Тема урока «Время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Головкова Ольга Николаевна

Тема урока «Время глагола»

Класс 5

Образовательные цели урока: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразова­нию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Ресурсы:

·        учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

·        раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

Методы и формы обучения: поисковый;

индивидуальная, групповая, фронтальная

Тип урока Комбинированный урок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass_russk_attestatsiya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Время глагола»

Класс 5

Образовательные цели урока: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Ресурсы:

  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

Методы и формы обучения: поисковый;

индивидуальная, групповая, фронтальная 

Тип урока Комбинированный урок

Технологическая карта урока

Этапы

урока

О6учаюие и развивающие  компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности

Вступительное слово

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

На доске: слово «время»»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные ма- гериалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками иди самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммумикатинные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию других, в том числе и отличную от своей)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученною, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Ребята, как вы понимаете значение этого слова?

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно  или  при  незначительной помощи учителя)

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу.

А теперь давайте посотрим, как объясняет нам толкование этого слова Ожегов Сергей Иванович

Прочитайте выражения (на рабочем листе);

Время летит .

Время разум даст.  

Вс якой вещи время.

Делу время, потехе - час.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Поощрительные: выполняют учебно-познаватсльные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Комчуникатинные: слушают. задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление ме- ста и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, работа с деформиро ванным текстом. Раскрытие сущности новых понятий.усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Задание на рабочем листе:

Рыженький котик сидеть на окошке.

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть.

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать.

Кота к себе кликать.

Пойдем, котик, на улицу гулять.

Курочек соседских попугать

 Будем вместе на улице ходить

 И о разном с тобой будем говорить.

  • Какой недостаток текста вы заметили? (Глаголы записаны в неправильной форме.)
  • Исправьте глаголы и прочитайте так, чтобы стихотворение звучало правильно.
  • На какие группы можно разделить эти глаголы?

 сидел -сидит - будем ходить

увидел - глядит - будем говорить

спел -мурлычет

поел -кличет

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают  недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

А вы, я вижу, немного устали. Без физкультминутки не обойтись.

Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. Спасибо, садитесь!

Выполняют движения в соответствии с текстом

4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

беседа, обсуждение результатов наблюдения

Итак, мы распределили на группы глаголы

сидел -сидит - будем ходить

увидел - глядит - будем говорить

спел -мурлычет

поел -кличет

    Попробуйте определить тему урока. (Время глагола)

 (запись числа и темы в тетрадь)

    Сформулируем цели урока?

(Сегодня на уроке мы будем изучать времена глагола,будем учиться изменять глаголы по временам, вспоним времена глагола).

    Организует  и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. связывая успехи с усилиями. трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

5. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 115. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

  1. - Что объясняет учитель ученику? (учитель ученику объясняет решение задачи)

- Глагол какого времени употребили? (наст.вр)

- Как определили время глагола? (по вопросам)

  1. – Допустил ли, на ваш взгляд, ошибки ученик, сидящий за компьютером?

Ученик работал на компьютере и допустил ошибку.

- Форму какого времени глагола мы использовали? (прош.время)

  1. - Будет ли работать на компьютере ждущий своей очереди ученик?

Ученик будет работать на компьютере.

- Определите время глагола

Будет работать – измените по временам (работал, работает)

Итак, высказывая свои мысли, суждения, мы употребляем в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Чтение теоретического материала.

Упр. 654

Выполняют упражнение

Анализ языкового материала, конструирование языкового материала

6. Творческая практическая деятельность но реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Работа с текстом (на рабочем листе).

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Выполнение творческих задании на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Задание.

Выпишите в таблицу глаголы, распределив их по временам

 

Наст. вр.

Прош. вр

Буд. вр

Сов. вид

 

Застучала
Потеплел
Потемнел
Осел
Умчались

Выбросят
Прилетят
Поплывут
Заблестят
Наполнят

Несов. вид

Дышит
Оставляет

Дышал
Оставлял

Будет дышать
Будут оставлять

 Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.

– Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его  решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих фуппах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров

Ответьте на вопросы:

  •  Что вы делали на уроке математики?
  •  Что вы делаете на уроке русского языка?
  •  Что вы будете делать после уроков?

Выполнение упражнения 654.

Контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовав, в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познаватсльные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины преодоления

8. Самостоятельная работа

Выполнение упражнения на основе текста

Спишите текст и укажите времена глаголов.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег.

Холодный ветер изредка набегает легкой волной.

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки.

Деревья ждут, когда наступит надежное тепло.

Выполняют

упражнения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

9. Вклю- чение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы

Работа с текстом (на слайде).

Задание.

Прочитайте, озаглавьте текст. Выпишите из текста глаголы, укажите их вид. Поставьте эти глаголы в форму будущего времени.

Наступили первые осенние заморозки. С низкорослых кустов начинает исчезать багряная листва. С деревьев бесконечным дождем рассыпаются листья. Расщепилась красавица осень на краски! Реже стали распевать веселые песни птицы. Они готовятся к отлету на юг. Ранним утром и поздним вечером легкий морозец беспощаден к ним. Птицам становится холодно и голодно. Не жалуются на бескормицу в эту пору только дрозды. С большим аппетитом набрасываются они на сочные гроздья рябины. Все чаще по ночам изморозь бесшумно окутывает деревья.

Выполняют задание, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Полнавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

  • Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

Урок понравился - карточку с улыбаюшимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных. сложных умений: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу

11. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Лес просыпается». Употребить в нем глаголы, стоящие во всех временах.

Записывают задание в дневник

12.

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».

Урок  родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прошедшее время глагола"

Цель данного урока – познакомить пятиклассников с образованием формы прошедшего времени глагола, проверить усвоение ранее изученных тем «Правописание –ться   и  -тся  в  глаго...

Разработка урока русского языка в 5 классе с применением ЭОР. Тема занятия:"Времена глагола".

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориен...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Презентация к уроку содержит известные стихотворения детских писателей на основе которых ученикам проще и интеренее понять материал и тему урока. Физкльтминутку может провести ученик....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК М.М. Разумовской и др. Тема урока: «Времена глагола»

Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения. Тему урока обучающиеся определяют по анаграмме, предложенной учителем. Используется работа в парах, взаимопроверка; составление кластер...

Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...