Использование учебных игр на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
В данной публикации повествуется о практической работе учителя и разных учебных играх, используемых в работе учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_uchebnyh_igr_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная стратегия образования направлена на формирование духовно богатой, образованной, высоконравственной, творческой и конкурентоспособной личности.
Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и в силу своей уникальности занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. Задача учителей – помочь осознать ребёнку собственную уникальность и создать условия для её развития.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование », республиканской целевой программы «Одарённые дети» увеличилось количество олимпиад, научно – практических конференций школьников, творческих конкурсов, которые способствуют интеллектуальному и нравственному воспитанию личности, реализации его творческого потенциала.
Какие же приёмы и методы должны способствовать развитию этих творческих способностей детей, их образного мышления, их грамотности? Какими средствами поддерживать интерес к учению? Ведь сегодня , как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить , принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
В последнее время компьютер, мультимедиа технологии, компьютерные презентации стали успешно использоваться в образовательном процессе. Но, а если нет такой возможности? Ведь не секрет, сельские школы ещё недостаточно компьютеризированы?
Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках учебные игры. Учебная игра – это такой вид деятельности учащихся, в процессе которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи: формируется интерес к предмету, обеспечивается доступность в изучении программного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся, развивается наблюдательность, смекалка.
Большинство моих уроков основано на элементах игры или игровой технологии. Играть любят все: взрослые и дети, но дети с её помощью познают мир, с интересом начинают изучать скучные для них предметы. Познавательные игры могут сделать процесс обучения увлекательным и радостным. Иначе говоря , игра в современных условиях может стать действенным средством повышения эффективности учебного процесса.
Игра становится приёмом ознакомления (проверки и закрепления -повторения пройденного материала ), развития возможностей учащихся, их творческих способностей, так как игровая ситуация создаёт определённую установку – желание победить в увлекательном для ребёнка соревновании, но для этого надо внимательно читать, уметь вслушиваться и всматриваться, правильно и полно дать ответ на вопрос по ходу игры. Именно это позволяет широко использовать игру для создания естественных речевых ситуаций.
Уже давно замечено, что не все разделы языка вызывают у школьников одинаковый интерес. Вопросы лексики, этимологии, стилистики оказываются для детей значительно более интересными, чем, например, сведения из фонетики, морфологии и синтаксиса.
Воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы просто неверно. Чтобы дети хотели учиться, надо не заставлять, а заинтересовать их, приглашая к сотрудничеству. Надо сделать серьёзное обучение занимательным. А для этого к нам приходят на помощь учебные игры.
Поэтому я стараюсь, особенно в 5 - 9 классах, пользоваться ими на уроках. Игру я использую как на отдельных этапах урока, так и на отдельных видах уроков.
Готовясь к каждому уроку, в первую очередь думаю о том, как превратить обычное в необычное, как с первой минуты урока увлечь учащихся, активизировать их познавательную деятельность и пробудить творческие силы, а главное увидеть результаты труда.
Игровые вопросы могут по – разному группироваться и включаться в конкурсы – соревнования-викторины, с тем, чтобы в ходе игры каждый ученик нашёл для себя вопрос по силам.
Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Например, игра «Играем в прятки».
Задание. Попробовать найти (и выписать) всех животных, спрятавшихся между строк стихотворений.
А) Была гроза я целый час
Не открывал от страха глаз.
Б) Смотрите ! Лён около ив,
Как голубой ковёр красив.
В) Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Или, например, игра «Подбери слово».
Надо угадать предмет по признакам.
Серый, хищный, жадный … .
Рыжая, хитрая, ловкая … .
Косой, слабый, трусливый … .
Большой, косолапый, бурый … .
Загадки, как игровой жанр, тоже помогают развивать связную речь детей. Воспитывают внимание и память у учащихся. Например, загадки на правописание мягкого знака после шипящих.
А) Хвост во дворе б) По небу лебедь чёрный
Нос в конуре. Рассыпал чудо зёрна.
Кто хвост повернёт (ночь и звёзды)
Тот в дом войдёт. (ключ)
Кроссворды, ребусы, шарады использую во всех классах.
Например, такая шарада
С е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С и – учительница часто
Говорит в конце урока. (Спеши – спиши)
Ребусы:
1) РЯ
2) К
Кроссворды заинтересовали как младших, так и старших школьников. Если младшие учащиеся решали и сами придумывали кроссворды по русскому языку, то в старших классах с удовольствием составляли и разгадывали по литературе. Например, ученики сами строили кроссворды по творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и других. Это помогает легче усваивать и запоминать учебный материал. Формируются навыки самообразования, повышается мотивация к изучению предмета.
В 5-7 классах пользуюсь скороговорками. Для детей представляют трудности в произношении и написании шипящие звуки. А скороговорки развивают произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.
1) Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
2) Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Вообще, учитывая возрастные особенности учащихся, практически на каждом уроке можно провести всякие игры обучающего характера.
Например, игра «Кто быстрей?» Класс делится на 2 команды. Ведущий ученик называет слово, а учащиеся каждой команды подбирают к слову антонимы, синонимы, омонимы. Каждая команда ответы пишет на бумаге и сдаёт по сигналу жюри. Делаем итоги.
Другая игра «Грамотей». Задание. Так как в год по нескольку раз учащиеся посещают краеведческий музей, им даётся задание вспомнить , какие существительные со значением деятеля встретили в музее. Каждому слову 1 балл. Побеждает тот, у кого больше баллов. Названы были существительные: тракторист, машинист, комбайнёр, доярка, плотник, шофёр, учитель, танкист.
А также я стараюсь проводить целые уроки-игры, такие как, «Поле чудес», «Звёздный час», «Угадай-ка», «Брейн-ринг», КВНы и игры –путешествия. Для проведения таких игр нужна тщательная подготовка. С первой же минуты ученики должны чувствовать, что услышат и увидят что-то очень интересное.
С целью привития любви к русским народным и литературным сказкам, развития связной речи учащихся, а также воспитания доброты, вежливости, смелости и находчивости у ребят, проводила в 5 классе КВН по сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк…». Учащиеся разделились на 2 команды. Каждая команда взяла себе название сказочного персонажа. Первая – «Чебурашка», вторая – «Крокодил Гена». Изготовили себе головные уборы с их изображением, а также сделали эмблемы команды.
С песней из мультфильма участники вошли в зал. Произнесли девиз, приветствие. Началась игра. Были такие задания, например, на столе лежат предметы, которые принадлежат сказочным персонажам. Ребята должны были угадать, кому они принадлежат. Это могут быть: стрела, хрустальная туфелька, золотой ключик, колобок и т.д. Или угадывание названий сказок при помощи нарисованных на большом ватмане героев из сказок.
На тему сказок мы проводили ещё много игр. Одна из них называлась «Сказки и речевой этикет». Класс, где проводилась игра был красочно оформлен. На доске прикреплена карта путешествия с названиями остановок, расставлены конверты с заданиями. Музей орфографии, улица загадок, переулок предложения, проспект склонения и т.д. Учащиеся делятся на 2 команды. При помощи большого кубика 20 на 20 начинается соревнование, кто быстрее дойдёт до финиша.
Учебные игры таят в себе широкие возможности для реализации и обучающих, и развивающих, и воспитательных задач, способствующих раскрытию способностей учащихся. На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии. Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно не только уметь обнаружить её (для чего необходимо постоянно развивать речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определённое богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись.
Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, на уроке русского языка в 5-6 классах провожу игру с мячом «Проверь безударную гласную!». Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.
Играем так. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т.д. Игра проходит живо, динамично, заменяет физпаузу и занимает немного времени. А польза налицо. Благодаря ежеурочной тренировке умение подбирать проверочные слова автоматизируется.
Ведущим побывает (и не раз за учебный год) каждый.
Слова для игры (10 - 12) дети подыскивают накануне дома. Задания варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне из домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого литературного произведения.
Ещё при повторении, систематизации знаний, на уроках выяснения уровня усвоения тем проводим игру «Звёздный час».
Например, в игре участвуют 12 игроков из числа учащихся 5 -9 классов. Команда – сборная. 6 учащихся (помощники) сидят за столами, а остальные – игроки. У всех тележки, таблички с номерами, кармашки для звёздочек. Игроки рассказывают о себе: в каком классе учатся, чем любят заниматься.
Начинается 1 тур. Предлагаются задания и вопросы. На стенде – 3 портрета: Шишкина, Левитана, Куинджи. Наверху – картина «Рожь». Вопрос: «Кому из представленных художников принадлежит эта картина?». Учащиеся поднимают табличку с цифрой, указывающей на художника И.Шишкина. Второй вопрос: «Где жил и творил Шишкин?» На стенде – названия городов: Саратов, Москва, Елабуга. Учащиеся называют Елабугу и т.д.
Итак, мы увидели, что значительная роль в формировании положительной мотивации при обучении русскому языку в национальной школе, воспитания интереса и любви к языку принадлежит использованию учебных игр.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учёбе, к познанию окружающего мира. Значение игры состоит как раз в том, что, являясь развлечением, отдыхом, удовольствием, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Современный учитель в состоянии обеспечить подъем образованности, воспитанности и духовности учащихся на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным ценностям и идеалам человечества. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.
МБОУ «Бурдинская сош»
Доклад на тему:
учительницы русского
языка и литературы
Левашовой Е.П.
на секции учителей
русского языка и
литературы.
2008/09, август.
Институт непрерывного педагогического
образования.
Кафедра филологии.
Квалификационная работа
слушателя аттестационных курсов
учителей русского языка и литературы.
(доклад)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».
Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, ч...