долгами. |
| |
Сложноподчиненное предложение. А.С.Грибоедов. | Скажи-ка, что глаза ей портить не годится. |
|
Кому известно, что найду я, воротясь, и сколько, может быть, утрачу. |
| |
Как с ранних лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. |
| |
Спросили бы, как делали отцы. |
| |
Конечно, нет в нем этого ума, что гений для одних, а для иных чума…. |
| |
Но кто бы думать мог, что был он так коварен. |
| |
Сложноподчиненное предложение. А.С.Пушкин . | Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились Вы или блистали, мой читатель. |
|
Свет решил, что он умен и очень мил |
| |
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. |
| |
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. |
| |
Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить. |
| |
Но…с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышит их домашни дроги… |
| |
Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. |
| |
И не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой. |
| |
Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла… |
| |
Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана, прошла и села у окна… |
| |
Поверьте: моего стыда Вы б не узнали никогда, когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть Вас…. |
| |
Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней утих. |
| |
Вы согласитесь, мой читатель, что очень мило поступил с печальной Таней наш приятель. |
| |
Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, что все подруги измарали с конца, с начала и кругом. |
| |
Стократ блажен, кто предан вере. |
| |
Бывало, когда гремел мазурки гром, в огромной зале все дрожало. |
| |
О всех сторон неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва ,обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, сверкает, как змея, своей чешуей. |
| |
М.Ю.Лермонтов. Сложное предложение. | На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нс на севере. |
|
Я не знал куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. |
| |
Ведь есть этакие люди, у которых на лбу написано, что с ними должны случаться всякие необыкновенные вещи. |
| |
Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. |
| |
Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорью Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся ,а сам задумал кое-что. |
| |
Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что, по-ихнему, он все-таки ее муж, а что Казбич – разбойник, которого надо было наказать. |
| |
Поверь мне, Аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит платить мне взаимностью? |
| |
В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. |
| |
Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. |
| |
Грустно видеть, когда юноша теряет свои лучшие надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, зато не менее сладкими…Но чем заменить их в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…. |
| |
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. |
| |
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. |
| |
Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. |
| |
Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. |
| |
У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. |
| |
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. |
| |
Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки…. |
| |
Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ей лицо. |
| |
В продолжение вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор, но она довольно сухо встречала мои замечания, я с притворной досадой я скоро удалился. |
| |
Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. |
| |
Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. |
| |
Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни. |
| |
Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С. очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен. |
| |
Он рассказал мне все, что случилось, с примесью разных замечаний насчет странного предопределения, которое спасло его от неминуемой смерти за полчаса до смерти. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...
Работа с текстом на уроках русского языка в 5 классе
Примерные задания...
Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка
В докладе обобщён опыт обучения учащихся работе с учебно- научными текстами....
Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.
"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе.
Данный материал содержит тексты по разделам с разными заданиями....
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...