Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА
методическая разработка по русскому языку (9,10,11 класс) по теме

Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только диагностировать качество знаний учащихся, но и работать над развитием связной речи, учить формулировать свои мысли, учить писать небольшие тексты на заданную тему. Выбранные предложения позволяют учителю обратить внимание учащихся на особенности языка той или иной эпохи, актуализировать и сделать активными знания, полученные учащимися на уроках русской литературы. Работа с данным материалом дает возможность развивать такие универсальные учебные умения, как определение темы высказывания, организация монологической речи.

Данные примеры могут быть использованы как во время фронтальной работы с классом, так и в качестве карточек для проверки знаний и умений учащихся, для подготовки уроков с использованием интерактивной доски.

Некоторые задания позволяют проверить знания учащихся не только по программе русского языка, но и по программе литературы, а также помогут продиагностировать и обобщить свои знания тем учащимся, которые будут сдавать литературу, как экзамен по выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozheniya_1.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Приложение

Тема

Текст

Вопросы и задания.

Комплексное повторение.

(Шекспир)

Нечистые дела, хоть в землю закопай их след презренный, когда-нибудь предстанут пред вселенной.

  1. Вспомните, что имеет в виду Гамлет?
  2. Определите, что это за предложение. Составьте схему.
  3. Дайте характеристику придаточного предложения. Определите вид сказуемого.
  4. Обозначьте известные вам орфограммы.
  5. Определите вид связи в словосочетании «закопай в землю», «след презренный».
  6. Объясните, как вы понимаете это высказывание.  Приведите примеры из своего читательского опыта.

Излишняя забота такое же проклятье стариков, как беззаботность – горе молодежи.

  1. В каком значении употреблено слово «забота»?
  2. Объясните расстановку знаков препинания.
  3. Определите вид сказуемых.
  4. Определите вид связи в словосочетании «горе молодежи»

Корабль у берегов, подул попутный ветер, и команда готова морем в Англию отплыть.

  1. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
  2. Определите вид сказуемого.
  3. Выпишите словосочетание с видом связи «согласование».
  4. Разберите по составу слово «подул»
  5. Почему Гамлет должен отправиться в Англию?

Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их – не чета моей.

  1. Кто, кому и когда это говорит?
  2. Объясните значение слова «чета» в данном контексте.
  3. Какую роль выполняет тире?
  4. Найдите основу второй части сложного предложения.
  5. Определите вид связи в словосочетании «любовь их»

Сложносочиненное предложение

Фонвизин

Услыша, что дядюшка делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковой до самой низости, я и по всем её обинякам  вижу, что прочит меня в невесты своему сыну.

  1. Откуда эти строки?
  2. Кто и о ком это говорит?
  3. Найдите в предложении устаревшие слова, объясните их значение.
  4. Найдите в предложении сочинительную связь.
  5. Определите вид связи в словосочетании «сделалась услыша».

Он доучивает Часолов, а там примутся и за Псалтырь.

  1. О ком так могут говорить?
  2. Объясните значение выделенных слов.
  3. Охарактеризуйте предложение.
  4. Охарактеризуйте части предложения по наличию главных членов.

Сорок лет служу, а милость все та же.

  1. Составить схему предложения.
  2. Объяснить написание слова «та же»
  3. В каком значении употреблено слово «милость»?
  4. Кто так мог сказать о себе?

Прямое достоинство в человеке есть душа….Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.

  1. Как вы понимаете эти фразы?
  2. Как вы понимаете значение слова «тварь»?
  3. Кто мог произнести эти слова?
  4. Согласны ли вы с автором?  Приведите примеры из своего читательского опыта.
  5. Объясните расстановку знаков препинания.

Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делу, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, чем без заслуг пожаловану.

  1. Кто мог так сказать?
  2. Какие слова вам кажутся непонятными и почему?
  3. Объясните значение этих слов, используя словарь.
  4. Как вы понимаете значение слова «ревность» в этом высказывании?
  5. Что, по-вашему, является темой этого высказывания?
  6. Найдите контекстные антонимы.
  7. Объясните написание слова «нередко».
  8. Какими частями речи являются слова «нередко», «обойдену»,  «пожаловану»?
  9. Прокомментируйте  написание кратких причастий.
  10. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.

Жених хоть кому, а все-таки учителя ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются.

  1. О ком это?
  2. Начертите схему предложения.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор.

Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.

  1. Как вы понимаете слово «добродетель»?
  2. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  3. Начертите схему предложения.
  4. Найдите местоимения.

Карамзин

Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку.

  1. Из какого произведения эти строки?
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.

  1. Как вы понимаете словосочетания «рассеянная жизнь», «светские забавы»?
  2. Найдите известные вам пунктограммы.
  3. Какова роль тире в этом предложении?
  4. Найдите в предложении местоимения.
  5. Найдите в предложении словосочетание с видом связи «примыкание».

Шестой десяток доживаю на свете,  а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травой и новыми цветами покрывается.  

  1. Что можно сказать о человеке, говорящем такие слова.
  2. Какую роль выполняют лексические повторы.
  3. Какова роль запятых в этом предложении.
  4. Охарактеризуйте первую часть сложного предложения по наличию главных  членов.
  5. Определите вид связи в словосочетании «всякий год».

Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою.

  1. Кто и кому это говорит?
  2. Составьте схему предложения.
  3. Определите вид сказуемых.
  4. Какова роль лексических повторов?

Скоро заключили мир, и Эраст вернулся в Москву, отягченный долгами.

  1. Что значит «отягченный долгами»
  2. Почему в слове «отягченный» пишется 2 н?
  3. Охарактеризуйте первую часть сложного предложения по наличию главных членов.
  4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Сложноподчиненное предложение.

А.С.Грибоедов.

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится.

  1. Составить схему предложения.
  2. Определить вид придаточного.
  3. Определить вид сказуемых в главном и придаточном предложениях.
  4. Найти частицы.
  5. Определить вид связи в словосочетании «ей не годится».

Кому известно, что найду я, воротясь, и сколько, может быть, утрачу.

  1. Кто это мог сказать?
  2. О чем говорит герой?
  3. Составьте схему предложения, определите вид придаточных.
  4. Определите вид сказуемого в главном предложении.
  5. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
  6. Какие запятые являются выделительными в этом предложении.

Как с ранних лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.

  1. Кому принадлежит эта фраза?
  2. Составьте схему предложения.
  3. Определите вид сказуемого в придаточном предложении.
  4. Определите вид связи в словосочетании «нет спасенья».

Спросили бы, как делали отцы.

  1. Кто это говорит?
  2. Составьте схему предложения.
  3. Определите вид односоставного предложения.
  4. Определите вид придаточного.

Конечно, нет в нем этого ума, что гений для одних, а для иных чума….

  1. Кто и о ком это говорит?
  2. Охарактеризуйте предложение.
  3. Составьте схему этого предложения.
  4. Определите вид придаточного.
  5. Какое слово употреблено в переносном значении? Как вы поняли значение этого слова.
  6. Прокомментируйте пунктуацию в главном предложении.
  7. Найдите местоимения в этом предложении.

Но кто бы думать мог, что был он так коварен.

  1. Объясните значение слова «коварен». Что это за часть речи?
  2. Составьте схему предложения, определите вид придаточного.
  3. Найдите частицу.

Сложноподчиненное предложение.

А.С.Пушкин

.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились Вы или блистали, мой читатель.

  1. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
  2. Составьте схему предложения.
  3. Определите тип придаточного.

Свет решил, что он умен и очень мил

  1. О ком это говорится?
  2. Объясните значение слова «свет» в этом предложении.
  3. Почему «свет» так решил?
  4. Определите тип придаточного.
  5. Определите вид сказуемого в придаточном предложении.

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

  1. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

  1. Составьте схему предложения.
  2. Составьте схему предложения.

Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.

  1. О ком эти строки?
  2. Что значит слово «учредить»?
  3. Что за новый порядок?
  4. Определить части речи.
  5. Определите вид связи в словосочетании «сперва задумал».
  6. Начертите схему предложения.
  7. Определите вид придаточного.

Но…с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышит их домашни дроги…

  1. О ком это?
  2. Что такое «дроги»?
  3. Найдите местоимения.
  4. Определите, к какой части речи относится слово «вдоль» в этом предложении.
  5. Определите вид придаточного.
  6. Определите вид сказуемых.

Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

  1. О ком это?
  2. Определите вид связи в словосочетании соединиться с ним.
  3. Определите вид придаточного.

И не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.

  1. О ком идет речь?
  2. Что за тайный том?
  3. Постройте схему предложения.
  4. Определите вид придаточного.
  5. Найдите в предложении омонимы.

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла…

  1. О ком это?
  2. Выпишите все словосочетания, определите вид связи в каждом из них.
  3. Определите вид придаточного.

Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана, прошла и села у окна…

  1. О ком это?
  2. Какую Светлану имеет в виду А.С.Пушкин?
  3. Начертите схему предложения и определите вид  придаточного.
  4. Определите вид сказуемого в придаточном предложении.

Поверьте: моего стыда Вы б не узнали никогда, когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть Вас….

  1. Кто и к кому обращается?
  2. К какой части речи относится слово «редко»?
  3. Выпишите словосочетания с видом связи «примыкание»
  4. Выпишите частицы.
  5. Прокомментируйте постановку двоеточия.
  6. Составьте схему предложения, определите  вид  придаточного.

Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней утих.

  1. Как вы понимаете выражение «трепет сердца»?
  2. Выполните синтаксический разбор данного словосочетания.
  3. Выполните синтаксический разбор этого предложения.
  4. Найдите слово, образованное приставочным способом.

Вы согласитесь, мой читатель, что очень мило поступил с печальной Таней наш приятель.

  1. О ком это?
  2. О каком поступке идет речь?
  3. Прокомментируйте постановку знаков препинания.
  4. Найдите местоимения.
  5. К какой части речи относится слово «мило» в этом предложении.

Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, что все подруги измарали с конца, с начала и кругом.

  1. Как вы понимаете слова «уездная барышня»?
  2. Определите вид связи в этом словосочетании.
  3. Замените это словосочетание синонимичным с видом связи «управление».
  4. Какой альбом имеется в виду?
  5. Определите вид придаточного.
  6. Чем еще осложнено предложение?

Стократ блажен, кто предан вере.

  1. Как вы понимаете это фразу?
  2. Это сказано о Ленском. Во что он верил?
  3. Строки какого произведения и какие напоминают вам эти слова?
  4. Составьте схему предложения.
  5. Определите вид односоставного предложения.
  6. Определите вид сказуемых в этом предложении.

Бывало, когда гремел мазурки гром, в огромной зале все дрожало.

  1. Что такое мазурка?
  2. Какие средства художественной выразительности есть в этом предложении?
  3. Составьте схему предложения.
  4. Выполните синтаксический разбор главного предложения.

О всех сторон неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва ,обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, сверкает, как змея, своей чешуей.

  1. Найдите в предложении  средства художественной выразительности.
  2. Подчеркните слова, значение которых вам неизвестно или неясно (объяснить)
  3. Почему «бахрома снегов» «золотая»?
  4. Найдите слова с орфограммами в корне. Графически обозначьте орфограммы.
  5. Объясните написание глаголов и глагольных форм.
  6. Выпишите примеры словосочетаний на все виды связи (по одному).
  7. Найдите обособления, объясните постановку знаков препинания.
  8. Составьте схему предложения.

М.Ю.Лермонтов.

Сложное предложение.

На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нс на севере.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.
  2. Определить вид односоставного предложения.

Я не знал куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака.

  1. Определить вид связи в сложном предложении.
  2. Объяснить постановку знаков препинания.

Ведь есть этакие люди, у которых на лбу написано, что с ними должны случаться всякие необыкновенные вещи.

  1. Кто и о ком это говорит? Назовите произведение и автора. Подтвердились ли эти слова? Как?
  2. Определите виды связи в сложном предложении.
  3. Определите виды придаточных.
  4. Определите вид сказуемых.
  5. Составьте схему предложения.

Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

  1. Найдите слова, значение которых вам неясно.
  2. С помощью каких слов говорящий определяет свое отношение к герою? Что это за отношение?
  3. Догадайтесь, о ком это говориться.
  4. Определите виды связи в предложении, начертите схему.
  5. Объясните постановку знаков препинания.
  6. Найдите односоставное предложение, определите вид.

Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорью Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся ,а сам задумал кое-что.

  1. Кто и что рассказал? Кто и что задумал?
  2. Определите виды связи, начертите схему, объясните постановку знаков препинания.
  3. Словосочетаний с каким видом связи здесь нет?
  4. Найдите односоставное предложение, определите вид.
  5. Определите вид придаточных.
  6. Найдите местоимения. Определите разряд по значению

Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что, по-ихнему, он все-таки ее муж, а что Казбич – разбойник, которого надо было наказать.

  1. Кто и о чем говорит?
  2. Найдите в предложении просторечия. Зачем их употребляет автор?
  3. Определите виды связи, начертите схему, определите виды придаточных.
  4. Определите виды сказуемых.
  5. Прокомментируйте пунктуацию.

Поверь мне, Аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит платить мне взаимностью?

  1. Кто, кому и почему это говорит?
  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.

  1. Объясните значение слова «опека».
  2. Кто это говорит о себе?
  3. Определите виды связи в предложении, начертите схему, определите виды придаточных.
  4. Определите виды сказуемых.
  5. Выпишите примеры словосочетаний с разными видами связи.
  6. Прокомментируйте пунктуацию.
  7. Выполните синтаксический разбор предложения.

Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.

  1. Кто и о ком это говорит?
  2. Определите виды связи, составьте схему предложения.
  3. Определите вид сказуемых.

Грустно видеть, когда юноша теряет свои лучшие надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, зато не менее сладкими…Но чем заменить их в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется….

  1. Кто это говорит и в какой ситуации?
  2. Как, по вашему мнению, говорящий относится к жизни и людям? Почему вы сделали такой вывод?
  3. Как вы понимаете выражения «сердце очерствеет», «розовый флер»?.Попробуйте подобрать синонимичные выражения.
  4. Определите виды связи в сложном предложении, составьте схему ,определите вид придаточных.
  5. Найдите односоставные предложения, определите их вид.
  6. Определите вид сказуемых.
  7. Почему в последнем предложении нет запятой?

Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки.

  1. О ком это сказано?
  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

  1. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с автором?
  2. Прокомментировать пунктуацию.

Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление.

  1. Определите виды связи, составьте схему предложения.
  2. Найдите односоставное предложение, определите его вид.
  3. Выпишите местоимения.
  4. К какой части речи относится слово «отчего».

Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой  рукой, ибо правой опирается на костыль.

  1. Кто и о ком это говорит?
  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

  1. Кто это говорит о себе?
  2. Согласны ли вы с героем?
  3. Обозначьте встретившиеся орфограммы.
  4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения.
  2. Объясните написание слов «впоследствии», «неправильных», «испытанной».

Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки….

  1. Кто это говорит о себе?
  2. Как можно назвать такого человека?
  3. Как вы понимаете сова «извлекает из него все те же звуки»?
  4. Выпишите примеры словосочетаний с разными видами связи.
  5. Выпишите местоимения.
  6. Выполните синтаксический разбор предложения, начертите схему.

Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ей лицо.

  1. Прокомментируйте встретившиеся орфограммы.
  2. Объясните постановку знаков препинания.

В продолжение вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор, но она довольно сухо встречала мои замечания, я с притворной досадой я скоро удалился.

  1. Объясните написание выделенного слова.
  2. Выполните синтаксический разбор предложения, начертите схему.
  3. Прокомментируйте пунктуацию.

Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

  1. Кто это говорит о себе?
  2. Объясните значение слова «лукавство»
  3. Что можно сказать о человеке, говорящем эту фразу?
  4. Прокомментируйте пунктуацию.
  5. Определите вид сказуемых.
  6. Найдите односоставное предложение, определите его вид.

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.

  1. Как вы понимаете значение подчеркнутых слов?
  2. Выполните синтаксический разбор предложения, начертите схему, прокомментируйте пунктуацию.

Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни.

  1. Какие слова вам непонятны?
  2. Как вы понимаете значение выделенных слов?
  3. Что можно сказать о человека ,говорящем эту фразу?
  4. Кто это говорит о себе?
  5. О каком назначении идет речь?
  6. Прокомментируйте расстановку знаков препинания?

Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С. очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен.

  1. Значение каких слов вам кажется непонятным?
  2. Прокомментируйте пунктуацию.
  3. Составьте схему предложения.
  4. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Он рассказал мне все, что случилось, с примесью разных замечаний насчет странного предопределения, которое спасло его от неминуемой смерти за полчаса до смерти.

  1. О ком это говорится?
  2. Что значит «предопределение»?
  3. О каком предопределении идет речь?
  4. Объясните написание выделенных слов.
  5. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка

В докладе обобщён опыт  обучения учащихся  работе с  учебно- научными  текстами....

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе.

Данный материал содержит тексты по разделам с разными заданиями....

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...