Разработка урока русского языка в 5 классе с применением ЭОР. Тема занятия:"Времена глагола".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться ИКТ-средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока русского языка в 5 классе с применением ЭОР. Тема занятия:"Времена глагола". | 74.5 КБ |
prezentatsiya.rar | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами.
Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий (учебно-лабораторного оборудования системы PROClass).
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование, обеспечивающее выполнение всеми обучающимися практической части рабочей программы учебного предмета, курсов внеурочной деятельности.
В своей деятельности я часто применяю систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. Данная интерактивная система тестирования предназначена для оперативной проверки знаний учащихся и позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учеником.
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.
В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Времена глагола» в 5 классе. Урок представляет собой созданную средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийную презентацию и включает тестовые задания, выполненные в системе PROClass.
Урок разработан в соответствии с программой русского языка для основной общеобразовательной школы.
Тема урока: «Времена глагола».
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки, учебно-лабораторное оборудование PROClass.
Тип урока: комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и получение новых знаний о временах глагола.
Цель урока:
Совершенствование навыка определения временных форм глагола.
В ходе урока решаются следующие задачи:
Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола и образовывать их.
- Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; развивать практические умения работы учащихся в системе PROClass.
- Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уваже-ния к слову через сказки А.С. Пушкина.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
По своей структуре данный урок является комбинированным.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Закрепление знаний учащихся о временных формах глагола в речи. Совершенствование умений правильно определять временные формы глаголов. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование навыка работы с учебно-лабораторным оборудованием (системой PROClass).
Методы и приемы:
- исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей.
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые приехали сегодня в нашу школу и пожелаем всем доброго здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться результатов | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Мотивация | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Читает под музыку Бетховена стих. отрывок Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Все Ваши строчки хороши, Частичка Вашей в ней души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет. - Ребята, как вы думаете, кому посвящены эти строчки? - Конечно, это великий русский поэт А.С. Пушкин. - Какое событие, связанное с биографией А.С. Пушкина, в этом году все мы будем отмечать? (215 лет со дня рождения) Творчество Пушкина многогранно. Знакомство с ним начинается еще в раннем детстве со сказок. Вот и сегодня на уроке мы с вами еще раз откроем страницы сказок А.С. Пушкина. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) |
3. | Актуализа-ция знаний | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | -Давайте прочитаем отрывок из сказки Пушкина. Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Сказка о рыбаке и рыбке. -Какие слова обозначают действия сказочных персонажей? Глаголы. - Давайте их выпишем. Сидит, стоит, ругает, выпросил. -Что общего и что объединяет эту группу слов? Какое слово лишнее и почему? -Читаем второй стихотворный отрывок. - Назовите сказку. Сказка о царе Салтане. - Выпишите глаголы. Пряли, была, говорит, приготовила. - Прочитаем следующий отрывок. - Из какой он сказки? Сказка о золотом пе-тушке. - Выпишите глаголы. Посади, молвил, будет. -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Времена глагола». - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? - Определяет вместе с учениками цели урока. | Читают стихотв. отрывки, называют сказки. Выписывают на доске глаголы, определяют лишний глагол (по вопросу). Определяют тему и цели урока. | Познавательные: осознавать познавательную задачу. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы,осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других. |
4. | «Открытие» новых знаний | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | - Ребята, а что такое время? Время - это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи. - Сегодня на уроке мы проведем исследование временных форм глагола. Вопросы для исследования 1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К какому виду относятся? 4. Какие имеют окончания? 5. Как изменяются? (определить число, лицо, род) 1 группа Предмет исследования: глаголы прошедшего времени. 2 группа Предмет исследования: глаголы настоящего времени. 3 группа Предмет исследования: глаголы будущего времени. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. | Начинают групповую работу по исследованию временных форм глагола. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. |
5. | Закрепление, обобщение материала. | Слайд 16 | Слушает результаты исследования учащихся корректирует /при необходимости/. Составление обобщающей таблицы. Работа с таблицей. - Какие особенности есть у каждой времен-ной формы глагола? - Чем отличаются временные формы глагола друг от друга? - Что общего? | Зачитывают результаты своего исследования. Делают обобщающий вывод | |
6. | Контроль усвоения полученных знаний. Интерактив-ный тест. | Слайды 17-29 | Учитель читает вопросы и варианты ответа, а ученики выбирают правильный ответ с помощью оборудования PROClass. Приложение. Подводится итог теста, выставляются отметки. | Отвечают на вопросы теста. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -уметь работать с системой контроля знаний PROCLASS Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль |
7. | Рефлексия. | Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями. Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). | Делают самоанализ. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | |
8. | Домашнее задание. | Слайд 30 | Выписать из сказок А.С. Пушкина глаголы прошедшего, настоящ. и будущего времени. |
Вывод.
Проведение урока с применением учебно-лабораторного оборудования (системы PROClass) позволяет добиться следующих результатов:
- рационально использовать учебное время;
- своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях учеников;
- повысить мотивацию учебно-познавательной дейтельности обучающихся;
- объективно оценивать ЗУН учащихся;
- систематически контролировать администрации уровень обученности детей;
- система дает универсальное средство для оценки знаний учащихся всего региона или одной школы в режиме реального времени.
Использованная литература.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; / Издательский центр “Академия”, М., 2000.
- Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
- Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
Интернет-ресурсы
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-ikt-v-obrazovatelnom-protsesse
- http://festival.1september.ru/articles/602227/
- http://reshenie71.ru/proclass/index_proclass.htm
- http://school16-zhg.blogspot.com/2013/01/proclass.html
Подписи к слайдам:
в 5 классе
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой
простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!...»
«
Сказка о рыбаке и рыбке»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Сказка о цареСалтане»
„
Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
«Сказка о золотом петушке»
ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА
Цели урока:
Повторить и систематизировать знания по теме «Времена глагола».
Научиться определять временные формы глагола и образовывать их.
Время
– это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.
Вопросы для исследования
Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи?
На какие вопросы отвечают?
К какому виду относятся?
Какие имеют окончания?
5. Как изменяются?
(определить число, лицо, род)
Предмет исследования 1 группы
Глаголы
прошедшего
времени
смотрел
смотрела
смотрело
смотрели
посмотрел
посмотрела
посмотрело
посмотрели
Предмет исследования 2 группы
Глаголы
настоящего
времени
читаю
читаешь
читает
читаем
читаете
читают
учу
учишь
учит
учим
учите
учат
Предмет исследования 3 группы
Глаголы
будущего
времени
(простая форма)
поеду
поедешь
поедет
поедем
поедете
поедут
увижу
увидишь
увидит
увидим
увидите
увидят
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вопросы исследования
Прошедшеевремя
Настоящее время
Будущее
время (п.ф.)
Что
обозначают?
Действие, которое предшествует моменту речи.
Действие, которое происходитвмоментречи.
Действие, которое произойдетпослемоментаречи.
На какие вопросы отвечают?
Что (с)делал?
Что (с)делала?
Что (с)делало?
Что(с)делали?
Что делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Чтоделаем?
Что делаете?
Что делают?
Что сделаю?
Что сделаешь?
Что сделает?
Что сделаем?
Что сделаете?
Что сделают?
К какому виду относятся?
Совершенный вид
Несовершенный вид
Несовершенный вид
Совершенный
вид
Какие имеют окончания?
-
а
-о
-и
-у,-ю; -ет, -ит;
-ешь, -ишь;
-ем,-им;-ете,-ите;
-ут, -ют; -ат, -ят;
-у,-ю; -ет, -ит;
-ешь, -ишь;
-ем,-им;-ете,-ите;
-ут, -ют; -ат, -ят;
Как изменяются?
По числам и родам
По числам и лицам
По числам и лицам
Т Е С Т
«ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА»
1. В форме какого времени глаголы называют действие или состояние предметов в момент речи?
А. Прошедшего
В. Настоящего
С. Будущего
2. В форме какого времени глаголы называют действие или состояние предметов до момента речи?
А. Прошедшего
В. Настоящего
С. Будущего
3. В форме какого времени глаголы называют действие или состояние предметов после момента речи?
А. Прошедшего
В. Настоящего
С. Будущего
4. По каким признакам нельзя определить время глагола?
А. По вопросу
В. По виду
С. По окончанию
D.По спряжению
5. Сколько времён у глаголов несовершенного вида?
А. 1
В. 2
С. 3
6. Сколько времён у глаголов совершенного вида?
А. 1
В. 2
С. 3
7. Нулевое окончание имеют глаголы
А. Прошедшего времени
В. Настоящего времени
С. Будущего времени
8. Суффикс –л- имеет глаголы
А. Настоящего времени
В. Прошедшего времени
С. Будущего времени
9. По числам и родам изменяются глаголы
А. Настоящего времени
В. Прошедшего времени
С. Будущего времени
10.Укажите строку, где все глаголы настоящего времени
А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте.
В. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил.
С. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит.
11.Укажите строку, где все глаголы прошедшего времени
А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте.
В. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил.
С. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит.
12.Укажите строку, где все глаголы будущего времени
А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте.
В. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил.
С. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит.
Домашнее задание:
Выписать из сказок
А.С. Пушкина глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
СПАСИБО
за
урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Разработка урока русского языка "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы."
Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы." для учащихся 8 класса предполагает работу в группах. Предлагаются задания разного уровня сложности. П...
Разработка урока русского языка 6 класс тема Фразеологизмы
Урок в форме настольной игры. На закрепление знаний по теме Фразеологизмы, повторения различий между фразеологизмами, афоризмами, пословицами.Разработка может быть использована на уроке литературы в 5...
Комментарии
Спасибо за материал!
Спасибо за материал!