Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА Руководитель МО _______Э.Р.Хайрутдинова Протокол № 1 от 27.08.2016 | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МБОУ «Старочурилинская СОШ» __________ Г.Р.Хайруллина 29.08.2016 | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ « Старочурилиинская СОШ» __________3.И.Ситдикова Приказ № 130 от 29.08.2016 |
Рабочая программа
по русскому языку для 7 класса
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Старочурилинская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Гарифуллиной Илисы Равильевны
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2016
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
(Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение»,2010г.)
- Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан (Приказ №175 от 12 ноября 2013 года);
- Федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МО и Н РФ от 31 марта 2014г. №253; Приказ МО и Н РФ от 8 июня 2015 г. № 576«О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253»)
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (Приказ №126 от 29 августа 2016 года)
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В связи со спецификой предмета «Русский язык» указанные элементы из обязательного минимума содержания реализуются на каждом уроке при выполнении упражнений, написании различных видов диктантов, изложений, сочинений, при опросе домашнего задания и различных видов самостоятельных работ:
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
- Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
- Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
- Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
- Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
- Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, рецензии, аннотации; расписки, доверенности, заявления.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
- Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
- Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.
В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос и др. и инновационные технологии: информационно-коммуникативные.
Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тесты, диктанты, осложнённое списывание, монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.
Региональный компонент реализуется при изучении темы «Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».
Составляющие содержания регионального компонента курса русского языка:
- во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, науку Казани и Татарстана, на современные проблемы города и республики
- во-вторых, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
По учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан на изучение русского языка в 7 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Промежуточная аттестация по основным разделам проводится в конце учебного года ( см. приложение №1 ).Нормы оценок (см. приложение №2)
Количество часов -105 часов, 3 часа в неделю.
Плановых контрольных уроков 9часов; уроков развития речи 14 ч.
Количество часов по разделам
Название раздела | Количество часов по календарно-тематическому планированию |
Введение | 1 час |
Повторение пройденного в 5-6 классах | 7+2Р=9 |
Причастие | 24+3Р=27 |
Деепричастие | 11+2Р=13 |
Наречие | 19+4Р=21 |
Категория состояния | 2+1Р=4 |
Предлог | 11+1Р=7 |
Союз | 14+1Р=14 |
Частица | 13+7Р=18 |
Междометие | 3 |
Повторение изученного в 7 классе | 11+1Р=11 |
Итого | 140 |
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | |||
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация. | |||
3 | Повторение темы «Лексика и фразеология» | |||
4 | Повторение темы «Фонетика и орфография» | |||
5 | Повторение.темы «Словообразование и орфография» | |||
6 | Повторение пройденного по теме «Морфология. Морфологический разбор» и орфография.» | |||
7 | Орфография. Повторение. | |||
8 | Р.р. Текст. Стили литературного языка/ | |||
9 | Р.р.Публицистический стиль | |||
10 | Контрольный диктант/ тест | |||
11 | Работа над ошибками. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. | |||
12 | Причастие как часть речи. | |||
13 | Свойства прилагательных и глаголов у причастий. | |||
14 | Склонение причастий | |||
15 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | |||
16 | Р. р. Подготовка к сочинению -миниатюре с описанием внешности человека. | |||
17 | Знаки препинания при причастном обороте | |||
18 | Действительные и страдательные причастия. Диалектные ошибки в действительных причастиях настоящего времени. | |||
19 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |||
20 | Действительные причастия прошедшего времени. Самостоятельная работа по теме «Причастие» | |||
21 | Страдательные причастия настоящего времени. | |||
22 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | |||
23 | Р.р. Написание обучающего изложения «Воспоминания детства» | |||
24 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Страдательные причастия прошедшего времени. Ненормативное использование суффикса -т- в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
25 | Полные и краткие страдательные причастия | |||
26 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | |||
27 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |||
28 | Одна и две буквы н в отглагольных прилагательных | |||
29 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | |||
30 | Р.р Написание выборочного изложения «Портрет мужчины и мальчика» | |||
31 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Морфологический разбор причастий | |||
32 | Не с причастиями. | |||
33 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Проверочный диктант | |||
34 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | |||
35 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |||
36 | Обобщение по теме «Причастие» | |||
37 | Контрольный диктант/ тест по теме « Причастие» | |||
38 | Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи | |||
39 | Глагольные и наречные свойства деепричастия. | |||
40 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |||
41 | Выделение одиночного деепричастия запятыми | |||
42 | Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. | |||
43 | Раздельное написание не с деепричастиями | |||
44 | Деепричастия несовершенного вида | |||
45 | Деепричастия совершенного вида | |||
46 | Р.р Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь» | |||
47 | Р.р. Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь» | |||
48 | Морфологический разбор деепричастия | |||
49 | Обобщение по теме «Деепричастие» | |||
50 | Контрольный диктант/ тест по теме «Деепричастие» | |||
51 | Работа над ошибками. Наречие как часть речи. Употребление наречий в татарском языке | |||
52 | Синтаксическая роль наречий в предложении. | |||
53 | Смысловые группы наречий. Семантическое богатство наречий времени, места, меры | |||
54 | Р/р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | |||
55 | Степени сравнения наречий. | |||
56 | Морфологический разбор наречия | |||
57 | Повторение пройденного материала. Обучающий диктант с грамм.заданием «Утро» | |||
58 | Правописание не с наречиями на –о и –е | |||
59 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | |||
60 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |||
61 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. словарный диктант. | |||
62 | Р.р. Р/р.Пересказ текста с описанием действий. Преодоление в речи ошибок, связанных с употреблением местоименных наречий. | |||
63 | Р.р. Р/р. Обучающее сочинение о труде. | |||
64 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | |||
65 | Буквы о и а на конце наречий с приставками из -, до-, с-. | |||
66 | Р/р. Подробное изложение (упражнение 248). | |||
67 | Дефис между частями слова в наречиях | |||
68 | Урок-практикум. Дефис между частями слова в наречиях | |||
69 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | |||
70 | Урок-практикум. Правописание наречий. | |||
71 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | |||
72 | Морфологические признаки наречия. | |||
73 | Повторение по теме «Наречие». Морфологический разбор наречия. | |||
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий». | |||
75 | Работа над ошибками. Категория состояния как часть речи. | |||
76 | Синтаксическая роль слов категории состояния. | |||
77 | Р/р. Выборочное изложение текста с описанием состояния природы.(упр.281 | |||
78 | Самостоятельные и служебные части речи. | |||
79 | Предлог как служебная часть речи. | |||
80 | Синтаксическая роль предлогов в предложении. Смешение в говорах предлогов. | |||
81 | Непроизводные и производные предлоги | |||
82 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | |||
83 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |||
84 | Урок-практикум. Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | |||
85 | Р.р. Написание сочинения в форме репортажа по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». | |||
86 | Дефис в предлогах из-за, из-под. | |||
87 | Морфологический разбор предлогов. | |||
88 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог» | |||
89 | Контрольный диктант/ тест | |||
80 | Союз как служебная часть речи. Использование союзов, отсутствующих в литературном языке | |||
91 | Простые и составные союзы | |||
92 | Союзы сочинительные и подчинительные. | |||
93 | Сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные | |||
94 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. | |||
95 | Р.речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту | |||
96 | Подчинительные союзы | |||
97 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. | |||
98 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | |||
99 | Морфологический разбор союза | |||
100 | Слитные и раздельные написания союзов. | |||
101 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |||
102 | Отличие на письме омонимичных частей речи | |||
103 | Повторение по теме «Союз» | |||
104 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз». | |||
105 | Частица как служебная часть речи | |||
106 | Формообразующие и смысловые частицы. | |||
107 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | |||
108- 109 | Р. Р подготовка и написание сжатого изложения | |||
110 | Смысловые частицы. Особенности употребления вопросительных частиц | |||
111 | Правописание смысловых частиц. Объяснительный диктант | |||
112 | Р/р. Сочинение – миниатюра: советы самому себе.упр375 | |||
113 | Раздельное и дефисное написание частиц | |||
114 | Морфологический разбор частицы | |||
115 | Отрицательные частицы не и ни | |||
116 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |||
117 | Р/р. Написание сочинения по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |||
118 | Р/р. Рассказ по данному сюжету.упр.402 | |||
119 | Различение частицы и приставки не- | |||
120 | Различение на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни-ни | |||
121 | Р/р. Устное выступление на данную тему (упр. 413). | |||
122 | Обобщение и повторение по теме «Частицы» | |||
123 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи». | |||
124 | Работа над ошибками. Морфологический разбор частицы. | |||
125 | Р/р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | |||
126 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | |||
127 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | |||
128 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | |||
129 | Разделы науки о русском языке. | |||
130 | Текст. Стили речи» | |||
131 | Р. р. Написание сочинения-рассуждения «Дело мастера боится» | |||
132 | Лексика и фразеология. | |||
133 | Промежуточная аттестация | |||
134 | Морфемика. | |||
135 | Словообразование. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся. | |||
136 | Морфология. Повторение. | |||
137 | Орфография. Повторение. | |||
138 | Пунктуация. Повторение. | |||
139 | Повторение темы «Пунктуация. Знаки препинания». | |||
140 | Обобщение материала за курс 7 класса |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку
Для учителя
1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку:7 класс. – М.: ВАКО, 2006
2.Т.А.Костяева Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7класс: Пособие для учителя. – М.,»Просвещение»,2001
3.Е.А.Влодавская, Д.А.Хаустова. Диктанты и изложения по русскому языку. 7 класс.-М., «Экзамен», 2012
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык., 2006
Для ученика
1. А.Б. Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. - М.: 2012
2. Т.В. Шклярова. Словарь трудностей русского языка. – М.; Вако, 2009
3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, 1994.
4. А.Н. Тихонов. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т.- М.: Рус. яз., 1990.
5. Фразеологический словарь русского языка для школьников. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008
6. Толковый словарь русского языка для школьников. – М.: «Евро-пресс», 2008
7. А.Б. Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс..- М., ТЦ Сфера, 2004
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайтГУРЦРО
Htpp//edu.1september.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русскийязык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
Приложение1
Итоговый контрольный диктант. 7 класс
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"(122 слова)
(По К. Паустовскому)
Задания:
- Выпонить синтаксический разбор предложений
Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. (1 вариант)
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга.
(2 вариант)
- Выполнить морфологический разбор
По одному причастию из 2 абзаца
3)* Найти и подчеркнуть основы всех сложных предложений.
Приложение 2
Критерии оценивания
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты,которые должны отвечать нормам современного литературного языка,быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90–100 слов, для 6 класса – 100–110, для 7 класса – 110–120, для 8 класса– 120–150,
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило,по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2–3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1–3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2–3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3–4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4–5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6–7 классах – не более 7 слов, в 8–9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописание которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и ипосле приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» – 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» – 7 орфографическихошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуетсяруководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1–2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3–4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200 слов, в 7 классе - 200- 2500, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе - 1,0 - 1,5, в 7 классе - 1,5 - 2,0, в 8 классе - 2,0 - 3,0, в 9 классе - 3,0 - 4,0. Экзаменационное сочинение - 3-5 листов, медальная работа - 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли
— полнота раскрытия темы
— правильность фактического материала
— последовательность изложения
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
— Разнообразие словаря и грамматического строя речи
— Стилевое единство и выразительность речи
— Число речевых недочетов
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей.3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2.Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...