Двоеточие и тире при обобщающих словах
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_i_tire_pri_obobshchayushchih_slovah.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Дата проведения: 19.01.2016
Цели и задачи:
- актуализация знаний по теме;
- осмысление знаний об обобщающих словах при однородных членах предложения на более высоком уровне;
- осмысление роли однородных членов в тексте, в речи;
- расширение кругозора, знаний об изобразительном искусстве и его жанрах;
- формирование и развитие навыка использования теоретических знаний в практической деятельности;
- формирование и развитие умения интонационно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах;
- формирование и развитие умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
- формирование и развитие коммуникативных умений;
- формирование и развитие интеллектуальных умений: умения обобщать, систематизировать, сопоставлять, анализировать, классифицировать языковые явления;
- пробуждение устойчивого интереса к изучению предмета;
- воспитание бережного, уважительного отношения к языку;
- воспитание культуры общения;
- пробуждение чувства прекрасного;
- воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентации Power Point, логико-структурные модели “ Знаки препинания при однородных членах предложения”, карточки для индивидуальной работы, репродукции картин – натюрмортов.
Ход занятия
- Организационный момент. Мотивация. Целеполагание.
Беседа:
- Какой раздел языкознания мы изучаем в этом году?
- Какие единицы языка изучают синтаксис и пунктуация?
- Внимательно прочитайте тему и скажите, чем мы сегодня будет заниматься?
- Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение текста.
- Интеллектуальная разминка.
- Расставить знаки в схемах между однородными членами. Построить развёрнутое устное высказывание на лингвистическую тему «Знаки препинания при однородных членах предложения». Зачитать заранее составленные примеры, иллюстрирующие это правило (по материалам повести «Капитанская дочка». 2 человека
- Класс внимательно слушает и продумывает рецензию на устный монолог.
- Постановка конкретных задач урока:
- развивать навыки постановки знаков в предложениях с однородными членами, в том числе, в предложениях с обобщающими словами. Задача понятна?
- осмыслить, какую роль играют однородные члены в тексте, в речи? какова роль обобщающих слов?
- основная форма работы – анализ текста.
- Работа с учебником.
- Рассмотрите материал таблицы на стр. 113 и сформулируйте правило постановки знаков при обобщающих словах.
- Прочтите материал учебника на стр. 114.
- Перескажите эту научную информацию.
- Рефлексия. Какие сведения для вас являются новыми?
- Анализ текста.
Сейчас нам предстоит увидеть, как «работает» это правило.
- Выразительное чтение текста. Рецензирование чтения.
- Индивидуальное задание: работа со словарём.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Подберите к тексту два заголовка: в одном заглавии должна быть отражена тема текста, в другом – основная мысль.
- Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
- Каким типом речи является этот текст? Докажите.
- Синтаксическая работа:
- Комментированное письмо (1 абзац) Рефлексия.
- Самостоятельная работа (3 абзац): проверка с помощью контрольного листа. Рефлексия.
- Синтаксический разбор последнего предложения. (У доски – 1 чел.)
- Работа с классом: устное объяснение знаков во 2 абзаце и в предпоследнем предложении. Рефлексия.
- Беседа.
- Какова роль предложений с однородными членами и обобщающими словами в этом тексте?
- Аудирование.
- Прослушайте текст. (Учебник, стр. 118 № 262)
- Чем по стилю отличается этот текст от того, над которым мы работали? Какова роль предложений с однородными членами и обобщающими словами в художественном произведении?
- Какие грамматические ошибки можно допустить в предложениях с обобщающими словами? (Обратимся к папке – справочнику: стр. 5 п. № 4.)
- Устная работа класса по вариантам:
1 вариант:
- подготовить связное высказывание – монолог на лингвистическую тему: пунктуации при обобщающих слова при однородных членах предложения; составить в качестве примеров предложения с обобщающими словами (по картине);
2 вариант:
- подготовить диалог (по картине), используя в репликах примеры на изученное правило;
XI. Итоговая рефлексия.
Дидактический материал к уроку на тему
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Анализ текста
«Натюрморт» францу..кое слово и значит «мёртвая природа». В натюрмортах красиво и поэтич..но изобр..жа..тся многое (не)одушевлё(н,нн)ые предметы фрукты цветы рыба птица дичь… Дополняя основной мотив в натюрморт может входить «живая природа» например люди животные птицы насекомые. Великолепные натюрморты ра..крывают не только красоту вещей но и мир человека его мыслей и чу..ств.
На небольшом деревянном столе, на белой скатерти в беспорядке стоит посуда. Вот лежит, тускло поблёскивая серебром, бокал. На серебряной тарелке - пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку - варенье. Картина называется «Завтрак с ежевичным пирогом». Её написал голландский художник В.Геда, живший в 17 веке.
Художники той эпохи любили рисовать бли..кое и понятное всем тихие поля и море и уютные комн..ты со стари(н,нн)ой мебелью и семейные сценки. Все предметы изобр..ж..(н,нн)ые на полотнах помогают увид..ть как бы кусоч..к жизни того времени посуду и обст..новку комнат обыч..и и привычки. Мастера натюрморта П. Клас В. Хеда Ф. Снейдерс писали на огромных холстах много дичи рыбы цветов. Живописцы увид..ли возвыше(н,нн)ую красоту в самых простых обыде(н,нн)ых вещах.
Изображение прекрас..ного мира вещей увл..екло и русских художников а именно П. Кончаловского И. Машкова Р. Фалька М. Сарьяна Ю. Пименова. Не менее извес..ны и натюрморты совреме(нн,н)ых украинских живописцев Л.В.Озёрской Г.Г. Шанько4. (По Е. Каменевой.)
Задания к анализу текста
- Определите тему и основную мысль текста.
- Подберите к тексту два заголовка: в одном заглавии отразите тему текста, в другом – основную мысль.
- Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
- Каким типом речи является этот текст? Докажите.
- Сделайте синтаксический разбор указанного предложения.
Задания
Индивидуальное. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
Контрольный лист
Сверьте написанное с контрольным листом:
Художники той эпохи любили рисовать близкое и понятное всем: тихие поля, и море, и уютные комнаты со старинной мебелью, и семейные сценки. Все предметы, изображённые на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду и обстановку комнат, обычаи и привычки. Мастера натюрморта: П. Класс, В. Хеда, Ф. Снейдерс - писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Живописцы увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах.
Проанализируйте свою работу:
Какие орфографические правила Вам необходимо повторить?
Какие правила пунктуации Вы усвоили недостаточно хорошо?
Над чем Вам ещё нужно поработать?
Как Вы собираетесь решить эти проблемы?
а) разберусь сам | |
б) посмотрю в справочнике | |
в) спрошу учителя | |
г) спрошу у знающего ученика | |
д) поищу другой способ решения проблемы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....
Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения
Урок русского языка в 5 классе. Познакомить с правилом постановки знаков препинания после обобщающего слова при однородных членах предложения....
Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».
Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»...
Презентация по теме "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении"
В презентации представлен материал для усвоения темы о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении. Презентация предназначена прежде всего для учащихся девятого класса....
Материалы для исследовательской работы при изучении правил постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении
Задание для исследовательской работы 9—10 класса....
Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".
Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...