Этапы урока | О6учаюие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | создается атмосфера доброжелательности и творческой активности Вступительное слово Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться.
На доске: слово «время»» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные ма- гериалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками иди самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммумикатинные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию других, в том числе и отличную от своей) |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученною, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
| Ребята, как вы понимаете значение этого слова? Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. А теперь давайте посотрим, как объясняет нам толкование этого слова Ожегов Сергей Иванович
Прочитайте выражения (на рабочем листе); Время летит . Время разум даст. Вс якой вещи время. Делу время, потехе - час. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Поощрительные: выполняют учебно-познаватсльные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Комчуникатинные: слушают. задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление ме- ста и причины затруднения
| Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, работа с деформиро ванным текстом. Раскрытие сущности новых понятий.усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Задание на рабочем листе: Рыженький котик сидеть на окошке. И увидеть он знакомую кошку. Он ей песню спеть, А потом поесть. Вот теперь сидеть. На неё глядеть. Кисонька мурлыкать. Кота к себе кликать. Пойдем, котик, на улицу гулять. Курочек соседских попугать Будем вместе на улице ходить И о разном с тобой будем говорить. - Какой недостаток текста вы заметили? (Глаголы записаны в неправильной форме.)
- Исправьте глаголы и прочитайте так, чтобы стихотворение звучало правильно.
- На какие группы можно разделить эти глаголы?
сидел -сидит - будем ходить увидел - глядит - будем говорить спел -мурлычет поел -кличет | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
| Физкультминутка | А вы, я вижу, немного устали. Без физкультминутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. Спасибо, садитесь!
| Выполняют движения в соответствии с текстом |
|
4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. беседа, обсуждение результатов наблюдения | Итак, мы распределили на группы глаголы сидел -сидит - будем ходить увидел - глядит - будем говорить спел -мурлычет поел -кличет Попробуйте определить тему урока. (Время глагола) (запись числа и темы в тетрадь) Сформулируем цели урока? (Сегодня на уроке мы будем изучать времена глагола,будем учиться изменять глаголы по временам, вспоним времена глагола).
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. связывая успехи с усилиями. трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану |
5. Работа с учебником |
| Откройте учебник на странице 115. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. - - Что объясняет учитель ученику? (учитель ученику объясняет решение задачи)
- Глагол какого времени употребили? (наст.вр) - Как определили время глагола? (по вопросам) - – Допустил ли, на ваш взгляд, ошибки ученик, сидящий за компьютером?
Ученик работал на компьютере и допустил ошибку. - Форму какого времени глагола мы использовали? (прош.время) - - Будет ли работать на компьютере ждущий своей очереди ученик?
Ученик будет работать на компьютере. - Определите время глагола Будет работать – измените по временам (работал, работает) Итак, высказывая свои мысли, суждения, мы употребляем в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Чтение теоретического материала.
Упр. 654 | Выполняют упражнение | Анализ языкового материала, конструирование языкового материала |
6. Творческая практическая деятельность но реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Работа с текстом (на рабочем листе). Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. |
| Выполнение творческих задании на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля
| Задание. Выпишите в таблицу глаголы, распределив их по временам | Наст. вр. | Прош. вр | Буд. вр | Сов. вид | | Застучала Потеплел Потемнел Осел Умчались | Выбросят Прилетят Поплывут Заблестят Наполнят | Несов. вид | Дышит Оставляет | Дышал Оставлял | Будет дышать Будут оставлять |
Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть. Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени. – Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).
|
| Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих фуппах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
| Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров |
Ответьте на вопросы: - Что вы делали на уроке математики?
- Что вы делаете на уроке русского языка?
- Что вы будете делать после уроков?
Выполнение упражнения 654. Контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовав, в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познаватсльные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины преодоления
|
8. Самостоятельная работа | Выполнение упражнения на основе текста | Спишите текст и укажите времена глаголов. Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Холодный ветер изредка набегает легкой волной. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки. Деревья ждут, когда наступит надежное тепло.
| Выполняют упражнения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
|
|
|
|
|
|
9. Вклю- чение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы | Работа с текстом (на слайде). Задание. Прочитайте, озаглавьте текст. Выпишите из текста глаголы, укажите их вид. Поставьте эти глаголы в форму будущего времени. Наступили первые осенние заморозки. С низкорослых кустов начинает исчезать багряная листва. С деревьев бесконечным дождем рассыпаются листья. Расщепилась красавица осень на краски! Реже стали распевать веселые песни птицы. Они готовятся к отлету на юг. Ранним утром и поздним вечером легкий морозец беспощаден к ним. Птицам становится холодно и голодно. Не жалуются на бескормицу в эту пору только дрозды. С большим аппетитом набрасываются они на сочные гроздья рябины. Все чаще по ночам изморозь бесшумно окутывает деревья. | Выполняют задание, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека Полнавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбаюшимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных. сложных умений: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу |
11. Домашнее задание |
| Написать сочинение-миниатюру «Лес просыпается». Употребить в нем глаголы, стоящие во всех временах.
| Записывают задание в дневник |
|
12. Оценивание |
|
|
|
|