Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Путешествие в лингвистические дали"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Этот урок я проводила совместно с родителями своих учеников в рамках Дня открытых дверей. Взяла две большие темы "Причастие " и "Деепричастие". В упражнения урока включила задания , которые встречаются на ОГЭ. Для учеников это был урок повторения, а для родителей -урок освоения давно забытых знаний. В помощь всем я раздавала опорные схемы. С их помощью модно было правильно выполнить задание или проверить себя. В конце занятия все должны выбрать смайлики, которые соответствуют настроению и удовлетворенности от проведенного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dodverey_dlya_menya.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Путешествие в лингвистические дали».
Цель : повторить сведения о причастии и деепричастии;
продолжить учиться составлять предложения с по и до без грамматических ошибок;
повторить , что такое текст, стиль речи, тип речи.
Оборудование: клей , смайлики, рабочие листы.
Ход урока.
- Приветствие. Объявляю задачи урока.
Используя лист №1, составьте правило
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой?
-Какие признаки прилагательного есть у причастия? (см. лист №2)
-Измените причастия по падежам, выделите окончание.
РАСТУЩИЙ ребенок, построенный дом.
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п
-Что такое причастный оборот? ( см. лист №3)
-Расскажите, в каких случаях мы выделяем причастный оборот запятыми, а в каких нет.( см. лист №4)
-Найдите ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
1.Здесь звучит призыв к Чаадаеву, как и гражданину России, обязанного жить и трудиться во имя Родины.
2.Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы.
-От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия и расставьте пропущенные запятые.( см. лист №2 суффиксы причастий).
На берегу ( усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зеленым глубоким мхом, еще приметнее чувствовалось полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.
По отлогому склону ( обратить) на полдень рос ярко-зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями ( покрывать) ( потрескаться) землю пучками росли цветы – яркие полярные маки своей нежностью ( напоминать) наши подснежники.
Сделаем вывод: Что надо знать о причастии?
-Двигаемся дальше . Соберите определение деепричастия
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному глаголу- сказуемому, объединяет в себе признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав?
-Найдите деепричастия и выделите суффиксы ( см . лист №2)
-В 1 и 3 предложениях подчеркните грамматическую основу.
1.А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. 2.Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. 3. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. 4. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.
Беседа.
- Каков стиль данного текста?
Д. Художественный.
- Тип данного текста?
Д. Повествование.
- О чём этот текст?
Д. Об изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.
- Назовите деепричастия. Какую роль они играют в предложении?
Д. Они рассказывают о действиях героев.
- А деепричастие всполошившись?
Д. О состоянии человека, который испугался.
- Какой вывод о роли деепричастий в тексте можно сделать?
Д. Деепричастия могут обозначать различные чувства и состояния.
Найдите ошибки В УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ и исправьте их.
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером.
Итог урока .Рефлексия.
Продолжите фразу.
-Сегодня на уроке я узнал…
……………………..повторил, вспомнил…
Мне осталось не понятным….
-Выберите подходящий вам смайлик и наклейте его на ваш рабочий листок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»
В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, разв...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...