Разработка заданий для оценки предметных результатов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
данная разработка была представлена во время прохождения курсов, соответствует их требованиям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка заданий для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное».
Введение
Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие (чему учить? ради чего учить? как учить?). В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Предметные задания
Задания базового уровня
1.
Нормы ГТО
С 2015 года в 12 областях России началось тестирование нового комплекса под названием «Готов к труду и обороне», рассчитанного на 11 возрастных групп. Ожидается, что к 2020 году количество выполнивших требования ГТО составит не менее 20 процентов от общего числа занимающихся физкультурой.
Среди новых испытаний – челночный бег, рывок гири массой 16 килограмм( для участников от 18 лет). Если тебе 11-12 лет, то ты на 3 ступени, а ребятам 13-15 лет присваивается 4 ступень для сдачи норм. А ты уже являешься участником этого движения?
ЗАДАНИЕ.
1) Спишите абзац на выбор, записав числительные словами.
2) Подчеркните числительные как члены предложения.
3) Выпишите из 1 абзаца числительное (на выбор) и просклоняйте его.
2. К пословицам из левого столбика подберите из правого столбика подходящие числительные, которые надо записать словами. Запишите получившиеся пословицы, прочитайте их. Подчеркните числительные как члены предложения.
….в поле не воин. | 7 |
У …..нянек дитя без глазу. | 1 |
За …. зайцами погонишься – ни ….не поймаешь. | 7 1 |
…… раз отмерь, …. раз отрежь | 2 1 |
…. блин комом. | 7 |
Не имей ….рублей, а имей …. друзей. | 2 |
Старый друг лучше новых …. | 100 |
….. вода на киселе. | 3 |
Обещанного …. года ждут. | 7 |
У тебя …. пятниц на неделе. | 1 |
Эталон:
Один в поле не воин
У семи нянек дитя без глазу
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь , один раз отрежь
Первый блин комом
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух
Седьмая вода на киселе.
Обещанного три года ждут
У тебя семь пятниц на неделе.
3. Прочитайте фрагмент книги А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Запишите числительные словами. Подчеркните Ь в числительных, выделите графически морфему, в которой пишется Ь.
Итак, 7 планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900000 дельцов, 311 миллионов честолюбцев - итого около 2 миллиардов взрослых.
Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что, пока не изобрели электричество, на всех 6 континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – 462511 человек.
Если поглядеть со стороны, это было великолепное зрелище. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии…
4. Запишите предложения, заменяя числительные словами. Определите разряд числительных. Подчеркните числительные как члены предложения. Обратившись к различным источникам, найдите даты памятных событий, которые будут отмечаться в 2016 году, составьте с ними предложения.
1. В 2016 году наша страна отметит 71 годовщину Великой Победы.
2. День защитника Отечества России установлен 23 февраля.
3. Каждый год 9 мая все народы России празднуют День Победы.
4. 4 ноября в России отмечают День народного единства.
5. 9 декабря в России чествуют Героев Отечества.
5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов). Используйте памятку «Способы сжатия текста».
Таинственное число
История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что необходимо использовать символы для написания чисел.
Семь – особое число, в нём некое волшебство.
Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ, семь раз отмерь, а один отрежь.
Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало.
Чем же это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Число семь считалось священным и было весьма распространено.
Вот оказывается, какая длинная история у этого известного всем знака.
(В.Иванова, З.Потиха)
Задания повышенного уровня сложности
(Задания составлены с использованием материалов книги Клубкова П.А. Говорите, пожалуйста, правильно)
- 1) КЛУБ «Любителей филологии»
Обсудите в группе из 9 человек (класс поделен на 3 группы) варианты ответов на следующие вопросы (у каждой группы – свой), выразите общую точку зрения. Ответы сверьте с эталоном.
1 группа: Преподаватели математики советуют ученикам для запоминания очень важного в геометрии числа подобрать осмысленную фразу, например: «Это я знаю и помню прекрасно, ах, многие знаки мне лишни, напрасны». Что это за число? Ваша версия?
2 группа: Что значит выражение «Семь пятниц на неделе»? Ведь у нас в неделе она одна?
3 группа: Какое отношение к теме «Имя числительное» может иметь слово «тьма»?
Эталон .
- Количество букв в словах и их порядок соответствуют количеству цифр и их значений в числе ПИ.
- Так говорят о человеке, который часто меняет свои решения, не выполнят своих обязанностей. В далекие времена именно пятница была свободным от работы днем. Это был базарный день, когда исполнялись различные торговые обязательства. Получая деньги, в пятницу давали обещание привезти товар на следующей неделе или вернуть деньги. О нарушителях этих обязательств первоначально и говорили, что у таких людей семь пятниц на неделе.
- В древне русском языке это слово было числительным и обозначало «десять тысяч». Обычно этим словом обозначалось множество, не поддающееся счету. Это значение сохранилось в некоторых выражениях и фразеологизмах: тьма тьмущая, тьма народу.
- 2)
Про ГТО
Значение слова «Афоризм», по Ожегову: Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. В 20 веке появилось новое, получившее широкое распространение выражение: «Готов к труду и обороне».
ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с его историей, впишите недостающие числительные СЛОВАМИ. Вы можете воспользоваться различными источниками информации.
Готов к труду и обороне – программа физкультурной подготовки в организациях в СССР, основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Существовала с …. по ….. год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Изменения вносились в эту систему с ….по….годы.
В …. году президент РФ Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». Но в обновленной версии ГТО был расширен возрастной ценз для участников, самому младшему должно быть не менее…., а старшему -…..лет.
(по материалам Интернета)
ЗАДАНИЕ 2. Обсуди с соседом по парте следующий вопрос: станет ли это выражение афоризмом? Свой ответ оформите письменно.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.
Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания. Проверьте свои ответы по эталону.
1) Слово миллион – производное, образовано с помощью суффикса -ОН-.
2) В древнерусском языке было существительное, обозначающее старинную меру длины – «локоть»?
3) В древнерусском языке словосочетание «тьма народу» обозначало неисчислимое количество людей.
4) ВСЕ из перечисленных далее слов: ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛКА, ТРЕВОЛНЕНИЕ, ТРЕНОЖНИК - имеют прямое отношение к числительном у ТРИ.
5)Существительное «ТРОЙНЯШКА» образовано от числительного «ТРИ»?
6) В предложении «Он приехал в город с тысячью рублями» шестое слово является существительным?
7) Если не знать, что «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ» - фразеологизм, можно подумать, что лоб у человека с такой характеристикой шириной…более метра!
Эталон.
№ | ответ | КОММЕНТАРИЙ |
1 | + | Слово «миллион» придумано итальянским путешественником Марко Поло. Образовано от милли («тысяча») с помощью суффикса -ОН(е), который в итальянском языке имеет такое же значение, как и русский суффикс -ИЩ- (домище, ножища). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
2 | + | Старинная мера длины – локоть - была равна 38-46 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
3 | - | Слово «тьма» в древнерусском языке было… числительным и обозначало «десять тысяч». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
4 | - | Слово «треволнение» («сильное волнение, беспокойство») имеют в своём составе старинную приставку ТРЕ- со значением «наивысшая степень качества» (то же – трезвон, треклятый). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
5 | - | Слово «тройняшка» образовано от существительного «тройня». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
6 | - | Слово «тысяча» может выступать как в функции существительного, так и в функции числительного (или согласуется с существительным (с одной тысячью), или управляет им (с одной тысячей). (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку) |
7 | + | Пядь равна расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18-20 см. Если эти числа умножить на 7, получим ширину лба от 126 до 140 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
Список использованной литературы и источников информации
- Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
- Волкова О.В. материалы курса «Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы». - http://edu.kpfu.ru/
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно – СПб.: «Норинт», 2000. – 192 ..: ил.
- Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс. – М., 2001. – 248 с.: ил.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 384 с.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
- http://eidos.ru/index.htm
- Электронный ресурс http://www.stadium.ru/news/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка предметных результатов достижения обучающихся физической культуре
Оценка предметных результатов достижения обучающихся физической культуре...
Лист оценки предметных результатов по физической культуре
Лист оценки предметных результатов ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-347817-1423496306.jpg)
Лист оценки предметных результатов по английскому языку
Лист оценки предметных результатов по английскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1036874-1705320276.jpg)
Разработка учебных заданий для формирования предметных результатов по английскому языку
Одно из основных условий повышения эффективности современного урока в соответствии с ФГОС это – активная учебная деятельность всех школьников с целью достижения предметных и личностных рез...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-398882-1600602351.jpg)
Разработка диагностического инструментария по оценке предметных результатов обучения
Статья описывает виды систем оценки предметных результатов, рассматриваются примеры использования диагностического инструментария....