"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"
статья по информатике и икт по теме
В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_obucheniya_pri_podgotovke_k_gos_it_attest.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Т.И. Додосова,
учитель математики и информатики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», село Пестрецы
В современном школьном образовании видна потребность в применении инновационных методов, технологий обучения и развития. К инновационным технологиям в образовании, обеспечивающим эффективное достижение результата педагогической деятельности можно отнести:
- технологии индивидуального, дифференцированного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии проблемного обучения;
- тестовые технологии;
- интерактивные технологии;
- технологии перспективно-опережающего обучения;
- технологии проектного обучения.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектированию и конструированию развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Государственная итоговая аттестация - это форма проверки знаний, которая требует хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. Главная задача учителя – создать условия для обеспечения эффективной подготовки обучающихся и успешной сдачи экзамена. Результат участия выпускников в итоговой аттестации связан с системностью подготовки и применением инновационных методов обучения и педагогических технологий. Залог успеха – поиск путей эффективного обучения, активизации познавательной деятельности выпускников, повышение мотивации к обучению, формирование самостоятельности, способности к саморазвитию.
В своей работе применяю следующие инновационные формы и методы при подготовке учащихся к итоговой аттестации:
1. Проблемно- поисковый метод. Постановка проблемной ситуации и их последующее разрешение побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание учащихся.
В школьном курсе информатики тема «Системы счисления» рассматривается кратко. Однако в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ содержатся задания на знание о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера, знание позиционных системах счисления, сравнение чисел, решение уравнений, поиск основания в различных системах счисления и т.п. Десятичная система счисления, знакомая учащимся с первых классов, является позиционной. Зная, что во всех позиционных системах счисления арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам, можно предложить учащимся самостоятельно производить вычисления, находить решение уравнений, применяя формулу разложения числа по базису в любой системе счисления.
2. Технологии проектного обучения. Проектные технологии являются одним из эффективных подходов к обучению в современной системе образования. Работа над проектом требует от ученика самостоятельного поиска необходимой информации. В поисках новых знаний учащиеся работают с различными источниками информации, формируя собственное мнение и суждение. Выпускники принимают активное участие в ежегодных всероссийских, республиканских конкурсах и олимпиадах по программированию «Юный программист», «Шаги в науку», которые проводятся в целях выявления и поддержки способных в области информационно-коммуникационных технологий обучающихся. Участники подобных мероприятий совершенствуют свои знания в программировании, что создает благоприятные условия для успешной сдачи государственной итоговой аттестации
3. Тестовые технологии. Тестовые технологии позволяют контролировать знания и умения обучающихся, осуществлять текущий или итоговый контроль знаний. После выполнения и последующей проверки работы необходимо выполнить работу над ошибками. По результатам тестирования следует провести мониторинг и сравнительную диаграмму результатов. В настоящее время для подготовки обучающихся системой СтатГрад издается серия диагностических и тренировочных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ (WWW.ege2010.mioo.ru). В сети Интернет разработаны тесты, которые позволяют в режиме он-лайн готовиться самостоятельно к экзаменам (http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm, http: //ege.sdamgia.ru).
4. Технологии индивидуального, дифференцированного обучения. Данная технология направлена на развитие у учащихся стремления к самостоятельной познавательной активности. Ученику интересно узнавать новое, видеть свое продвижение в познании, проникать в науку, в теоретические основы той предметной области, которая его привлекает. Выпускники, успешно успевающие по предмету, выполняют самостоятельные работы, проявляя познавательный интерес и творческую активную деятельность, что является важнейшим показателем эффективности учения.
Дифференцированная форма учебной деятельности предполагает самостоятельную работу по дифференцированным заданиям, которые должны быть построены с учетом особенностей обучающихся, объединенных уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их освоения.
5. Интерактивные технологии. Интерактивное обучение - это форма организации познавательной деятельности, создающая комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность. Применение интерактивных технологий предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, совместному решению общих задач. Обучающиеся учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивные технологии реализуются с помощью проведения индивидуальной, парной и групповой видов работ, исследовательских проектов, конференций, семинаров в форме дебатов и дискуссий.
Применение современных технологий обучения в образовательном процессе способствует созданию всесторонней и гармонично развитой личности, успешной сдачи государственной итоговой аттестации.
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты ООО (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2017 г. №1897)
2. Андреева Е. В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 328 с.: ил.
3. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 класс / сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 – 576 с.: ил. (Программы и планирование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1
в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...
Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...
Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»
Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»...
«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»
Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ УЧЕНИКОВ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Статья о работе с выпускниками 9-х и 11-х классов в формате дистанционного обучения...
Использование дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике
Данный материал позволяет проанализировать уровень подготовки к ГИА...
Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике
Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – созд...