Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

 

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnye_znaki_prepinaniya_v_bsp.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Предмет: русский язык

Класс: 9 класс

Цель: закрепить знания учащихся о разделительных знаках препинания в БСП.

Задачи: Познавательные: закрепить навык постановки различных знаков препинания в БСП; закрепить навык определения смысловых отношений между частями БСП.

Развивающие: развитие пунктуационной зоркости;

Воспитывающие: воспитать любовь к чтению, бережного отношения к языку.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Основной дидактический метод: проблемно - поисковый, исследовательский.

Методы и приемы: беседа, словарная работа, поиск ответов на поставленные вопросы, ответы учащихся.

Ход урока.

  1. Организация начала занятий.
  2. Подготовка к основному этапу занятий.

Сообщение темы и цели задачи.

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

 своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

1.Фронтальный опрос по вопросам (с.66).

2.Тренинг по пунктуации.

-А теперь пора применить теоретические знания на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.

Я знаю_  в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Не спится, няня_ здесь так душно.

Служить бы рад_ прислуживаться тошно.

Страшная мысль  мелькнула в уме моем_  я вообразил ее в руках разбойников.

Лук царевич опустил, смотрит_ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Настанет утро_ двинемся в путь.

3. Замените СПП бессоюзными, поставьте между их частями тире или двоеточие, устно объясните свой выбор.

Мы собирались выйти затемно, так как путь предстоял длинный. Точной картой мы не располагали, так что путь предстоял нелегкий.  Если соберете все документы, ваше предложение  будет рассмотрено. Я решил окончательно и бесповоротно, что меня это не касается. Как только край заходящего солнца коснулся озерной глади, по ней побежали огненные змейки.

4. Исследовательская работа.

Лингвистическая задача.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина(1964г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьет – все пьют и все кричат;

Он засмеется - все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трехтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия. Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности БСП. Какой ответ верен?

- Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идет о таком понятии, как вариативность.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.

 «Пол_жи свое сердце у чтения».

1)Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2)Еще при зарождении письменности, почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3)Пол_жи сердце свое у чтения.4)Какие уд_вительно задушевные слова!

5)Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ.6)Вдумаемся в слова А.И.Герцена:7)Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге племена люди г_сударства и_чезали а книга ост_валась.8).Она р_сла вместе с человечеством в нее кристаллизовались  все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

-«Положи свое сердце у чтения»… Как вы понимаете данное выражение?

-Подберите синоним к слову СТРАСТИ.

-Обозначьте грамматическую основу 5 предложения.

-Назовите средство связи 8 предложения с предыдущим.

  1. Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

Мое детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

  1. Подведение итогов урока.
  2. Рефлексия.

- Какими словами описали бы свое состояние после нашего урока (см.эпиграф)

-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок  изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...