Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r._yaz.doc37 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе

по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение». Слайд 2

Цель: подготовка к итоговой аттестации.

Задачи:  - закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Знаки пре                      пинания в сложном бессоюзном предложении»;  

           - отрабатывать пунктуационные навыки;                  

           -  воспитывать ответственное отношение к результатам учебной деятельности.

Конспект урока:

Слайд 3

I. Повторение. Запятая и точка с запятой в     бессоюзном сложном предложении.

 1. Какие предложения называются бессоюзными? Клик

 2. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая?  Приведите примеры. Клик

 3. В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Клик

     Приведите примеры.

II. Самостоятельная работа. Слайд 4

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

        1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился  день  лесов  таинственная  сень с печальным шумом обнажалась  ложился  на поля туман гусей  крикливых  караван  тянулся к югу приближалась  довольно скучная пора стоял ноябрь уж у двора.  2) Утро  было  свежее  славное  мелкая роса высыпала на листьях и травах

блистала  серебром  на  паутинках.  3) Один   из   людей громко сказал что-то  мать вздрогнула  все встали  она тоже поднялась. 4) Всё вокруг застыло в  крепком  осеннем   сне   сквозь  сероватую мглу чуть видны под  горою  широкие   луга они  разрезаны  Волгой перекинулись через неё и рассыпались растаяли в туманах.

2.  Самостоятельная проверка (предложения с правильной пунктуацией выводятся на экран) Слайд 5

III. Опрос. Слайд 6

1. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?

Слайд 7

2. Каким предложениям синонимичны бессоюзные сложные предложения? Клик

3. Вспомните порядок анализа бессоюзного сложного предложения, помогающего правильно поставить  знаки препинания.  Клик

IV. Практическое занятие. Часть 1. Слайд 8

Задание: поставить в предложениях недостающие знаки препинания, объяснить.

        1) Матросы спали на палубе внизу было душно. Слайд 9

        2) Вскоре и мне улыбнулось счастье   нашёлся сын. Слайд 10

        3) Вдруг я чувствую   кто-то берёт меня за плечо и толкает. Слайд 11

Слайд 12. Часть 2. Тире в БСП

 - Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Слайд 13

        1) Лес рубят щепки летят. Слайд 14

        2) Назвался груздём   полезай в кузов. Слайд 15

        3) Ввысь взлетает Сокол  жмётся Уж к земле. Слайд 16

        4) Проснулся пять станций убежало. Слайд 17

        5) Молвит слово  соловей поёт. Слайд 18

        6) Солнце дымное встаёт будет день горячий. Слайд 19

V. Обобщение. Слайд 20

:         1) 2-я часть имеет значение причины; Клик

        2) 2-я часть имеет значение пояснения; Клик

        3) 2-я часть имеет значение изъяснения. Клик

 -         1) 1-я часть имеет значение времени или условия; Клик

        2) содержание 1-й части противопоставляется содержанию 2-й; Клик

        3) быстрая смена событий, неожиданный рез-тат; Клик

        4) сравнение того, о чём говорится в одном, с тем, что сказано в другом; Клик

        5) 2-е заключает  результат  или вывод того, что говорится в 1-м. Клик

VI. Практикум. Слайд 21

1. Задание. Списать, расставив знаки препинания.

        1) Они франты опуская свой оплетённый  стакан в колодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут руками не  машут.  4) В лесах, горах, степях  ценные животные будем  охранять   наши  леса,  горы,  степи.  5) Ни одной птицы не слышно все приютились и замолкли. 6) Лук царевич  опустил;  смотрит  коршун  в  небе  тонет  и  не птичьим  криком стонет.  7) Я выглянул из кибитки  всё было  мрак  и  вихорь.  8) Посмотрит  рублём   подарит. 9)  Ехал  сюда  рожь  только  начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно  эту рожь  люди едят,  новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода  странность  он  до  смерти  не  любил  пересказывать одно и то же.

2. Самостоятельная проверка. (Предложения с расставленными знаками препинания выводятся на экран) Слайд 22

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Слайд 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие и тире в бессоюз- ном сложном предложении. Обобще-ние » Учитель Васильева В.А.

Слайд 2

Четырнадцатое апреля. Классная работа. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Закрепление.

Слайд 3

Повторение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 1. Какие предложения называются бессоюзными? 2. В каких случаях между частями бессоюзного слож- ного предложения ставится запятая? Приведите примеры. 3. В каких случаях между частями бессоюзного слож- ного предложения ставится точка с запятой? Приведите примеры.

Слайд 4

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче ста-новился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажа-лась ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу приближалась довольно скучная пора стоял ноябрь уж у двора. 2) Ут- ро было свежее славное мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках. 3) Один из людей громко сказал что-то мать вздрогнула все встали она тоже поднялась. 4) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга они разрезаны Волгой перекинулись через неё и рассыпались растаяли в туманах. Самостоятельная работа. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Слайд 5

1) | Уж небо осенью дышало | , | уж реже солнышко блистало | , | коро - че становился день | ; | лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась | ; | ложился на поля туман | , | гусей крикливых караван тя - нулся к югу | ; | приближалась довольно скучная пора | ; | стоял ноябрь уж у двора | . 2) | Утро было свежее , славное | ; | мелкая роса высыпала на листьях и травах , блистала серебром на паутинках | . 3) | Один из лю - дей громко сказал что-то | , | мать вздрогнула | , | все встали | , | она тоже поднялась | . 4) | Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне | ; | сквозь се - роватую мглу чуть видны под горою широкие луга | ; | они разрезаны Волгой , перекинулись через неё и рассыпались , растаяли в туманах | . Проверим?

Слайд 6

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 7

Вопросы и задания. 1. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие? 2. Каким предложениям синонимичны бессоюзные сложные предложения? 3. Вспомните порядок анализа бессоюзного сложно- го предложения, помогающего правильно поста- вить знаки препинания. 1. Найти грамматическую основу, выделить части предло-жения, отметить их границы. 2. Определить смысловые отношения между частями бес-союзного сложного предложения (для проверки подста-вить возможные союзы).

Слайд 8

Практическое занятие

Слайд 9

Матросы спали на палубе внизу было душно. | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . потому что | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . указывает причину первого | Матросы спали на палубе | | внизу было душно | . Матросы спали на палубе : внизу было душно . :

Слайд 10

Вскоре и мне улыбнулось счастье нашёлся сын. | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . а именно | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . раскрывает содержание 1-го | Вскоре и мне улыбнулось счастье | | нашёлся сын | . : Вскоре и мне улыбнулось счастье : нашёлся сын.

Слайд 11

Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . что | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . дополняет первое | Вдруг я чувствую | | кто-то берёт меня за плечо и толкает | . Вдруг я чувствую : кто-то берёт меня за плечо и толкает. :

Слайд 12

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 13

Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Практическое занятие

Слайд 14

Лес рубят щепки летят. | Лес рубят | | щепки летят | . когда | Лес рубят | | щепки летят | . Время совершения действия 2-го | Лес рубят | | щепки летят | . Лес рубят - щепки летят. _

Слайд 15

Назвался груздём полезай в кузов. | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Если | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Условие совершения действия 2-го | Назвался груздём | | полезай в кузов | . Назвался груздём - полезай в кузов. -

Слайд 16

Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . а | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . противопоставление | Ввысь взлетает Сокол | | жмётся Уж к земле | . Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. -

Слайд 17

Проснулся пять станций убежало. | Проснулся | | пять станций убежало | . быстрая смена событий, неожиданный результат | Проснулся | | пять станций убежало | . Проснулся - пять станций убежало. -

Слайд 18

Молвит слово соловей поёт. | Молвит слово | | соловей поёт | . как, будто, словно | Молвит слово | | соловей поёт | . сравнение | Молвит слово | | соловей поёт | . Молвит слово - соловей поёт. _

Слайд 19

Солнце дымное встаёт будет день горячий. Солнце дымное встаёт будет день горячий . так что, поэтому | Солнце дымное встаёт | | будет день горячий | . результат, вывод из того, о чём говорится в 1-ом | Солнце дымное встаёт | | будет день горячий | . Солнце дымное встаёт - будет день горячий. _

Слайд 20

Обобщение : 1) 2-я часть имеет значение причины; 2) 2-я часть имеет значение пояснения; 3) 2-я часть имеет значение изъяснения. _ 1) 1- я часть имеет значение времени или условия; 2) содержание 1-й части противопоставляется со- держанию 2-й; 3) быстрая смена событий, неожиданный рез-тат; 4) сравнение того, о чём говорится в одном, с тем, что сказано в другом; 5) 2-е заключает результат или вывод того, что говорится в 1-м.

Слайд 21

Практикум Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Они франты опуская свой оплетённый стакан в ко-лодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут руками не машут. 4) В лесах, горах, степях ценные животные будем охранять наши леса, горы, степи. 5) Ни одной птицы не слышно все приютились и замолкли. 6) Лук ца-ревич опустил; смотрит коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 7) Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь. 8) Посмотрит рублём подарит. 9) Ехал сюда рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят, новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность он до смерти не любил пересказы-вать одно и то же.

Слайд 22

Проверим! 1) Они франты : опуская свой оплетённый стакан в ко-лодезь, они принимают академические позы. 2) Служить бы рад - прислуживаться тошно. 3) Пашню пашут – ру-ками не машут. 4) В лесах, горах, степях ценные живот-ные - будем охранять наши леса, горы, степи. 5) Ни од-ной птицы не слышно : все приютились и замолкли. 6)Лук царевич опустил; смотрит : коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 7) Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихорь. 8) Посмотрит - рублём подарит. 9) Ехал сюда - рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят, новая опять по-спевает. 10) За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность : он до смерти не любил пересказывать одно и то же.

Слайд 23

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Урок русского языка. Обучение на дому.8 класс.«Словосочетание. Простое и сложное предложение»

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний Задачи урока: - закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Презентация по теме "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении"

В презентации представлен материал для усвоения темы о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении. Презентация предназначена прежде всего для учащихся девятого класса....

Презентация к уроку в 9 классе "Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях"

Презентация содержит как теоретические, так и практические материалы для обобщения и закрепления темы "Двоеточие и тире в БСП"....