Урок ФГОС по теме "Словосочетание" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по теме "Словосочетание" (учебник Быстровой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_po_teme_slovosochetanie_v_5_klasse.docx | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме: «Словосочетания».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов :формирование знаний о словосочетании.
Планируемые результаты:
Личностные:
обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Предметные:
обучающийся научится отличать словосочетания от предложений,
обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.
Метапредметные УУД :
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
Регулятивные УУД :
обучающийся научится целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,
обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов
обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.
Коммуникативные УУД :
обучающийся научится приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Предметно- образовательная среда: лист самооценки, компьютер, учебник, карточки, эталоны заданий и упражнений, компьютер,
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Доброе утро, ребята!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка – земля,
Здравствуйте, мои друзья.
С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Ученики. Получить новые знания.
Учитель. Все готовы получить новые знания?
Ученик. Готовы.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проверка домашнего задания.
Учитель. Тогда проверим домашнее задание.
Те, кто выполнил упражнение 77 учебника из параграфа 15, проверьте свою работу по эталону, который проецируется на экране.
Учитель. Те учащиеся, которые выполнили задание на карточке , проверьте свои ответы по эталону на листочках. Те, кто выполнил упражнение 79 учебника, подойдите ко мне.
Эталон к упражнению 77.
Безобразники, хулиганы, я вам покажу, где раки зимуют, крокодилы несчастные, зелёные, чтобы вам пусто было.
Эталон к карточке
1. Помогать (кому?) другу; попросить (что?) помощь; участвовать (где?) в походе, восхищаться (чем?) подвигом; познакомиться (с кем?) с соседом; дописать (что?) письмо; покрасить (что?) стену; отзываться (как?) похвалой; читать(как?) громко; отдавать (что?) книгу; объединиться (во что?) в группы.
2. В последнем словосочетании «объединиться в группы» зависимое слово «группы» является именем существительным.
3. Отдавать – дать; объединиться – единый.
Эталон к упражнению 79
Что может произойти, если не будет знаков препинания? По-моему, если не будет знаков препинания, станет скучной и однообразной и наша жизнь. Это же мы видим и в тексте А.Каневского. Во-первых, без точек мы не видели бы границы предложений. Во-вторых, потеряв запятые, мы перестали бы строить сложные предложения. В-третьих, мы перестали бы различать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Мы забыли бы, что такое интонация. Исчезла бы выразительность нашей речи. Без пауз и каких-либо границ между словами наша речь стала бы нечленораздельной. Люди перестали бы друг друга понимать. Вот что произошло бы, не будь у нас знаков препинания! |
Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил упражнение 77 без ошибок. У кого какие недочеты?
Ученик. Я не поставил запятую после слова «хулиганы».
Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке без ошибок? У кого какие ошибки?
Ученик. А у меня ошибка в определении главного слова в сочетании «попросить помощь».
Ученик. Я неправильно поставил вопрос в последнем словосочетании.
Ученик. У меня получился неполный ответ.
Ученик. Я подобрал проверочное слово неправильно.
Учитель. А как вы справились заданием упражнения 79?
Ученик. У меня получился неполный ответ.
Учитель. Ребята, на ваших столах лежат карточки для самооценки. Оцените свою работу на этом этапе урока.
Лист самооценки ученика_____Ф.И._____________ по теме «Словосочетание»
Задания | Оценка ученика | Оценка учителя |
1.Проверка домашнего задания |
| |
2.Работа в парах | ||
3.Работа в группе 4.Самостоятельная работа | ||
5.Тестовые задания |
Учитель. Итак, на каком уровне усвоена тема и выполнено домашнее задание?
Ученики. Мне кажется, на удовлетворительном уровне, потому что мы еще допускаем ошибки.
Учитель. Что нужно делать дальше?
Ученики. Нам надо потренироваться.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Тогда посмотрите на доску. Там написаны два предложения.
Из этих предложений выпишите все словосочетания.
- На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами.
- Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны.
Учитель. Сопоставьте свои ответы с эталоном. Оцените свою работу на этом этапе урока на листах самооценки.
Эталон к заданию
Сидели на ветвях , красногрудые попугаи, золотисто-зеленые попугаи, на ветвях деревьев, странными голосами, росли на улицах, высокие тополя, на широких улицах, тенистые каштаны
Учитель. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. У меня из первого предложения подлежащее и сказуемое неправильно взяты как словосочетание.
Ученик. У меня «сидели и кричали» неправильно выбрано.
Учитель. А вы можете объяснить, почему так случилось? Какова же проблема?
Ученик. Мы не можем определять словосочетания.
Ученики. У нас не хватает знаний.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?
Учитель. Научиться определять словосочетания.
Учитель. Как сформулировать тему?
Ученики. Словосочетание.
Учитель. Какой метод предлагаете ?
Ученики. Работу с учебником.
V .Реализация построения проекта.
Учитель. Тогда откройте учебники и прочитайте параграф 16 .
Учитель. Что вы узнали из 16 параграфа учебника?
Ученик. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер, зависимое – добрый.
Ученик. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например: рубить топором (чем?)
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:
Жить (где?) в лесу, солнечного (какого?) дня
Ученик. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения и сочетания слов самостоятельной и служебной части речи . Например:
Птицы зашумели. Тихо и спокойно шёл дождь. Около леса.
Ученик. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Например:
Ласковое солнце (прил.+ сущ.), грустный человек (прил. + сущ.)
Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например: долго работать (нареч.+глаг.)
Учитель.
Теперь мы можем объяснить , почему мы допустили ошибки в начале урока?.
Ученик. Мы не знали словосочетания, подлежащее и сказуемое отметили как словосочетание.
Ученик. И однородные члены ,оказывается, тоже не являются словосочетаниями.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.
Ученик. Теперь мы знаем, что такое словосочетание.
Учитель. Давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка. Используется видеоролик.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей деятельности?
Ученик. Нам нужно закрепить знания о словосочетаниях..
Учитель. Тогда выполняем задание, которое проецируется на доске , при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование.
Задание : распределите словосочетания в зависимости от вида .
Возраст деревьев, чистые воды, лежат на полу, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаешь грамматику, участник войны.
Эталон к заданию
Именные Глагольные
Возраст деревьев лежат на полу
Чистые воды изобразил на картине
Краски осени дружно работать
Бег лошади поздравить друга
Пение птиц гордиться дедом
Участник войны изучаешь грамматику
Страстное желание объединить усилия
Учитель. Оцените свои работы на листах самооценки.
Учитель. Давайте продолжим закрепление. Поработаем в группах.
Задание. Из текста выберите словосочетания и распределите в две группы.
Учитель. Проверьте свои ответы с эталоном, который проецируется на доске.
Эталон к заданию
1.Деревянный дом, пушистый снег, проливной дождь, дом из кирпича, ручка двери.
2.Бежать быстро, летает над морем, читать громко, восхищались подвигом, объединяться в группы.
Учитель. Какие затруднения испытывали здесь?
Ученик. У нас возник спор при определении словосочетания из третьего предложения.
Учитель. Оцените свою работу на листах самооценки.
Учитель. Следующая наша работа . Поработаем в парах.
Задание. Из текста упражнения 81 учебника найдите все словосочетания, определите главное и зависимое слово, поставьте вопрос к зависимому слову.
Эталон к упражнению 81
Что? Кого? Какие? Чего?
Примерять джинсы, примирять друзей, стройные березки, водитель автобуса,
Во что? Что? Куда? Чего?
играть в футбол, спиши задание, спешить домой, оглавление книги.
Учитель. Какие вы испытывали затруднения при выполнении заданий?
Ученик. Было затруднение при определении главного слова в двух словосочетаниях.
Ученик. Я поставил другой вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании «играть в футбол».
Учитель. Оцените свою работу на этом этапе урока.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Как проверить, усвоена новая тема или нет?
Ученик. Нужно поработать самостоятельно.
Учитель. А теперь вы сможете работать самостоятельно?
Ученики. Да.
Учитель. Для самостоятельной работы я подготовила следующее задание. Поработаем по карточке.
Задание. Из текста, который у вас на карточках, выпишите все словосочетания и определите их вид.
Эталон для проверки самостоятельной работы
Бежал быстро – глагольное,
чахлая рябина –именное,
по редкому лесу – именное,
по сосновому лесу – именное,
против ветра – глагольное,
мокнет под дождем – глагольное,
болтливые воды- именное,
белые облака- именное,
проходят чередой- глагольное,
таяли в тучах- глагольное,
тихо плыли- глагольное.
Учитель. У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?
Ученик. У меня ошибка в одном словосочетании.
Ученик. Я неправильно отметил вид одного словосочетания.
Учитель. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.
Учитель. Оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Достаточно ли мы с вами выполнили задания? Давайте проверим свои знания.
Учитель. Тогда мы поработаем по индивидуальным карточкам.
Задание. Составьте словосочетания «сущ.+прил.», «глагол+ наречие», «сущ.+ сущ.» из данных слов, которые даны в ваших карточках.
Эталон к карточкам
Ясное солнышко, ясный месяц, царские палаты, сырая земля, веселый разговор, пернатые гости, кричат громко, заповедник для птиц, сидят спокойно, белые облака.
Учитель. Проверьте свои ответы по эталону.
Учитель. Учащимся было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найдите их.
1.Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.
а) тёплый ветер;
б) пролетает над полями;
в) пролетает и поднимает;
г) пролетает ветер;
д) поднимает пыль;
е) цветочную пыль.
2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
а) весенние ветерки;
б) пахнули травой;
в) ветерки пахнули;
г) травой и гнёздами;
д) свежей травой;
е) птичьими гнёздами;
ж) весенними гнёздами.
3. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
а) дорога к станции;
б) вилась к станции;
в) вилась и спускалась;
г) вилась в ложбинки;
д) дорога вилась;
е) вилась по тропинке;
ж) в сырые ложбинки;
з) в ложбинки.
Учитель. Правильно ли вы отметили ошибки учащихся? Проверьте свою работу.
Ответ: 1 – в, г. 2 – в, г . 3 – в, д, з.
Учитель. Итак, как вы справились с этим заданием?
Ученик. У меня во втором предложении не указаны подлежащее и сказуемое как ошибка.
Учитель. Молодцы!
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.
Ученик. Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания.
Ученик. Теперь знаем какие бывают словосочетания.
Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание:
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.
1Кто научился определять словосочетания , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №90 из параграфа 16.
2. Кто научился определять словосочетания, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить виды словосочетаний, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 92.
3. Кто научился определять словосочетания и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 словосочетаний глагольных и именных.
4. Задания для умников и умниц!
Составьте небольшой рассказ на тему «Мое любимое произведение» и отметьте в них 5-6 словосочетаний и определите их вид.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект урока ФГОС география 5 класс
Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе....
Разработка урока ФГОС в 5 классе по теме "Конструирование швейных изделий"
Данный материал содержит план урока...
Конспект урока ФГОС. Технология. 5 класс.
Тема: Работа с лоскутом. Прихватка из двух квадратов....
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»...
Технологическая карта урока ФГОС . Физика 8 класс «Удельная теплота плавления»
Проект урока по теме «Удельная теплота плавления»...