Использование учебных игр на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Левашова Елена Петровна

В данной публикации повествуется о практической работе учителя и разных учебных играх, используемых в работе учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная стратегия  образования направлена на формирование духовно богатой, образованной, высоконравственной, творческой и конкурентоспособной личности.

Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и в силу своей уникальности занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. Задача  учителей – помочь осознать ребёнку собственную уникальность и создать условия для её развития.

В связи с реализацией приоритетного национального проекта  «Образование », республиканской целевой программы «Одарённые дети» увеличилось количество олимпиад, научно – практических конференций школьников, творческих конкурсов, которые способствуют интеллектуальному  и нравственному воспитанию личности, реализации его творческого потенциала.

Какие же приёмы и методы должны способствовать развитию этих творческих способностей детей, их образного мышления, их грамотности? Какими средствами поддерживать интерес к учению? Ведь сегодня , как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить , принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

В последнее время компьютер, мультимедиа технологии, компьютерные презентации стали успешно использоваться в образовательном процессе. Но, а если нет такой  возможности? Ведь не секрет, сельские школы   ещё недостаточно компьютеризированы?

Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках учебные игры. Учебная игра – это такой вид деятельности учащихся, в процессе которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи: формируется интерес к предмету, обеспечивается доступность в изучении программного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся, развивается наблюдательность, смекалка.

Большинство моих уроков  основано на элементах игры  или игровой технологии. Играть любят все: взрослые и дети, но дети  с её помощью познают мир, с интересом начинают изучать скучные для них предметы.    Познавательные игры могут сделать процесс обучения увлекательным  и радостным. Иначе говоря , игра в современных условиях может стать действенным средством повышения эффективности  учебного процесса.

Игра  становится приёмом ознакомления (проверки и закрепления -повторения пройденного материала ), развития возможностей учащихся, их творческих способностей, так как игровая ситуация создаёт определённую установку – желание победить в увлекательном для ребёнка соревновании, но для этого надо внимательно читать, уметь вслушиваться и всматриваться, правильно и полно дать ответ на вопрос  по ходу игры. Именно это позволяет широко использовать игру для создания естественных речевых ситуаций.

Уже давно замечено, что не все разделы языка вызывают у школьников одинаковый интерес. Вопросы лексики, этимологии, стилистики оказываются для детей значительно более интересными, чем, например, сведения из фонетики, морфологии и синтаксиса.

 Воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы просто неверно. Чтобы дети хотели учиться, надо не заставлять, а заинтересовать их, приглашая к сотрудничеству. Надо сделать серьёзное обучение занимательным. А для этого к нам приходят на помощь учебные игры.

Поэтому я стараюсь, особенно в 5 - 9 классах, пользоваться ими на уроках. Игру  я использую как на отдельных этапах урока, так и на отдельных видах уроков.

Готовясь к каждому уроку,  в первую очередь думаю о том, как превратить обычное в необычное, как с первой минуты урока увлечь учащихся, активизировать их познавательную деятельность и пробудить творческие силы, а главное увидеть результаты труда.

Игровые вопросы могут по –  разному группироваться и включаться в конкурсы – соревнования-викторины,  с тем, чтобы в ходе игры каждый ученик  нашёл для себя вопрос по силам.

Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Например, игра  «Играем в прятки».

Задание.  Попробовать найти (и выписать) всех животных, спрятавшихся между строк стихотворений.

А) Была гроза я целый час

     Не открывал от страха глаз.

Б) Смотрите ! Лён около ив,

     Как голубой ковёр красив.

В) Знакома рыбам тень моя,

     Над гладью рек танцую я.

                Или, например, игра «Подбери слово».

Надо угадать предмет по признакам.

Серый, хищный, жадный …  .

Рыжая, хитрая, ловкая … .

Косой, слабый, трусливый … .

Большой, косолапый, бурый … .

     Загадки, как игровой жанр, тоже помогают развивать связную речь детей. Воспитывают внимание и память у учащихся. Например, загадки на правописание мягкого знака после шипящих.

А) Хвост во дворе                                            б)  По небу лебедь чёрный

    Нос в конуре.                                                     Рассыпал чудо зёрна.

    Кто хвост повернёт                                                             (ночь и звёзды)

   Тот в дом войдёт. (ключ)

      Кроссворды, ребусы, шарады использую во всех классах.

Например, такая шарада

С е торопят, если знают,

Что недолго  уж до срока.

С и – учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши – спиши)

      Ребусы:

 1)  РЯ

       2) К

Кроссворды заинтересовали как младших, так и старших школьников. Если младшие учащиеся решали и сами придумывали кроссворды по русскому языку, то в старших классах с удовольствием составляли и разгадывали по литературе. Например, ученики сами строили кроссворды по творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и других. Это помогает легче усваивать  и запоминать учебный материал. Формируются навыки самообразования, повышается мотивация к изучению предмета.

В 5-7 классах пользуюсь скороговорками. Для детей представляют трудности в произношении и написании шипящие звуки. А  скороговорки  развивают произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.

1) Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами  чертёж чрезвычайно чисто.

2) Саша шустро сушит сушки,

    Саша высушил штук шесть,

    И смешно спешат старушки

    Сушек Сашиных поесть.

Вообще, учитывая возрастные особенности учащихся, практически  на каждом уроке можно провести всякие игры обучающего характера.

Например,  игра «Кто быстрей?» Класс делится на 2 команды. Ведущий ученик называет слово, а учащиеся каждой команды подбирают к слову антонимы, синонимы, омонимы. Каждая команда  ответы пишет на бумаге и сдаёт по сигналу жюри. Делаем итоги.

Другая игра  «Грамотей». Задание. Так как в год по нескольку раз учащиеся посещают краеведческий музей, им даётся задание вспомнить , какие существительные со значением деятеля встретили в музее. Каждому слову 1 балл. Побеждает тот, у кого больше баллов. Названы были существительные: тракторист, машинист, комбайнёр, доярка, плотник, шофёр, учитель, танкист.

А также  я стараюсь проводить целые уроки-игры, такие как, «Поле чудес», «Звёздный час», «Угадай-ка», «Брейн-ринг», КВНы и игры –путешествия. Для проведения таких игр нужна тщательная подготовка.  С первой же минуты ученики должны чувствовать, что услышат и увидят что-то очень интересное.

С целью привития любви к русским народным и литературным сказкам, развития связной речи учащихся, а также воспитания доброты, вежливости, смелости и находчивости у ребят, проводила в 5 классе КВН по сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк…». Учащиеся разделились на 2 команды. Каждая команда взяла себе название сказочного персонажа. Первая – «Чебурашка»,  вторая – «Крокодил Гена». Изготовили себе головные уборы с их изображением, а также сделали эмблемы команды.

С песней из мультфильма участники вошли в зал. Произнесли девиз, приветствие. Началась игра. Были такие задания, например, на столе лежат предметы, которые принадлежат сказочным персонажам. Ребята должны были угадать, кому они принадлежат. Это могут быть: стрела, хрустальная туфелька, золотой ключик, колобок и т.д. Или угадывание названий сказок при помощи нарисованных на большом ватмане героев из сказок.

На тему сказок мы проводили ещё много игр. Одна из них называлась «Сказки и речевой этикет». Класс, где проводилась игра был красочно оформлен. На доске прикреплена карта путешествия с названиями остановок, расставлены  конверты с заданиями. Музей орфографии, улица загадок, переулок предложения, проспект склонения и т.д. Учащиеся делятся на 2 команды. При помощи большого кубика 20 на 20 начинается соревнование, кто быстрее дойдёт до финиша.

Учебные игры таят в себе широкие возможности для реализации и обучающих, и развивающих, и воспитательных задач, способствующих раскрытию  способностей учащихся. На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество ошибок  учащиеся допускают в словах с безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии. Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно не только уметь обнаружить её (для чего необходимо постоянно развивать речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определённое богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись.

Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, на уроке русского языка в 5-6 классах провожу игру с мячом «Проверь безударную гласную!». Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.

Играем так. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т.д. Игра проходит живо, динамично, заменяет физпаузу и занимает немного времени. А польза налицо. Благодаря ежеурочной тренировке умение подбирать проверочные слова автоматизируется.

Ведущим побывает (и не раз за учебный год) каждый.

Слова для игры (10 - 12)  дети подыскивают накануне дома. Задания варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне из домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого литературного произведения.

Ещё при повторении, систематизации знаний, на уроках выяснения уровня усвоения тем проводим игру «Звёздный час».

Например, в игре участвуют 12 игроков из числа учащихся 5 -9 классов. Команда – сборная. 6 учащихся  (помощники) сидят за столами, а остальные – игроки.  У всех тележки, таблички с номерами, кармашки для звёздочек. Игроки рассказывают о себе: в каком классе учатся, чем любят заниматься.

Начинается 1 тур. Предлагаются задания и вопросы. На стенде – 3 портрета: Шишкина, Левитана, Куинджи. Наверху – картина «Рожь». Вопрос: «Кому из представленных художников принадлежит эта картина?». Учащиеся поднимают табличку с цифрой, указывающей на художника И.Шишкина. Второй вопрос: «Где жил и творил Шишкин?» На стенде – названия городов: Саратов, Москва, Елабуга. Учащиеся называют Елабугу и т.д.

Итак, мы увидели, что значительная роль в формировании положительной мотивации при обучении русскому языку в национальной школе, воспитания интереса и любви к  языку принадлежит использованию учебных игр.

  Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учёбе, к познанию окружающего мира. Значение игры состоит как раз в том, что, являясь развлечением, отдыхом, удовольствием, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.

Современный учитель в состоянии обеспечить подъем образованности, воспитанности и духовности учащихся на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным ценностям и идеалам человечества. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.

 

       МБОУ  «Бурдинская сош»

Доклад на тему:

   

               

         

                                                учительницы русского                                      

                                                языка и литературы

                                                Левашовой Е.П.

                                                на секции учителей

                                                русского языка и    

                                               литературы.

                                             2008/09, август.

      Институт непрерывного педагогического                      

                             образования.

                       Кафедра филологии.

Квалификационная работа

слушателя аттестационных курсов

учителей русского языка и литературы.

      (доклад)

     

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем

В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».

Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, ч...