Разработка заданий для оценки предметных результатов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Рябинина Алена Михайловна

данная разработка была представлена во время прохождения курсов, соответствует их требованиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка заданий для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное».

Введение

Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей,  которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».  Поэтому основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие  (чему учить? ради чего учить? как учить?). В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для  достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Предметные задания

Задания базового уровня

1.

 Нормы  ГТО

С 2015 года в 12 областях России началось тестирование нового комплекса под названием «Готов к труду и обороне», рассчитанного на 11 возрастных групп. Ожидается, что к 2020 году количество выполнивших требования ГТО составит не менее 20 процентов от общего числа занимающихся физкультурой.

Среди новых испытаний – челночный бег, рывок гири массой 16 килограмм( для участников от 18 лет). Если тебе 11-12 лет, то ты  на 3 ступени, а ребятам 13-15 лет присваивается 4 ступень для сдачи норм. А ты уже являешься участником этого движения?

     

  ЗАДАНИЕ.

1) Спишите абзац на выбор, записав числительные словами.

2) Подчеркните числительные как члены предложения.

3) Выпишите из 1 абзаца числительное (на выбор) и просклоняйте его.

2. К пословицам из левого столбика подберите из правого столбика подходящие числительные, которые надо записать словами. Запишите получившиеся  пословицы,  прочитайте их. Подчеркните числительные как члены предложения.

….в поле не воин.

7

У …..нянек дитя без глазу.

1

За   …. зайцами погонишься – ни ….не поймаешь.

7

1

……   раз отмерь, …. раз отрежь

2

1

….  блин комом.

7

Не имей ….рублей, а имей ….   друзей.

2

Старый друг лучше новых ….

100

….. вода на киселе.

3

Обещанного ….   года ждут.

7

У тебя …. пятниц на неделе.

1

Эталон:

Один в поле не воин

У семи нянек дитя без глазу

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь , один раз отрежь

Первый блин комом

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух

Седьмая вода на киселе.

Обещанного три года ждут

У тебя семь пятниц на неделе.

3. Прочитайте  фрагмент книги А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Запишите числительные словами. Подчеркните  Ь в числительных, выделите графически морфему, в которой пишется Ь.

Итак, 7  планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900000  дельцов,  311 миллионов честолюбцев - итого около 2 миллиардов взрослых.

        Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что, пока не изобрели электричество, на всех 6 континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – 462511 человек.

Если поглядеть со стороны, это было великолепное зрелище. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии…

4.  Запишите предложения, заменяя числительные словами. Определите разряд числительных. Подчеркните числительные как члены предложения.  Обратившись к различным источникам, найдите даты памятных событий, которые будут отмечаться  в 2016 году, составьте с ними предложения.

1.        В 2016 году наша страна отметит  71 годовщину Великой Победы.

2.        День защитника Отечества  России установлен 23 февраля.

3.        Каждый год  9 мая все народы России празднуют День Победы.

4.        4 ноября в России отмечают День народного единства.

5.       9 декабря в России чествуют Героев Отечества.

5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов).  Используйте памятку   «Способы сжатия текста».

Таинственное число

История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что необходимо использовать символы для написания чисел.

Семь – особое число, в нём некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ, семь раз отмерь, а один отрежь.

Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало.

Чем же это объяснить? Примерно четыре тысячи лет  тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число семь считалось священным и было весьма распространено.

Вот оказывается, какая длинная история у этого известного всем знака.

(В.Иванова, З.Потиха)

Задания повышенного уровня сложности

(Задания составлены с использованием материалов книги Клубкова П.А. Говорите, пожалуйста, правильно)

  • 1)        КЛУБ «Любителей филологии»

Обсудите в группе из 9 человек (класс поделен на 3 группы) варианты ответов на следующие вопросы (у каждой группы – свой), выразите общую точку зрения. Ответы сверьте с эталоном.

1 группа: Преподаватели математики советуют ученикам для запоминания очень важного в геометрии числа подобрать осмысленную фразу, например: «Это я знаю и помню прекрасно, ах, многие знаки мне лишни, напрасны». Что это за число? Ваша версия?

2 группа: Что значит выражение «Семь пятниц на неделе»? Ведь у нас в неделе она одна?

3 группа: Какое отношение к теме «Имя числительное» может иметь слово «тьма»?

Эталон .

  1. Количество букв в словах и их порядок соответствуют количеству цифр и их значений в числе ПИ.
  2. Так говорят о человеке, который часто меняет свои решения, не выполнят своих обязанностей. В далекие времена именно пятница была свободным от работы днем. Это был базарный день, когда исполнялись различные торговые обязательства. Получая деньги, в пятницу давали обещание привезти товар на следующей неделе или вернуть деньги. О нарушителях этих обязательств первоначально и говорили, что у таких людей семь пятниц на неделе.
  3. В древне русском языке это слово было числительным и обозначало «десять тысяч». Обычно этим словом обозначалось множество, не поддающееся счету. Это значение сохранилось в некоторых выражениях и фразеологизмах: тьма тьмущая, тьма народу.

  • 2)

        Про ГТО

Значение слова «Афоризм», по Ожегову: Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. В 20 веке появилось новое, получившее широкое распространение выражение: «Готов к труду и обороне».                                                  

ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с его историей, впишите недостающие числительные СЛОВАМИ. Вы можете воспользоваться различными источниками информации.        

Готов к труду и обороне – программа физкультурной подготовки в организациях в СССР, основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Существовала с …. по ….. год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Изменения вносились в эту систему с ….по….годы.    

В …. году президент РФ Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне».  Но в обновленной версии ГТО был расширен возрастной ценз для участников, самому младшему должно быть не менее…., а старшему -…..лет.

(по материалам Интернета)

ЗАДАНИЕ 2. Обсуди с соседом по парте следующий вопрос: станет ли это выражение афоризмом? Свой ответ оформите письменно.

        ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.

Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания. Проверьте свои ответы по эталону. 

1)        Слово миллион – производное, образовано с помощью суффикса -ОН-.

2)        В древнерусском языке было существительное, обозначающее  старинную  меру длины – «локоть»?

3)        В древнерусском языке словосочетание «тьма народу» обозначало неисчислимое количество людей.

4)        ВСЕ из перечисленных далее слов: ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛКА, ТРЕВОЛНЕНИЕ, ТРЕНОЖНИК - имеют прямое отношение к числительном у ТРИ.

5)Существительное «ТРОЙНЯШКА» образовано от числительного «ТРИ»?

6)        В предложении «Он приехал в город с тысячью рублями» шестое слово является существительным?

7)        Если не знать, что «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ» - фразеологизм, можно подумать, что лоб у человека с такой характеристикой шириной…более метра!

        

Эталон.

ответ

КОММЕНТАРИЙ

1

+

Слово «миллион» придумано итальянским путешественником Марко Поло. Образовано от  милли («тысяча») с помощью суффикса -ОН(е), который в итальянском языке имеет такое же значение, как и русский суффикс -ИЩ- (домище, ножища). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

2

+

Старинная мера длины – локоть - была равна 38-46 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

3

-

Слово «тьма» в древнерусском языке было… числительным и обозначало «десять тысяч». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

4

-

Слово «треволнение» («сильное волнение, беспокойство») имеют в своём составе старинную приставку ТРЕ- со значением «наивысшая степень качества» (то же – трезвон, треклятый). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

5

-

Слово «тройняшка» образовано от существительного «тройня». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

6

-

Слово «тысяча» может выступать как в функции существительного, так и в функции числительного (или согласуется с существительным (с одной тысячью), или управляет им (с одной тысячей).   (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку)

7

+

Пядь равна расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18-20 см. Если эти числа умножить на 7, получим ширину лба от 126 до 140 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

Список использованной литературы и источников информации

  1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
  2. Волкова О.В. материалы курса «Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы». - http://edu.kpfu.ru/
  3. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно – СПб.: «Норинт», 2000. – 192 ..: ил.
  4. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс. – М., 2001. – 248 с.: ил.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 384 с.
  7. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
  8.  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. /  Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
  9. http://eidos.ru/index.htm
  10. Электронный ресурс http://www.stadium.ru/news/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка предметных результатов достижения обучающихся физической культуре

Оценка предметных результатов достижения обучающихся физической культуре...

Лист оценки предметных результатов по физической культуре

Лист оценки предметных результатов ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА...

Лист оценки предметных результатов по английскому языку

Лист оценки предметных результатов по английскому языку...

Разработка учебных заданий для формирования предметных результатов по английскому языку

Одно из основных условий повышения эффективности современного урока в соответствии с ФГОС это – активная учебная деятельность всех школьников с целью достижения  предметных и личностных рез...

Разработка диагностического инструментария по оценке предметных результатов обучения

Статья описывает виды систем оценки предметных результатов, рассматриваются примеры использования диагностического инструментария....