Двоеточие и тире при обобщающих словах
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Чуклова Надежда Леопольдовна

Двоеточие и тире при обобщающих словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoetochie_i_tire_pri_obobshchayushchih_slovah.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема  

Двоеточие и тире при обобщающих словах

Дата проведения: 19.01.2016

Цели и задачи:

  • актуализация знаний по теме;
  • осмысление знаний об обобщающих словах при однородных членах предложения  на более высоком уровне;
  • осмысление роли однородных членов в тексте, в речи;
  • расширение кругозора, знаний об изобразительном искусстве и его жанрах;
  • формирование и развитие навыка использования теоретических знаний в практической     деятельности;
  • формирование и развитие умения интонационно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах;
  • формирование и развитие умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
  • формирование и развитие коммуникативных умений;
  • формирование и развитие интеллектуальных умений: умения обобщать, систематизировать, сопоставлять, анализировать, классифицировать языковые явления;
  • пробуждение устойчивого интереса к изучению предмета;
  • воспитание бережного, уважительного отношения к языку;
  • воспитание культуры общения;
  • пробуждение чувства прекрасного;
  • воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор,  компьютер, презентации Power Point, логико-структурные модели “ Знаки препинания при однородных членах предложения”, карточки для индивидуальной работы, репродукции картин – натюрмортов.

Ход занятия

  1.           Организационный момент. Мотивация. Целеполагание.

Беседа:

- Какой раздел языкознания мы изучаем в этом году?

- Какие единицы языка изучают синтаксис и пунктуация?

- Внимательно прочитайте тему и скажите, чем мы сегодня будет заниматься?

  1.           Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение текста.
  2. Интеллектуальная разминка.
  1. Расставить знаки в схемах между однородными членами. Построить развёрнутое устное высказывание на лингвистическую тему «Знаки препинания при однородных членах предложения». Зачитать заранее составленные примеры, иллюстрирующие это правило (по материалам повести «Капитанская дочка».   2 человека  
  2. Класс внимательно слушает и продумывает рецензию на устный монолог.
  1. Постановка конкретных задач урока:

- развивать навыки постановки знаков в предложениях с однородными  членами, в том числе, в предложениях с обобщающими словами. Задача понятна?

- осмыслить, какую роль играют однородные члены в тексте, в речи? какова роль обобщающих слов?

- основная форма работы – анализ текста.

  1. Работа с учебником.
  1. Рассмотрите материал таблицы на стр. 113 и сформулируйте правило постановки знаков при обобщающих словах.
  2. Прочтите материал учебника на стр. 114.
  3. Перескажите эту научную информацию.
  4. Рефлексия. Какие сведения для вас являются новыми?
  1. Анализ текста.

Сейчас нам предстоит увидеть, как «работает» это правило.

  1. Выразительное чтение текста. Рецензирование чтения.
  2. Индивидуальное задание: работа со словарём.
  3. Определите тему и основную мысль текста.
  4. Подберите к тексту два заголовка: в одном заглавии должна быть отражена тема текста, в другом – основная мысль.
  5. Определите  стиль  текста.  Докажите  своё  мнение.  
  6. Каким  типом  речи    является  этот  текст?  Докажите.
  1. Синтаксическая работа:
  • Комментированное письмо (1 абзац) Рефлексия.
  • Самостоятельная работа (3 абзац): проверка с помощью контрольного листа. Рефлексия.
  • Синтаксический разбор последнего предложения. (У доски – 1 чел.)
  • Работа с классом: устное объяснение знаков во 2 абзаце и в предпоследнем предложении. Рефлексия.
  1. Беседа.

- Какова роль предложений с однородными членами и обобщающими словами в этом тексте?

  1. Аудирование.

- Прослушайте текст. (Учебник, стр. 118  № 262)

- Чем по стилю отличается этот текст от того, над которым мы работали? Какова роль предложений с однородными членами и обобщающими словами в художественном произведении?

- Какие грамматические ошибки можно допустить в предложениях с обобщающими словами?  (Обратимся к папке – справочнику: стр. 5 п. № 4.)

  1.            Устная работа класса по вариантам:

1 вариант:

- подготовить связное высказывание – монолог на лингвистическую тему: пунктуации при обобщающих слова при однородных членах предложения; составить в качестве примеров предложения с обобщающими словами (по картине);

2 вариант:

- подготовить диалог (по картине), используя в репликах примеры на изученное правило;

     XI.           Итоговая рефлексия. 

Дидактический материал к уроку  на тему

Двоеточие и тире при обобщающих словах

Анализ текста

«Натюрморт»  францу..кое слово и значит «мёртвая природа». В натюрмортах красиво и поэтич..но изобр..жа..тся многое  (не)одушевлё(н,нн)ые предметы фрукты цветы рыба птица дичь… Дополняя основной мотив в натюрморт может входить «живая природа» например люди животные птицы насекомые. Великолепные натюрморты ра..крывают не только красоту вещей но и мир человека его мыслей и чу..ств.

На небольшом деревянном столе, на белой скатерти в беспорядке стоит посуда. Вот лежит, тускло поблёскивая серебром, бокал. На серебряной тарелке -  пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку - варенье. Картина называется «Завтрак с ежевичным пирогом». Её написал голландский художник В.Геда,  живший в 17 веке.

Художники той эпохи любили рисовать бли..кое и понятное всем тихие поля и море и уютные комн..ты со стари(н,нн)ой мебелью и семейные сценки. Все предметы изобр..ж..(н,нн)ые на полотнах помогают увид..ть как бы кусоч..к жизни того времени посуду и обст..новку комнат обыч..и и привычки. Мастера натюрморта П. Клас В. Хеда Ф. Снейдерс писали на огромных холстах много дичи рыбы цветов. Живописцы увид..ли возвыше(н,нн)ую красоту в самых простых обыде(н,нн)ых вещах.

Изображение прекрас..ного мира вещей увл..екло и русских художников а именно П. Кончаловского И. Машкова Р. Фалька  М. Сарьяна Ю. Пименова. Не менее извес..ны и натюрморты совреме(нн,н)ых украинских живописцев Л.В.Озёрской  Г.Г. Шанько4.                                                             (По  Е. Каменевой.)

Задания к анализу текста

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Подберите к тексту два заголовка: в одном заглавии отразите  тему текста, в другом – основную мысль.
  3. Определите  стиль  текста.  Обоснуйте  своё  мнение.  
  4. Каким  типом  речи    является  этот  текст?  Докажите.
  5. Сделайте синтаксический разбор указанного предложения.  

Задания

Индивидуальное. Подготовьтесь  к  выразительному  чтению  текста:  определите,  где  нужны  логические  ударения,  паузы  -  короткие  и  более  продолжительные;  выберите  нужный  тон,  темп  чтения,  принимая  во  внимание  содержание  текста,  его  языковые  особенности.

Контрольный лист

Сверьте написанное с контрольным листом:

Художники той эпохи любили рисовать близкое и понятное всем: тихие поля, и море, и уютные комнаты со старинной мебелью, и семейные сценки. Все предметы, изображённые на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду и обстановку комнат, обычаи и привычки. Мастера натюрморта: П. Класс, В. Хеда, Ф. Снейдерс -  писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Живописцы увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах.

Проанализируйте свою работу:

Какие орфографические правила Вам необходимо повторить?

Какие правила пунктуации Вы усвоили недостаточно хорошо?

Над чем Вам ещё нужно поработать?

Как Вы собираетесь  решить эти проблемы?

а) разберусь сам

б) посмотрю в справочнике

в) спрошу учителя

г) спрошу у знающего ученика

д) поищу другой способ решения проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....

Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения

Урок русского языка в 5 классе. Познакомить с правилом постановки знаков препинания после обобщающего слова при однородных членах предложения....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».

Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»...

Презентация по теме "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении"

В презентации представлен материал для усвоения темы о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении. Презентация предназначена прежде всего для учащихся девятого класса....

Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".

Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...