Тире и двоеточие в бессоюзном предложении.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Непомнящих Оксана Викторовна

Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Тире и двоеточие  в бессоюзном предложении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon _14._tire_i_dvoetochie_v_bessoyuznom_predlozhenii.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. 1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

Слайд 4

2. Вторая часть сложного предложения определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части, и относится к определению, стоящему в первой части. Вон, видишь ли через реку тот мост? ... Он с виду хоть и прост, А свойство чудное имеет (а какое именно?): Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет. (И. А. Крылов)

Слайд 5

3. Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей. Я должен помнить (что? или о чем?): печаль пройдет И снова радость придет. (Г.Аполлинер)

Слайд 6

4. Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно? а каким образом? Вертит очками так и сяк (а как именно?): то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет (И.А.Крылов).

Слайд 7

1. Если не будете поливать растение, оно не сможет развиваться нормально. 2. Когда господа дерутся, у слуг лбы трещат. 1. Не будете поливать растение — оно не сможет развиваться нормально. 2. Господа дерутся — у слуг лбы трещат. Тире в бессоюзных сложных предложениях обозначает смысловые отношения времени и условия.

Слайд 8

Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если части относятся друг к другу по смыслу как действие и его результат. 1. Ударишь ракеткой по мячу — он взлетит. 2. Ударишь по стакану — он разлетится вдребезги. 1. Ударишь ракеткой по мячу ( и что будет? ) он взлетит. 2. Ударишь по стакану ( и что будет? ) он разлетится вдребезги.

Слайд 9

Силен Ра - слабы враги. Высок Ра - низки враги. Жив Ра - мертвы враги. Сыт Ра - голодны враги. Напоен Ра - жаждут враги. Вознесся Ра - пали враги. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если между частями существуют отношения противопоставления, противоположности.

Слайд 10

Раздался гром — старухи в ужасе закрестились. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, вторая часть является следствием того, что произошло в первой.

Слайд 11

1. Где кто родился там и пригодился. 2. Дело не медведь в лес не уйдет. 3. Закон что дышло куда повернул туда и вышло. 4. Кошке игрушки мышке слезки. 5. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет. 6. На посуле что на стуле посидишь да встанешь. 7. Любовь зла полюбишь и козла. 8. Безумец ликует мудрец выжидает. 9. Милые бранятся только тешатся. 10. Сказано узлом завязано. 11. Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 12. Все минется одна правда останется. 13. Ученье свет неученье тьма. 14. Не любо не слушай а врать не мешай. 15. Солнце взойдет оживет природа. Книгу прочтешь просветлеется ум. 16. Слово не воробей вылетит не поймаешь. 2, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 3, 6, 7, 16 1, 5, 11 Тире Двоеточие Запятая

Слайд 12

3. Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, р аздавалась барабанная дробь пневматических ломов. 1. В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золотисто-алыми краями. 2. Е сли же этого не случится, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеётся, или проврётся жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно. 4. Н а запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. 5. О т себя могу обещать только одно: будем работать, беззаветно работать. 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 13

Составьте алгоритм рассуждения для выбора знака между частями бессоюзного сложного предложения, проиллюстрируйте каждый случай примерами из произведений художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Тире между частями бессоюзного сложного предложения

В папке помещены 2 презентации к двум урокам по теме "Тире между частями бессоюзного сложного предложения". Одна презентация может использоваться на уроке знакомства с материалом, вторая - на уроке за...

ТИРЕ и ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО И ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

урок русского языка 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"

Материал урока рассчитан на сильную группу учеников. Тест проверочный, диктант, аналитическая работа заставляет учащихся применять знания и отрабатывать навык....