Тире и двоеточие в БСП
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Лодыгина Алла Васильевна

Данный материал можно использовать для изучения темы "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 

Изучение теоретического материала ориентировано на ассоциативный ряд для лучшего запоминания.

Практический материал готовит учащиихся  к обоснованию правильного выбора знака препинания.

Подобная комплексная работа помогает логично и последовательно подготовить учащихся к написанию лингвистического сочинения по высказыванию известного ученого Л.Т. Григоряна о смысловых отношениях в БСП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_i_dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.pptx689.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» ( Л.Т. Григорян, известный учёный) Учитель русского языка и литературы Лодыгина А.В. ГАПОУ МОК им. В. Талалихина 2016 г.

Слайд 2

Двоеточие в БСП Причина(потому что, так как) Поясняет, раскрывает содержание (а именно, то есть) Так, такой, таков, одно Дополняет содержание (И увидел, и услышал, и почувствовал) что Я не мог заснуть передо мной все вертелся мальчик с белыми глазами. ( М.Ю. Лермонтов) Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников.( А.С.Пушкин ) Одно было несомненно назад он не вернется(Т) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит, развевая гриву( Л) Он поднял голову сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.

Слайд 3

Двоеточие в БСП Причина(потому что, так как) Поясняет, раскрывает содержание (а именно, то есть) Так, такой, таков, одно И увидел, и услышал, и почувствовал что Как все московские, ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и чинами К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Я вошел в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. Грушницкий принял таинственный вид ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.

Слайд 4

Тире в БСП это Противопоставление(а, но, зато) Вывод, следствие, результат(поэтому) Время (когда) Условие (если ) Сравнение (как, будто, словно) Быстрая смена событий( вдруг) На стене ни одного образа- дурной знак. Служить бы рад- прислуживаться тошно. Я бы в летчики пошел- пусть меня научат. Настанет вечер- загорятся на небе звезды. Меньше знаешь- крепче спишь. Посмотрит- рублем подарит. Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

Слайд 5

Тире в БСП это Противопоставление(а, но, зато) Вывод, следствие, результат(поэтому) Время (когда) Условие (если ) Сравнение (как, будто, словно) Быстрая смена событий( вдруг) С умным поговорить- воды напиться. Глаза страшатся- руки делают. Наука даром не дается- наука трудом берется. Смелые побеждают- трусливые погибают. Больному словечко шепнул с любовью- вернул ему половину здоровья. Хвастун и правду скажет- ему никто не поверит. Будешь книги читать-будешь все знать. Вода всему господин- воды и огонь боится.

Слайд 6

Я понял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Она была хороша высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Уж эти больные такой народ все знают. Я взглянул на нее и испугался ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. Вот мои условия вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. Нет умного соседа с книгой беседуй Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Не кричи о себе пусть другие о тебе хоть тихо скажут. С глупым водиться сам поглупеешь. Язык один, ушей пара раз скажи, два послушай. Не ищи безупречного друга останешься один. Проходят и болезни, и беда привычки остаются навсегда. Утром не встанешь день пропал. Тьма свету не любит злой доброго не терпит. Ручка беленька душа чёрненька. Счастливый шепотком толкует об удаче несчастный о своём несчастье громко плачет.

Слайд 7

Тире или двоеточие? 1 . Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро. 2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи. 3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. 4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости. 5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь. 6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь. 8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.

Слайд 8

Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения . У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. 2.Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты. 3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. 4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. 5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов ) 6. Помните, что с доброты человек начинается! ( А.Чехов ) . У каждого времени своя жестокость- доброта одна, на все времена. (тире-противопоставление) 2. Творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу- не от­ступайся от своей мечты. (тире-время ) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (тире-время, условие) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доб­роту. (двоеточие-причина) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) (тире-время) 6. Помните: с доброты человек начинается! ( А.Чехов ) (двоеточие-дополнение)

Слайд 9

Цифровой диктант 1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь. 2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу . 4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. 8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут. Двоеточие Тире 2,6, 1,3,4,5,7,8

Слайд 10

Выделите части БСП, укажите отношения между ними, расставьте знаки препинания: 1) Обломов обернулся на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. 2) Знать, забило сердечко тревогу всё лицо твоё вспыхнуло вдруг . 3) Вскоре и вечера надоели ему надо надевать фрак, каждый день бриться . 4) Я стал читать, учиться науки тоже надоели... 5 ) Мы взглянули друг на друга нас поразило одинаковое подозрение...

Слайд 11

Выделите части БСП, укажите отношения между ними, расставьте знаки препинания: 6) Я велел возле его положить деньги за баранов он их не тронул, лежал себе ничком, как мёртвый. 7 ) Я не знал, куда деваться тут блеют овцы, там ворчит собака. 9) Молодой бурсак вскипел с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить (1) У ней особенная стать (2) В Россию можно только верить. ( Ф.Тютчев )

Слайд 12

Цифровой диктант Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. Нет умного соседа с книгой беседуй Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Я удивился в двери торчала записка . Петр оглянулся котенок топал за ним. Не успел я моргнуть мяч уже в воротах. Почерк разобрать было несложно писала она аккуратно. Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут . С глупым водиться сам поглупеешь. Проходят и болезни, и беда привычки остаются навсегда. тире двоеточие 2,3, 6,8, 9, 10 1, 4, 5,7

Слайд 13

Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. ( 28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу. ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 32

Слайд 14

Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности… ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 2

Слайд 15

Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ОГЭ . Открытый банк заданий ФИПИ Ответ: 18

Слайд 16

«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» ( Л.Т. Григорян, известный учёный) «(1)Жизнь дана на добрые дела… (2)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем .(3) Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! (4)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! (5)Помните : с доб­роты человек начинается!» А.П . Чехов Тезис ( Действительно, …. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Доказательство( Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. П. Чехова о доброте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту А.П.Чехова . Вывод ( Таким образом, итак, в заключение ,)

Слайд 17

В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный) Действительно, в бессоюзном сложном предложении каждый знак препинания играет определённую роль, подчеркивая смысловые отношения между простыми предложениями . Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. П. Чехова о доброте. В предложении 5 стоит знак двоеточия: вторая часть БСП дополняет содержание 1 части и показывает, что человек «начинается с доброты». Таким образом, высказывание известного ученого Л.Т. Григоряна абсолютно справедливо.

Слайд 18

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Упустишь огонь - не потушишь. А) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме. Б) во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий. В) первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. Г) вторая часть БСП заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части. 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я наслаждался: какое великолепное дело пение! А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Слайд 19

3 В каком предложении нет тире? А) На улицах, на площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках. Б) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея. В) Ты её кличешь она не приходит. Г) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу. 4.Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие. А) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве. Б) Жизнь прожить не поле перейти. В) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает. Г) Упустишь минуту потеряешь час. 5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Смотри: над гиацинтом вьётся пушистая пчела . А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Г) вторая часть БСП указывает на основание, причину того, о чём говорится в первой части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....

ТИРЕ и ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО И ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...

Тире и двоеточие в бессоюзном предложении.

Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Тире и двоеточие  в бессоюзном предложении"....

Двоеточие и тире при обобщающих словах

Двоеточие и тире при обобщающих словах...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».

Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»...

Тире и двоеточие в БСП (9 кл)

Правила постановки тире и двоеточия в БСП, сформулированные в виде доступных  схем...