Применение инновационных технологий в обучении
статья по русскому языку на тему

Статья представляет собой обобщение педагогического опыта по применению инновационных технологий в системе личностно-ориентированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                  Применение инновационных технологий  в обучении

    Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. 

   Умение учиться всю жизнь особенно актуально школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС ОО. В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению грамотности на уроках русского языка и восприятию и анализу текста на уроках литературы. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 

    Именно на уроках русского языка и литературы   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. 

   Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? 

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

    Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

    В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

    Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

   Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 

    Рассмотрим реализацию системно-деятельностного подхода: пути, поиск, находки. В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки  в сказанном…  Делимся на критиков и  изобретателей….». 

     Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации: 

1.      Использование дифференцированных заданий. 

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ. 

3.      Использование метода проектов. 

4.      Использование различных гаджетов и приложений

1.      Использование дифференцированных заданий. 

    Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ. 

    Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития. 

    Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности: 

  •  проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;
  •  подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. 

 Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. 

Применение ИКТ – это не только компьютер и мультимедийная доска, но и еще электронные учебные пособия: диски, видеоуроки, вебинары. На уроках русского языка и литературы мы с учащимися просматриваем учебные фильмы, обсуждаем их; проводим уроки с помощью готовых видеоуроков, учебных дисков. 

Домашнее задание ребята получают в виде ссылки в контакте либо в электронном дневнике.

3.  Использование метода проектов. 

   В  школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

      Более практичными и реальными являются мини-проекты, которые можно проводить на каждом этапе урока. Мини-проект может быть один единым проектом, а может представлять один из этапов долгосрочного проекта. Представление мини-проекта на уроке упрощает жизнь не только педагога, но и самих учащихся, экономя при этом личное время каждого.

4. Использование гаджетов и приложений

     Хочется более подробно остановиться на этом пункте статьи.. Дети 21 века развиваются в период развития компьютерной коммуникации и интерактивных технологий. Немало важно заинтересовать ребенка на уроке, привлечь его внимание, мотивировать. Как это сделать, если игра на телефоне интереснее, чем процесс урока? На помощь педагогам придут все те же злосчастные мобильные телефоны. Например, тема урока: «Лексика», задание – найти значение слова, почему бы не попросить детей не убирать телефоны подальше, а, наоборот, достать и весь урок ими пользоваться (конечно же, если их модели позволяют выйти в интернет). Попросить учащихся открыть электронные словари и найти нужное значение слова. Для них это будет гораздо интереснее, нежели вы попросить их открыть учебник.

     Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка и литературы. Загрузите с учащимися на телефоны приложение «СЛОВО ДНЯ» и др., пользуйтесь ими прямо на уроке.

     Урок литературы «Биография писателя»: необходимо заполнить таблицу о некоторых сведениях, о писателе – откройте страницу ВИКИПЕДИИ, найдите нужный материал и выберите информацию.

     Это не только мотивирует учащихся, но показывает технологии с точки зрения инструментов обучения. Данная работа способствует социализации учащихся в обществе, развивает личность, обучает работе с гаджетами и приложениями, что не мало важно в компьютеризированном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Система оказания методической помощи педагогам дополнительного образования по применению инновационных технологии обучения.

Технологии-Здоровьесберегающие технологии-Технология проектного обучения-Информационные технологии-Игровые технологии-Технология исследовательского обучения-Технология коллективной творческой деятельн...