Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»
методическая разработка по русскому языку на тему
В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, развитием речи, литературоведением и т. п.
Такая наука позволяет учащимся осмыслить текст как единство различных языковых средств, наглядно показывая их взаимосвязь и закономерность функционирования.
На уроках русского языка мы привыкли обращаться к дидактическому материалу в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений, небольших текстов. Достаточно пролистать сборники упражнений, чтобы убедиться в этом.
Конечно, сравнительно просто подготовить для урока набор для отдельных языковых единиц и намного труднее подобрать во всех отношениях пригодный текст. Сложнее работа с текстом: она требует разностороннего времени.
Но! В использовании текста и анализе его на всех возможных уровнях свои преимущества:
1) работа ведется с применением личностно – ориентированной технологии обучения, осуществляется сотрудничество учителя и учащихся;
2) использование текста ставит ученика в условия, где он может и должен проявить мыслительную активность, самостоятельность, приобщаться к процедурам выявления, осмысления и упорядочения различных лингвистических фактов и понятий;
3) систематический лингвистический анализ текста постепенно знакомит учащихся с особенно текстовыми понятиями и категориями: темой, идеей, композицией, стилями, следовательно, готовит учащихся не только к пониманию чужого текста, но и к созданию своего, т. е. способствует развитию речи;
4) лингвистический анализ текста способствует установлению внутрипредметных и межпредметных связей, систематическому повторению литературы, обобщению знаний по русскому языку, т. е. идет объединение, интеграция смежных дисциплин, что способствует общему развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_metodicheskiy_urok_po_russkomu_yazyku_na_temu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический урок по русскому языку на тему:
«Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»
Методический комментарий
В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, развитием речи, литературоведением и т. п.
Такая наука позволяет учащимся осмыслить текст как единство различных языковых средств, наглядно показывая их взаимосвязь и закономерность функционирования.
На уроках русского языка мы привыкли обращаться к дидактическому материалу в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений, небольших текстов. Достаточно пролистать сборники упражнений, чтобы убедиться в этом.
Конечно, сравнительно просто подготовить для урока набор для отдельных языковых единиц и намного труднее подобрать во всех отношениях пригодный текст. Сложнее работа с текстом: она требует разностороннего времени.
Но! В использовании текста и анализе его на всех возможных уровнях свои преимущества:
1) работа ведется с применением личностно – ориентированной технологии обучения, осуществляется сотрудничество учителя и учащихся;
2) использование текста ставит ученика в условия, где он может и должен проявить мыслительную активность, самостоятельность, приобщаться к процедурам выявления, осмысления и упорядочения различных лингвистических фактов и понятий;
3) систематический лингвистический анализ текста постепенно знакомит учащихся с особенно текстовыми понятиями и категориями: темой, идеей, композицией, стилями, следовательно, готовит учащихся не только к пониманию чужого текста, но и к созданию своего, т. е. способствует развитию речи;
4) лингвистический анализ текста способствует установлению внутрипредметных и межпредметных связей, систематическому повторению литературы, обобщению знаний по русскому языку, т. е. идет объединение, интеграция смежных дисциплин, что способствует общему развитию личности.
Тема урока: «Лингвистический анализ поэтического текста
с грамматическим разбором».
Цели урока:
- повторить различные виды грамматического разбора;
- отработать навык морфологического разбора различных частей речи;
- осуществлять коммуникативно–речевой подход к фактам и явлениям языка;
- развивать лингвистическую зоркость, поэтический вкус, чуткость к слову;
- развивать инициативность и самостоятельность;
- воспитывать любовь к литературе, к русскому языку.
Оборудование:
- схемы различных видов грамматического разбора;
- набор карточек с дидактическим материалом
(стихотворение А. Ахматовой, высказывании М. Дудина);
- учебник Розенталь «Современный русский язык».
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие и представление.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока:
- повторить пройденные виды разбора;
- проследить системные связи текста на литературном и лингвистическом уровнях;
- осознать, что многие явления языка несут литературный смысл.
III. Диктант.
По твердому гребню сугроба
В твой белый, таинственный дом
В молчании нежном идем.
И слаще всех песен пропетых
Мне этот исполненный сон,
Качание веток задетых
И шпор твоих легонький звон…
(А. Ахматова.)
Орфограммы:
1. Суффиксы прилагательных: -нн-, -оньк-;
2. Приставки: при-, -про;
3. Окончание существительного: -ие;
4. Безударные гласные;
5. Приставки на з- и с-, ис-.
6. Правописание предлогов с именем существительным;
7. Суффиксы страдательных причастий.
1. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
- Объясните орфографию, сгруппировав орфограммы. Запишите типы орфограмм, назовите их, приведите примеры;
- Объясните пунктуацию;
- Почему определения к слову дом являются однородными?
(Это эпитеты, характеризующие явления с одной стороны.).
2. Литературоведческий анализ стихотворения.
- Кто автор этих строк?
- Назовите признаки, по которым данный текст относится к поэтическим произведениям
(Это стихотворение. Текст ритмически организован. Есть размер (амфибрахий), рифма перекрестная, клаузул точные. Данный размер придает тексту плавность, музыкальность, звучит как вальс. Эпитеты выразительные.).
3. Определите рифму и способы рифмовки.
- Как звуки чаще составляют рифмы в этом стихотворении?
([о], [м], [н].).
4. Чем характеризуются эти согласные?
(Это сонорные, носовые согласные.).
5. Как называется такой вид звукописи? Какой смысл несет
этот поэтический прием?
(Это аллитерация. Создается ощущение, что тишина звучит отдаленными колоколами.).
IV. Фонетический анализ текста.
1. Найдите неточную рифму. На чем она основана?
(Согласные буквы в словах дом – идем различаются тем, что обозначают твердый и мягкие звуки: [д] – [д].).
2. Сравните рифмующиеся слоги во втором и четвертом стихе. Чем они отличаются?
(Клаузулы мужские, т. е. ударные.).
3. Вспомните, что происходит с ударными согласными, которые находятся в позиции рядом с мягкими согласными?
(Процесс аккомодации – продвижение по ряду.).
4. Найдите в тексте слова с двусторонней аккомодацией. Выпишите их.
(Качание, молчание, такие, песен.).
5. Проведите фонетический разбор по вариантам:
I вариант. II вариант.
молчание - песен –
(Два человека у доски. Транскрипция письменно, фонетический анализ устно по схеме.).
6. Назовите согласные звуки в слове молчание.
Что общего у большинства звуков? (Сонорные, полугласный и.).
7. Что они создают в ритмическом и в смысловом плане?
(Фонетический анализ даже взятых произвольно слов показывает, что присутствует аллитерация – нагнетение сонорных, что усиливает торжественное звучание стихотворения, создает ощущение отдаленного колокольного звона, повышает мелодичность – в слове молчание три сонорных и полугласный и.).
8. Определите, характерное ли место занимает слово молчание в тексте? Как называется этот прием?
Зачем он применяется здесь?
(Инверсия. С ее помощью выделяется ключевое слово стихотворения.).
V. Морфемный разбор.
1. Произведите морфемный анализ слова молчание.
Какие особенности звукового состава этого слова надо учитывать при выделении окончания?
(Буква е обозначает два звука - [иь], звук – [и] входит в суффикс, а окончание – [ь]. Молчание.).
2. Укажите, какими морфами может быть представлена корневая морфема в однокоренных словах?
(Молч-, малч-, молк-.).
3. Найдите в тексте еще примеры слов, корневая морфема которых представлена рядом алломорфов.
Выпишите эти слова, выделите корень.
(Песен, притихшие, нежном
пе//по тих//тиш неж//нег и др.).
4. А как называются такие корни в школьной программе?
(Корни с чередованием.).
5. Найдите слово, соответствующие этой схеме:
∩^^^□
(таинственный, та (таj).).
6. Докажите, что это слово тоже является ключевым в ритмическом плане.
( Нагнетается [н].).
7. Произведите словообразовательный анализ этого слова.
(Таинственный – таинство – тайна - таить.).
8. В каких еще слова нагнетаются [о], [н], [м], поддерживают ритм, мелодичность?
9. Найдите в тексте слово, где производная основа в буквенном и звуковом выражении короче производящей. Почему это произошло? Сделайте морфемный и словообразовательный анализ этого слова.
( Звон – звонить. Используется о, т. к. образовано отвлеченное существительное от глагола.).
VI. Морфологический разбор частей речи.
1. Сделайте морфологический разбор существительного звон.
(Фронтальная работа. У доски – один человек.)
1. Звон – им. сущ., нач. ф. – звон;
Постоянные признаки: нариц., неодуш., отвл., м. р., 2 скл., тверд. разн.;
Непостоянные признаки: - Им. пад., ед. ч.;
В предложении является подлежащим. (Что? звон слаще.).
2. А какова нагрузка этого слова нагрузка этого слова в поэтическом смысле?
(Оно заканчивает стихотворение, ударное, содержит сонорный звук, усиливает торжественность звучания.).
3. Какая часть делает текст поэтичным, красочным?
(Имена прилагательные, выступающие в роли эпитетов.).
4. Найдите и выпишите качественные имена прилагательные, отнесенность, которых к данному разряду уже видна в тексте по ряду признаков. (Белый – обозначает цвет; слаще (всех) – имеет степень сравнения; легонький – есть суффикс оценки.).
5. Какую смысловую нагрузку в поэтическом тексте несут эти прилагательные (Белый – символ чистоты, непрочности; слаще всех – высшие проявления чувств; легонький – осторожность, боязнь что – то разлучить; перекличка с аллитерацией, ассоциатирующейся с колокольным звоном.).
6. Произведите морфемный разбор имен прилагательных: слаще (всех), легонький.
(Задание выполняется на местах с последующей проверкой.)
Слаще всех
Сладкий, кач., превосх. ст. сравн., неизменяемое,;
Сказуемое (звон (каков?) слаще всех.
Легонький – легонький, кач., полн., полож., смеш. тип скл.; м. р., ед. ч., им. п.; определение.).
7. Найдите числительное. Какого оно разряда?
(Оба – собирательное.).
8. Какое смысловое значение имеет то, что употребляется собирательное числительное?
(В собирательном числительном количество предметов дается как единое целое. Это соответствует и тональности и смыслу стихотворения – оно о любви, а влюбленные – это единое целое.).
9. Произведите морфологический разбор числительного: оба.
(Оба – собират., простое, склоняется по типу прилаг. с мелкой основой, им. п., м. р.; подлежащее (субстантивированное).).
10. В чем особенности склонения числительных оба, обе?
(Оба – с мужским и средним родом; обе – с женским родом.).)
11. Какой частью речи насыщено стихотворение?
(Местоимениями.).
12. Почему? Вспомните определение, и грамматические особенности этой части речи.
(Замена конкретных названий предметов, признаков придает обобщающий смысл. На месте этих влюбленных могут быть любые другие и переживать они будут нечто похожие.).
13. Назовите все местоимения, определите разряд.
Произведите морфемный разбор двух местоимений по выбору.
Твоей. Такие.
(1.Твой; 1. Такой;
2. Притяжательное, прил.; 2. Указ., прил.;
3. Вин. п., ед. ч., м. р.; 3. Им. п., мн. ч.;
4. Определение. Определение.
Мне.
1. Я;
2. Личное, 1 лицо, сущ.;
3. Дат. п., ед. ч.;
4. Дополнение.).
14. Какие еще указательные местоимения знаете? В чем их стилистические и лексические отличия?
(Сей – устаревшее, оный – устар., экий – разговорное; этот – ближе к вам; тот – дальше то вас.).
15. В чем особенность местоимения всех?
(Вводит в состав грамматической формы – превосходной степени сравнения прилагательного.).
VII. Прочитайте выразительно внеклассное высказывание поэта М. Дудина об Анне Ахматовой.
Найдите ключевые слова в высказывании поэта о ней; как автор передает свои чувства, какие это чувства?
« В самой Анне Андреевне Ахматовой все было значительно. В ее жизни было много тяжелого, трагического, но никогда, ни в одной из ее книг, я не находил отчаяния и растерянности. Души высокая свобода, которой она обладала, давала ей возможность не гнуться под любыми обидами, несправедливостью и предательством».
( М. Дудин.)
(Участие, сочувствие, восхищение. Местоимения, а их много в этом тексте, усиливают эти чувства.).
Итог урока: Какие виды грамматического разбора мы повторили?
(Все.)
Обобщение учителя:
Сегодня мы действительно повторили все виды разбора, но кроме этого мы погрузились в прекрасный мир поэтического слова, увидели взаимосвязь литературы и лингвистических явлений, еще раз убедились, что в поэтическом тексте значимо не только каждое слово, но даже грамматическая форма, звук. Мы с вами в атмосфере сотрудничества дополнениями друг друга, помогали увидеть тонкости и поэтики, лингвистики. Надеюсь, что это занятие помогла вам уточнить многие лингвистические понятия, помогло воспринять системные отношения в языке.
Домашнее задание: морфологический разбор местоимений из высказывания М. Дудина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
Разработка урока по русскому языку в 11 классе "От анализа текста к сочинению"
Тема урока: «От анализа текста к сочинению» Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г. Разде...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе : "Комплексный анализ текста"
Урок систематизации и обобщения знаний, необходимых для комплексного анализа текста. Анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запа...
"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".
quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....