Тире и двоеточие в БСП
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данный материал можно использовать для изучения темы "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Изучение теоретического материала ориентировано на ассоциативный ряд для лучшего запоминания.
Практический материал готовит учащиихся к обоснованию правильного выбора знака препинания.
Подобная комплексная работа помогает логично и последовательно подготовить учащихся к написанию лингвистического сочинения по высказыванию известного ученого Л.Т. Григоряна о смысловых отношениях в БСП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_i_dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.pptx | 689.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двоеточие в БСП Причина(потому что, так как) Поясняет, раскрывает содержание (а именно, то есть) Так, такой, таков, одно Дополняет содержание (И увидел, и услышал, и почувствовал) что Я не мог заснуть передо мной все вертелся мальчик с белыми глазами. ( М.Ю. Лермонтов) Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников.( А.С.Пушкин ) Одно было несомненно назад он не вернется(Т) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит, развевая гриву( Л) Он поднял голову сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.
Двоеточие в БСП Причина(потому что, так как) Поясняет, раскрывает содержание (а именно, то есть) Так, такой, таков, одно И увидел, и услышал, и почувствовал что Как все московские, ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и чинами К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Я вошел в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. Грушницкий принял таинственный вид ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.
Тире в БСП это Противопоставление(а, но, зато) Вывод, следствие, результат(поэтому) Время (когда) Условие (если ) Сравнение (как, будто, словно) Быстрая смена событий( вдруг) На стене ни одного образа- дурной знак. Служить бы рад- прислуживаться тошно. Я бы в летчики пошел- пусть меня научат. Настанет вечер- загорятся на небе звезды. Меньше знаешь- крепче спишь. Посмотрит- рублем подарит. Сыр выпал- с ним была плутовка такова.
Тире в БСП это Противопоставление(а, но, зато) Вывод, следствие, результат(поэтому) Время (когда) Условие (если ) Сравнение (как, будто, словно) Быстрая смена событий( вдруг) С умным поговорить- воды напиться. Глаза страшатся- руки делают. Наука даром не дается- наука трудом берется. Смелые побеждают- трусливые погибают. Больному словечко шепнул с любовью- вернул ему половину здоровья. Хвастун и правду скажет- ему никто не поверит. Будешь книги читать-будешь все знать. Вода всему господин- воды и огонь боится.
Я понял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Она была хороша высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Уж эти больные такой народ все знают. Я взглянул на нее и испугался ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. Вот мои условия вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. Нет умного соседа с книгой беседуй Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Не кричи о себе пусть другие о тебе хоть тихо скажут. С глупым водиться сам поглупеешь. Язык один, ушей пара раз скажи, два послушай. Не ищи безупречного друга останешься один. Проходят и болезни, и беда привычки остаются навсегда. Утром не встанешь день пропал. Тьма свету не любит злой доброго не терпит. Ручка беленька душа чёрненька. Счастливый шепотком толкует об удаче несчастный о своём несчастье громко плачет.
Тире или двоеточие? 1 . Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро. 2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи. 3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. 4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости. 5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь. 6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь. 8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения . У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. 2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. 3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. 4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. 5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов ) 6. Помните, что с доброты человек начинается! ( А.Чехов ) . У каждого времени своя жестокость- доброта одна, на все времена. (тире-противопоставление) 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (тире-время ) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (тире-время, условие) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (двоеточие-причина) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) (тире-время) 6. Помните: с доброты человек начинается! ( А.Чехов ) (двоеточие-дополнение)
Цифровой диктант 1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь. 2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу . 4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. 8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут. Двоеточие Тире 2,6, 1,3,4,5,7,8
Выделите части БСП, укажите отношения между ними, расставьте знаки препинания: 1) Обломов обернулся на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. 2) Знать, забило сердечко тревогу всё лицо твоё вспыхнуло вдруг . 3) Вскоре и вечера надоели ему надо надевать фрак, каждый день бриться . 4) Я стал читать, учиться науки тоже надоели... 5 ) Мы взглянули друг на друга нас поразило одинаковое подозрение...
Выделите части БСП, укажите отношения между ними, расставьте знаки препинания: 6) Я велел возле его положить деньги за баранов он их не тронул, лежал себе ничком, как мёртвый. 7 ) Я не знал, куда деваться тут блеют овцы, там ворчит собака. 9) Молодой бурсак вскипел с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить (1) У ней особенная стать (2) В Россию можно только верить. ( Ф.Тютчев )
Цифровой диктант Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. Нет умного соседа с книгой беседуй Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Я удивился в двери торчала записка . Петр оглянулся котенок топал за ним. Не успел я моргнуть мяч уже в воротах. Почерк разобрать было несложно писала она аккуратно. Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут . С глупым водиться сам поглупеешь. Проходят и болезни, и беда привычки остаются навсегда. тире двоеточие 2,3, 6,8, 9, 10 1, 4, 5,7
Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. ( 28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу. ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 32
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности… ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 2
Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 18
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» ( Л.Т. Григорян, известный учёный) «(1)Жизнь дана на добрые дела… (2)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем .(3) Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! (4)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! (5)Помните : с доброты человек начинается!» А.П . Чехов Тезис ( Действительно, …. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Доказательство( Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. П. Чехова о доброте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту А.П.Чехова . Вывод ( Таким образом, итак, в заключение ,)
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный) Действительно, в бессоюзном сложном предложении каждый знак препинания играет определённую роль, подчеркивая смысловые отношения между простыми предложениями . Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. П. Чехова о доброте. В предложении 5 стоит знак двоеточия: вторая часть БСП дополняет содержание 1 части и показывает, что человек «начинается с доброты». Таким образом, высказывание известного ученого Л.Т. Григоряна абсолютно справедливо.
1. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Упустишь огонь - не потушишь. А) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме. Б) во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий. В) первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. Г) вторая часть БСП заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части. 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я наслаждался: какое великолепное дело пение! А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3 В каком предложении нет тире? А) На улицах, на площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках. Б) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея. В) Ты её кличешь она не приходит. Г) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу. 4.Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие. А) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве. Б) Жизнь прожить не поле перейти. В) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает. Г) Упустишь минуту потеряешь час. 5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Смотри: над гиацинтом вьётся пушистая пчела . А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Г) вторая часть БСП указывает на основание, причину того, о чём говорится в первой части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....
ТИРЕ и ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО И ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тире и двоеточие в бессоюзном предложении.
Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Тире и двоеточие в бессоюзном предложении"....
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Двоеточие и тире при обобщающих словах...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».
Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»...
Тире и двоеточие в БСП (9 кл)
Правила постановки тире и двоеточия в БСП, сформулированные в виде доступных схем...