Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации).
Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов, на столах карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии, роли их языковых единиц в речи в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи: - повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»; углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;
-способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач, работы со словарями разных типов;
-воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.
Прилагается технологическая карта, описание УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
на тему:
«Лексика и фразеология.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
Выполнила: учитель русского языка
и литературы Гусева А. П.
Тема: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему»
Тип урока: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации)
Методы: решение творческих задач, работа в парах, группах, работа со словарями, диалог с классом.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические справочники, словари фразеологизмов, на столах карточки с высказываниями о русском языке, задания для работы 3 группы, учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской (М.: Дрофа, 2014) 9 класс.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексике и фразеологии, роли их языковых единиц в речи в целях подготовки к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи:
- повторить, обобщить и систематизировать основные сведения по разделу «Лексика и фразеология»; углубить представление о фразеологизмах, их роли в речи и применить полученные знания при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
- способствовать развитию умений у обучающихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; развитию навыков творческого подхода к решению практических задач, работы со словарями разных типов
- воспитывать устойчивый интерес к русскому языку, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других.
Сокращения: УУД: П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные;
Результаты: Л- личностные, П – предметные, М – метапредметные.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технологические этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
«Индукция» Цель: создание эмоционального, интеллектуального настроя, доброжелательной атмосферы, ситуации успеха | Задача: создать ситуацию успеха. Учитель начинает урок с приветствия и чтения эпиграфа к уроку, его анализа: Итак, не будем бить баклуши: Вы засучите рукава, Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова. Далее предлагает учащимся обратить внимание на столы, на которых лежат различные лингвистические словари и высказывания о русском языке.
Затем просит записать учащихся ассоциации, связанные с прочитанной информацией ( фразеология, фразеологизм, словарь, лексика, лексическое значение слова) и сформулировать тему урока, его цель, сообщив, что тема урока двухчастная и содержит актуальную проблему для учащихся 9 класса в условиях ОГЭ. Девиз мастерских таков: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам” | Задача: подготовиться к работе на уроке, выявить познавательный объект (тему урока и его цель) и обосновать свою точку зрения. Учащиеся слушают учителя, рассматривают названия словарей, читают высказывания о русском языке ( просмотровое чтение). Далее по заданию учителя записывают ассоциации, возникшие на основе услышанного, прочитанного, озвучивают их. Затем предлагают варианты темы урока, оформляют тетрадь, ставят цель и учебные задачи. Способ действия: извлечение необходимой информации. УУД: П. - извлечение необходимой информации из текста, приведение доказательств. Р. – самостоятельная постановка цели, задач урока. К. – участие в коллективном обсуждении проблемы. Результаты (предполагаемые): Л. – умеют создавать ситуацию успеха. М. – умеют ставить цель, определять учебную задачу, анализировать текст, владеют диалогической речью. Вывод: на уроке будем работать с понятиями лексикологии, что позволит повторить данную тему и подготовиться к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. |
«Самоконструкция» Цель: индивидуальное создание решения проблемы урока | Задача: дать алгоритм решения проблемы. Учитель предлагает провести словарную работу (по словарям) со следующими понятиями: лексикология, лексика, лексическое значение слова, фразеология, фразеологизм. Далее просит учащихся обратиться к упражнению 25 учебника (задания 2-7), мотивировав их на составление схемы, рисунка системы лексики русского языка. | Задача: собрать воедино свои знания по теме, обобщить и систематизировать их. Учащиеся работают со словарями, записывают всё о лексике и фразеологии. Далее анализируют задания упр. 25. Способ действия: запись определений понятий в виде схем, рисунков, текста, работа с учебником. УУД: П.- поиск нужной информации в словаре, осуществление анализа и синтеза полученной информации. Р.- саморегуляция, работа по плану. Результаты (предполагаемые): Л.- осознают ценность русского языка. П.- закрепляют представление о лексике русского языка. М.- умеют систематизировать материал. Вывод: нужно знать понятия лексики и фразеологии, для того чтобы понимать значение их языковых единиц и определять их роль в речи. |
«Социо- конструкция» Цель: построение алгоритма ответа по заданной проблеме. | Задача: организовать условия для коррекции записей учащихся, их проверки. Учитель организует работу в парах. Происходит обмен тетрадями, обсуждение записей, дополнение информации. | Задача: проанализировать работу, дополнить её примерами, обсудить возникшие в результате работы вопросы. Учащиеся работают в парах по заданию учителя, используя в работе словари и справочники. Способ действия: совместная деятельность, составление опорной схемы. УУД: П.- умение видеть возможные способы решения поставленной задачи, умение сопоставлять. Р.- прогнозирование (сличение своих выводов со словарём, учебником, другой работой). К.- владение способами сотрудничества, диалогом. Результаты (предполагаемые): Л.- формируют любознательность, интерес к русскому языку. П.- владеют научной терминологией в данном разделе языкознания. М.- умеют организовывать работу с материалом и сотрудничать с одноклассниками. Вывод: работа с разными лингвистическими словарями, работа в парах позволяет увидеть более полную картину лексики русского языка. |
«Социализация» Цель: обобщение и систематизация полученного опыта индивидуальной работы и работы в парах. | Задача: организовать плодотворную работу для реализации целей и задач урока. Учитель организует работу в группах постоянного взаимодействия. В этот момент реализуется технология здоровьесбережения: происходит переключение физиологических ресурсов (зрение, посадка). Даёт задания группам и определяет их творческую направленность: 1 группа (слабые учащиеся): понятийный аппарат раздела «Лексика и фразеология» (обобщение опыта словарной работы) 2 группа (средний уровень): словарная система русского языка (обобщение опыта работы с упр. 25) 3 группа (высокий уровень): фразеологизмы и их роль в речи (обобщение опыта работы на уроке и индивидуальных знаний по теме) Дополнительные задания для 3 группы на карточках:
Не покладая рук Что есть духу
Вкладывать душу Не ударить в грязь лицом Находить общий язык Ломать голову Думать, решать что-то трудное Достигать полного взаимопонимания Отдавать себя целиком Показать себя с лучшей стороны
| Задача: подготовить связное осмысленное высказывание по данной проблеме, углубить знания о лексике и фразеологии. Учащиеся работают в группах с ранее рассмотренным материалом, выполняют задания, иллюстрируют теоретические понятия примерами, делают выводы. Способ действия: работа в группе, составление алгоритма ответа. УУД: П.- умение структурировать знания, строить осознанное высказывание, устанавливать смысловые отношения между лексическими единицами, определять роль фразеологизмов в речи. Р.- коррекция материала, контроль и распределение времени на работу. К.- умение слушать и слышать, задавать вопросы, распределять роли. Результаты (предполагаемые): Л.- проявляют толерантность, доброжелательность, стремятся выполнять значимую деятельность. П.- осознают понятийный аппарат. М.- умеют исправлять ошибки, распределять роли при работе в группе, систематизировать знания, строить связное высказывание по теме, использовать ИКТ. Вывод: работа в группах позволяет более полно и точно дать ответ на поставленный вопрос и работать более продуктивно. |
«Афиширование» Цель: представление результатов совместной деятельности в группах. | Задача: создать условия для реализации групповой работы. Учитель создаёт условия для выступления «исполнителей» каждой группы. Далее включается в обсуждение в качестве «мастера - консультанта» (даёт пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий). | Задача: представить результаты работы группы по различным направлениям темы, осознать роль лексики в речи. Учащиеся представляют результаты работы в группах. 1 группа: дают определения понятиям, делая ссылку на авторов и название словарей. Учащиеся 2,3 групп задают возникшие вопросы, проверяют записи определений. 2 группа: представляют схему, проиллюстрированную примерами. Словарная система русского языка Учащиеся 1,3 групп задают возникшие вопросы. 3 группа: представляют информацию о фразеологизмах в виде связного текста, об их роли в речи с помощью ИКТ ( картинки с изображением фразеологизмов) РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Точность, яркость Образность, выразительность Трудиться Вкладывать душу Не покладая рук Ломать голову Без царя в голове Способ действия: монолог, диалог, запись схем. УУД: П.- умение строить высказывание, рассуждать, моделировать, классифицировать полученные знания Р.- управление и организация групповой учебной деятельности. К.- умение строить продуктивное взаимодействие, умение диалогической и монологической речи, Результаты: Л.- проявляют способность к саморазвитию. П.- углубляют знания о лексике русского языка, осознают их значение в условиях ОГЭ. М.- умеют взаимодействовать, сотрудничать с коллективом, отстаивать свою точку зрения. Вывод: такая работа позволяет самостоятельно решить поставленную на уроке проблему и подготовиться к написанию сочинения на лингвистическую тему. |
«Разрыв» Цель: осознание несоответствия прежнего знания об объекте новому. | Задача: помочь разрешить возникшие противоречия, организовать работу по одному из самых проблемных вопросов лексики. Учитель фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях, консультирует. Далее даёт задание. 1-2 группы: прочитать текст, выявить фразеологизмы и определить их роль в тексте. Я учу уроки, как придётся, и поэтому чувствую себя на уроках не в своей тарелке, как отрезанный ломоть. Когда на меня находит, я готов горы свернуть и учить с утра до вечера. Иногда у меня руки не доходят, я впадаю в депрессию или витаю в облаках, могу часами смотреть в потолок. Тогда мне бывает трудно взять себя в руки, но когда сможешь перебороть свою лень, то обычно врабатываешься, входишь в колею, и всё опять идёт как по маслу. 3 группа: отредактировать текст, заменив фразеологизмы стилистически нейтральными синонимами. | Задача: применить полученные знания при анализе текста, сделать выводы о проделанной работе. Учащиеся задают возникшие вопросы. Далее закрепляют полученные знания и применяют их на практике. Затем делают вывод о работе на уроке, достижениях целей и задач урока. Способ действия: анализ текста. УУД: П.- умение смыслового чтения, анализа текста, построения рассуждения. Р.- работа по алгоритму, вырабатывание критериев оценки и определение успешности разных видов работ. К.- использование фразеологизмов в речи. Результаты (предполагаемые): Л.- умеют чувствовать красоту и выразительность речи, любовь и уважение к языку, личную ответственность за выполнение коллективной работы. П.- владеют навыками понимания текста и его лексического анализа . М.- умеют применять полученные знания в практике письма и говорения. Вывод: осознанная работа с объектом познания предвосхищает достижение поставленных целей. |
«Рефлексия» Цель: оценивание индивидуальной и совместной деятельности на уроке | Задача: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность. Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке, инициирует рефлексию. | Задача: проанализировать свою работу индивидуально и в группе, осознать свой успех на уроке. Учащиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я приобрёл … Я научился Способ действия: оформление законченной мысли. УУД: Р.- умение оценивать свою работу. К.- умение выражать свои мысли и чувства. Результат (предполагаемый): Л.- умеют объективно оценивать свою работу, определять её значимость. П.- владеют ключевыми понятиями, приёмами для достижения поставленной цели. М.- умеют давать оценку своей познавательной деятельности. Вывод: цели и задачи урока достигнуты, благодаря слаженной работе коллектива и собственному потенциалу учащихся. |
«Домашнее задание» Цель: закрепление полученных знаний. | Учитель сообщает и разъясняет домашнее задание, применяя технологию дифференцированного подхода. 1 уровень. Составить предложения с использованием различных лексических единиц и определить их роль. (6-7 предложений). 2 уровень. Составить небольшой текст с использованием фразеологизмов на любую тему и определить их роль.(6-7 предложений). 3 уровень. Написать сочинение - рассуждение на данную лингвистическую тему: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (из учебника русского языка) | Учащиеся записывают задание, задают возникшие вопросы. Задача: научиться применять полученные знания при написании текста собственного сочинения. Способ действия: творческая работа. УУД: П.- умение обобщать и систематизировать знания о лексике и фразеологии, строить осознанное высказывание, определять роль фразеологизмов в речи. Р.- умение планировать написание сочинения, оценивать его по критериям. К.- умение точно выражать свои мысли в письменной речи. Результаты (планируемые): Л.- осознают смысл учения, познания русского языка, его ценности. П.- владеют научной лингвистической терминологией, единицами языка. М.- владеют способами решения творческих задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Синонимы".
Конструкт урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.
Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...
Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.
Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс
Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Лексика"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...