Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_r._yaz.doc | 37 КБ |
russkiy_yazyk.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Урок русского языка в 9 классе
по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение». Слайд 2
Цель: подготовка к итоговой аттестации.
Задачи: - закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки пре пинания в сложном бессоюзном предложении»;
- отрабатывать пунктуационные навыки;
- воспитывать ответственное отношение к результатам учебной деятельности.
Конспект урока:
Слайд 3
I. Повторение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1. Какие предложения называются бессоюзными? Клик
2. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая? Приведите примеры. Клик
3. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Клик
Приведите примеры.
II. Самостоятельная работа. Слайд 4
1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу приближалась довольно скучная пора стоял ноябрь уж у двора. 2) Утро было свежее славное мелкая роса высыпала на листьях и травах
блистала серебром на паутинках. 3) Один из людей громко сказал что-то мать вздрогнула все встали она тоже поднялась. 4) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга они разрезаны Волгой перекинулись через неё и рассыпались растаяли в туманах.
2. Самостоятельная проверка (предложения с правильной пунктуацией выводятся на экран) Слайд 5
III. Опрос. Слайд 6
1. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?
Слайд 7
2. Каким предложениям синонимичны бессоюзные сложные предложения? Клик
3. Вспомните порядок анализа бессоюзного сложного предложения, помогающего правильно поставить знаки препинания. Клик
IV. Практическое занятие. Часть 1. Слайд 8
Задание: поставить в предложениях недостающие знаки препинания, объяснить.
1) Матросы спали на палубе внизу было душно. Слайд 9
2) Вскоре и мне улыбнулось счастье нашёлся сын. Слайд 10
3) Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. Слайд 11
Слайд 12. Часть 2. Тире в БСП
- Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Слайд 13
1) Лес рубят щепки летят. Слайд 14
2) Назвался груздём полезай в кузов. Слайд 15
3) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. Слайд 16
4) Проснулся пять станций убежало. Слайд 17
5) Молвит слово соловей поёт. Слайд 18
6) Солнце дымное встаёт будет день горячий. Слайд 19
V. Обобщение. Слайд 20
: 1) 2-я часть имеет значение причины; Клик
2) 2-я часть имеет значение пояснения; Клик
3) 2-я часть имеет значение изъяснения. Клик
- 1) 1-я часть имеет значение времени или условия; Клик
2) содержание 1-й части противопоставляется содержанию 2-й; Клик
3) быстрая смена событий, неожиданный рез-тат; Клик
4) сравнение того, о чём говорится в одном, с тем, что сказано в другом; Клик
5) 2-е заключает результат или вывод того, что говорится в 1-м. Клик
VI. Практикум. Слайд 21
1. Задание. Списать, расставив знаки препинания.
1) Они франты опуская свой оплетённый стакан в колодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут руками не машут. 4) В лесах, горах, степях ценные животные будем охранять наши леса, горы, степи. 5) Ни одной птицы не слышно все приютились и замолкли. 6) Лук царевич опустил; смотрит коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 7) Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь. 8) Посмотрит рублём подарит. 9) Ехал сюда рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят, новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
2. Самостоятельная проверка. (Предложения с расставленными знаками препинания выводятся на экран) Слайд 22
VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Слайд 23
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четырнадцатое апреля. Классная работа. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Закрепление.
Повторение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 1. Какие предложения называются бессоюзными? 2. В каких случаях между частями бессоюзного слож- ного предложения ставится запятая? Приведите примеры. 3. В каких случаях между частями бессоюзного слож- ного предложения ставится точка с запятой? Приведите примеры.
1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче ста-новился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажа-лась ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу приближалась довольно скучная пора стоял ноябрь уж у двора. 2) Ут- ро было свежее славное мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках. 3) Один из людей громко сказал что-то мать вздрогнула все встали она тоже поднялась. 4) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга они разрезаны Волгой перекинулись через неё и рассыпались растаяли в туманах. Самостоятельная работа. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) | Уж небо осенью дышало | , | уж реже солнышко блистало | , | коро - че становился день | ; | лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась | ; | ложился на поля туман | , | гусей крикливых караван тя - нулся к югу | ; | приближалась довольно скучная пора | ; | стоял ноябрь уж у двора | . 2) | Утро было свежее , славное | ; | мелкая роса высыпала на листьях и травах , блистала серебром на паутинках | . 3) | Один из лю - дей громко сказал что-то | , | мать вздрогнула | , | все встали | , | она тоже поднялась | . 4) | Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне | ; | сквозь се - роватую мглу чуть видны под горою широкие луга | ; | они разрезаны Волгой , перекинулись через неё и рассыпались , растаяли в туманах | . Проверим?
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Вопросы и задания. 1. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие? 2. Каким предложениям синонимичны бессоюзные сложные предложения? 3. Вспомните порядок анализа бессоюзного сложно- го предложения, помогающего правильно поста- вить знаки препинания. 1. Найти грамматическую основу, выделить части предло-жения, отметить их границы. 2. Определить смысловые отношения между частями бес-союзного сложного предложения (для проверки подста-вить возможные союзы).
Практическое занятие
Матросы спали на палубе внизу было душно. | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . потому что | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . указывает причину первого | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . Матросы спали на палубе : внизу было душно . :
Вскоре и мне улыбнулось счастье нашёлся сын. | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . а именно | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . раскрывает содержание 1-го | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . : Вскоре и мне улыбнулось счастье : нашёлся сын.
Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . что | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . дополняет первое | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . Вдруг я чувствую : кто-то берёт меня за плечо и толкает. :
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Практическое занятие
Лес рубят щепки летят. | Лес рубят | | щепки летят | . когда | Лес рубят | | щепки летят | . Время совершения действия 2-го | Лес рубят | | щепки летят | . Лес рубят - щепки летят. _
Назвался груздём полезай в кузов. | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Если | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Условие совершения действия 2-го | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Назвался груздём - полезай в кузов. -
Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . а | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . противопоставление | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. -
Проснулся пять станций убежало. | Проснулся | | пять станций убежало | . быстрая смена событий, неожиданный результат | Проснулся | | пять станций убежало | . Проснулся - пять станций убежало. -
Молвит слово соловей поёт. | Молвит слово | | соловей поёт | . как, будто, словно | Молвит слово | | соловей поёт | . сравнение | Молвит слово | | соловей поёт | . Молвит слово - соловей поёт. _
Солнце дымное встаёт будет день горячий. Солнце дымное встаёт будет день горячий . так что, поэтому | Солнце дымное встаёт | | будет день горячий | . результат, вывод из того, о чём говорится в 1-ом | Солнце дымное встаёт | | будет день горячий | . Солнце дымное встаёт - будет день горячий. _
Обобщение : 1) 2-я часть имеет значение причины; 2) 2-я часть имеет значение пояснения; 3) 2-я часть имеет значение изъяснения. _ 1) 1- я часть имеет значение времени или условия; 2) содержание 1-й части противопоставляется со- держанию 2-й; 3) быстрая смена событий, неожиданный рез-тат; 4) сравнение того, о чём говорится в одном, с тем, что сказано в другом; 5) 2-е заключает результат или вывод того, что говорится в 1-м.
Практикум Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Они франты опуская свой оплетённый стакан в ко-лодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут руками не машут. 4) В лесах, горах, степях ценные животные будем охранять наши леса, горы, степи. 5) Ни одной птицы не слышно все приютились и замолкли. 6) Лук ца-ревич опустил; смотрит коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 7) Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь. 8) Посмотрит рублём подарит. 9) Ехал сюда рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят, новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность он до смерти не любил пересказы-вать одно и то же.
Проверим! 1) Они франты : опуская свой оплетённый стакан в ко-лодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад - прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут – ру-ками не машут. 4) В лесах, горах, степях ценные живот-ные - будем охранять наши леса, горы, степи. 5) Ни од-ной птицы не слышно : все приютились и замолкли. 6)Лук царевич опустил; смотрит : коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 7) Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихорь. 8) Посмотрит - рублём подарит. 9) Ехал сюда - рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят, новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность : он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Урок русского языка. Обучение на дому.8 класс.«Словосочетание. Простое и сложное предложение»
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний Задачи урока: - закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Презентация по теме "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении"
В презентации представлен материал для усвоения темы о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении. Презентация предназначена прежде всего для учащихся девятого класса....
Материалы для исследовательской работы при изучении правил постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении
Задание для исследовательской работы 9—10 класса....
Презентация к уроку в 9 классе "Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях"
Презентация содержит как теоретические, так и практические материалы для обобщения и закрепления темы "Двоеточие и тире в БСП"....