ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тимофеенко Наталья Александровна

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, направленных на достижение образовательных результатов, Методика развития критического мышления включает три стадии: вызов - осмысление - рефлексия. При использовании технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" приоритетная роль отводится тексту . Различные методические приёмы данной технологии похволяют делать уроки интересными и информационно-насыщенными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Тимофеенко Наталья Александровна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска

2016

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

 а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Слайд 2

       На сегодняшний день одна из важнейших задач современного образования – воспитание личности, умеющей ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Процесс появления новой информации в нашем обществе постепенно ускоряется, все время возникает потребность в новых, ранее неизвестных профессиях, в повышении образовательного уровня. Развитие общества и производства привело к тому, что в настоящий момент важна не столько внешняя образованность человека, сколько развитие в человеке навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. В настоящий момент школа должна воспитать ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческому, проектно-конструктивному опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.

         Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания. В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

         Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности  ступеней образовательной системы и других,  остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию  окружающего мира, то есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостного восприятия мира.

       Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:

Слайд3

• Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

• Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция (прогнозирование неизвестных значений путем продолжения функций за границы области известных значений.), оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

• Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

• Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)

• Качества мышления (гибкость, антиконфоризм (неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

Слайд 4

       Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление, которое способствует формированию  регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Слайд 5

       Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать. 

Слайд 6

       Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию:  коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

       У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

       Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

       В чём же инновационность методов критического мышления?

Слайд 7

       Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

       С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

        Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Слайд 8

       Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Слайд 9

       1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

        Вызов  (Evocation Stage).  Цели:  а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика;  в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 

       Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую ему предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Слайд 10

       2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

       Чтение и осмысление текста (Stage of Realization Meaning). Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 

       Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

Слайд 11

       3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

       Рефлексия (Stage of Reflaction). Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению учащихся, проявлению эмоций по поводу нового знания;  е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

       Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Слайд 12

       При использовании технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для того чтобы уроки были интересными, разнообразными, информационно-насыщенными, я стараюсь использовать различные методические приемы данной технологии:

Инсерт

Мозговая атака

Групповая дискуссия

Чтение с остановками и Вопросы Блума

Кластеры

Синквейн

«Продвинутая лекция»

Эссе

Ключевые термины

Перепутанные логические цепочки

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Взаимоопрос

       Остановимся на некоторых приёмах более подробно.

Слайд 13

        Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.

2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.

Слайд 14

 В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

       Вот такой кластер получился у нас с ребятами в 6 классе, когда мы приступали к повторению изученного о глаголе в 5 классе.

Слайд 15

 

Кластер на уроке в 6 классе по теме «Чередующиеся гласные в корне слова».

Слайд 16

       Система кластеров охватывает большое количество информации, этот приём может быть применён на стадии вызова и осмысления. Иногда такой приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Слайд 17

       Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Слайд 18

       «Корзина идей, понятий, имен » 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Слайд 19

        Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает об этом (1-2 минуты), строго индивидуальная работа, потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты) или группах, ученики делятся друг с другом известными знаниями, выясняют, в чём совпали мнения, из-за чего возникли разногласия, а дальше «все знания по порядку складываются в «корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные, составляется список идей.  

 Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения  новой информации.

       Применение приёма «Корзина» на уроке русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание, его типы”.

Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее – все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с «корзиной”: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов. В ходе урока выясняем, что такое словосочетание и какие бывают типы словосочетаний. Данным приёмом мы не только поддерживаем интерес к изучаемой теме, но формируем познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 20

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является: 

  • А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Слайд 21

Инсерт

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

! «восклицательным знаком» помечается то, что учащиеся уже знают;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их знаниям, вызывает сомнение;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным, неожиданным, новым;

? «вопросительный знак» ставится, если какие-то вопросы непонятны, возникло желание узнать больше.

Слайд 22

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные фрагменты и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив  в соответствии со своими пометками  таблицу:

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Слайд 23

        Чтение с остановками и Вопросы Блума

Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

       Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

  1. Текст не должен быть знаком учащимся.
  2. Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.
  3. Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.
  4. Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

Слайд 24

    Рекомендуется :

  1. Задавать простые вопросы (назвать факты, воспроизвести информацию).
  2. Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)
  3. Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.
  4. Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)
  5. Оценочные вопросы.
  6. Практические вопросы.

Слайд 25

Приём «Вопросы Блума» удобно применять  как при работе с теорией, так и при проверке самостоятельной работы с текстом. Также такие вопросы можно задавать отвечающему у доски как дополнительные.

Слайд 26

     Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк

Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Он дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.

Слайд 27

      В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. 

Базаров

Одинокий страдающий

Отрицает работает спорит

Рафаэль гроша медного не стоит

Бунтующее сердце

Базаров

Непонятный загадочный

Отрицает влюбляется страдает

Дуньте на умирающую лампаду

Страдалец

Слайд 28

       «Толстые» и «тонкие вопросы»

Данный приём я использую  на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Слайд 29

       Помимо формирования познавательных УУД, мы работаем над коммуникативной компетентностью: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём «толстых» и «тонких» вопросов. «Умный вопрос —это уже добрая половина дела», —писал Ф.Бекон.

       Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.  

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника.

        «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения драмы Островского «Гроза:

* Какие изменения произойдут в семье Кабановых после смерти Катерины?

*Что устарело в драме и что в ней современно?

* Катерина очень набожна, почему же страх перед Божьим наказанием не остановил Катерину?

       С помощью «толстых» и «тонких» вопросов мы формируем познавательные универсальные учебные действия: «смысловое чтение»; «определение основной и второстепенной информации»; «выведение следствий»; «построение логической цепи рассуждений»; «формулирование проблемы»; «самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

Слайд 30

        Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку.

  Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как  позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».

  Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.

  Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше.

  Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

  При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.

Слайд 31

«Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. 

      

Предлагается ответить на вопросы:

    - Что узнал и чему научился на уроке?

    - Что хотел бы узнать?

 Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.  

Слайд 32

       10-минутное эссе  можно писать на свободную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Слайд 33

        Работа над сочинение-эссе начинается ещё в среднем звене. На первых этапах пользуемся вот таким планом, который помогает научиться писать сочинение в формате ЕГЭ.

         Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий (вызов, осмысление, рефлексия) с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

     И третья стадия, рефлексия, есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. И сегодня была рассмотрена только некоторая часть приёмом, используемых в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

         

Слайд 34

      Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

       Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  такие умения, как:

        умение работать в группе;

        умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

        умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  

        формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».

Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, ч...