«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 70.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Балтатарова Ольга Андреевна
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»
Методическая разработка на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».
Автор: Балтатарова Ольга Андреевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «РМШИ».
г. Улан-Удэ
2022г.
Введение
Настоящий опыт возник в условиях ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» Республики Бурятия.
В школе обучается 250 детей. Начальной ступени обучения в школе нет, набор детей осуществляетсяс 5-го класса. В связи с этим всем детям приходится адаптироваться в новой образовательной среде, в целом, как показывает практика, адаптация всегда проходит успешно, благодаря слаженной работе учителей и воспитателей, которые страются создать комфортный психологический климат не только на уроках, но и во внеурочное время. Тем не менее не все дети могут сразу приспособится к новым условиям, снижается мотивация, стремление к учебе и т.д. Подобная ситуация позволяет сделать вывод, что определённая доля учащихся начинает испытывать дефицит внимания со стороны родителей, так как дети находятся в интернате пять дней в неделю. В связи с этим у части детей может теряться мотивация к обучению, поэтому педагогу необходимо проявлять больше внимания по отношению к каждому ученику, находящемуся в подобной ситуации, пытаться стимулировать в нём интерес к учёбе. Этому способствует такая особенность нашей школы, как небольшая наполняемость классов (20- 24 человек).
Причиной обращения к данной теме стала диагностика уровня сформированности УУД, проведённая в сентябре 2016 года в 5 классе. Для исследования были выбраны учащиеся 5 класса (20 человек). Для диагностики использована методика уровня сформированности УУД, автор Ступницкая М.А. (Приложение 1). Диагностика предполагает наблюдение за учебными действиями на уроке при решении учебных задач.
По результатам стартовой диагностики получены данные, показывающие уровень развития познавательных УУД у учащихся пятого класса.
Результаты исследований свидетельствуют о среднем уровне сформированности познавательных УУД, который характеризуется недостаточной степенью развития ее составляющих. Результаты исследований представлены в таблице.
Таблица 1
Показатели сформированности познавательных УУД у учащихся 5 класса
Показатели | Стартовая диагностика | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Познавательные УУД | 20% | 80% | - |
Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению познавательных УУД. Это связано с тем, что данный вид универсальных учебных действий имеет важное значение в образовательной деятельности. Во-первых, познавательные УУД оказывают влияние на учебную успешность. Во-вторых, от них во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, познавательные УУД могут рассматриваться как ресурс эффективности и благополучия выпускника в будущей взрослой жизни.
Из таблицы следует, что у 20% учеников класса познавательные УУД сформированы на низком уровне, у 80 % учеников - на среднем, высокий уровень не выявлен.
Несмотря на то, что в классе не было выявлено учеников с патологически низким уровнем сформированности познавательных УУД, явно обозначилась необходимость работы в системе с учащимися, особенно в области развития словесно - логического мышления.
Упражнения по русскому языку и литературе, содержащие разноуровневые задания, учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося и помогают создать благоприятные условия развития его способностей. Ведь каждый ученик по своему индивидуален, у каждого свои познавательные способности. Если одному дается легко, то другому дается очень трудно. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя уверенным, ощущал радость учебной деятельности, сознательно усваивал программу, творчески работал на занятиях, каждый педагог использует различные методы и приемы в учебной деятельности.
В настоящее время я считаю эффективным использовать в работе прием разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Целью разноуровневого обучения является организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Предлагаемые упражнения и задания применяются на разных этапах учебной деятельности как изучение нового материала, домашняя работа, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы.
Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, чтобы научить учиться. Выпускники, имея базовый уровень знаний, должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и совершенствовать полученные знания в течение всей жизни, то есть обладать метапредметными компетенциями. Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле как раз и обозначает умение учиться, или способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование универсальных учебных действий - основная цель системно-деятельностного подхода, применяемого в сегодняшней системе образования. Автор опыта считает, что использование разноуровневых заданий как на уроках русского языка, так и на и уроках литературы способствует формированию УУД, в первую очередь, познавательных.
Работа над данной темой позволила автору выявить следующие противоречия:
1. Между декларируемой необходимостью развития познавательной активности учащихся и утратой познавательных интересов к обучению.
2. Между сегодняшним «социальным заказом» общества (формирование активной личности, способной самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения) и недостаточным методическим обеспечением реализации данной цели.
3. Между необходимостью гуманизации современного образования и тенденцией к технократизации педагогического процесса.
Опыт можно назвать репродуктивным и считать актуальным в связи с тем, что учитель обращается к ребёнку не как к объекту учебно-воспитательной деятельности, а как к личности, которая стремится к самостоятельности, что соответствует мировым тенденциям в образовании. Только при таком отношении можно воспитать человека, который в дальнейшем станет грамотным, целеустремленным и сознательным членом общества.
Причиной обращения к использованию разноуровневых заданий стали слабый уровень мотивации к обучению у некоторых школьников, пассивная позиция в отношении самостоятельной учебной деятельности.
Новизна заключается в синтезировании уже имеющихся ранее дидактических приемов и средств обучения с одновременной их дифференциацией и персонификацией, что способствует активизации образовательной деятельности, повышению интереса к самостоятельной деятельности, позволяет формировать познавательные учебные действия.
Цель: описать мой педагогический опыт по созданию условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, по созданию оптимальных условий для получения высокого качества обучения; путем формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы с помощью применения разноуровневых заданий.
Задачи, способствующие достижению данной цели:
- Определение методов и приёмов обучения на основе системно- деятельностного подхода с целью интенсификации деятельности школьников.
- Постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающегося к предмету.
- Разработка алгоритма оценивания деятельности учащихся в соответствии с их достижениями.
- Распределение дидактических материалов по уровням сложности.
- Активизация творческой деятельности детей.
- Развитие способности и стремления к самообразованию.
- Сотрудничество учителя и учащегося в процессе обучения.
- Обеспечение «ситуации успеха» для каждого учащегося в классе.
- Развитие мыслительной деятельности, устной речи, умения
анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения.
Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников по данной проблеме.
2. Педагогический эксперимент, задачей которого являлось проверка эффективности использования разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы.
3. Педагогическое наблюдение, в ходе которого анализировались возможности учащихся разного возраста выполнять учебные задачи разного уровня по русскому языку и литературе.
Объектом исследования является учебная деятельность учащихся 5-9 классов школы на уроках русского языка и литературы.
Длительность работы. Работа исследования охватывает пять учебных лет: с 5 по 9 класс.
Этапы работы над опытом:
1. сентябрь 2016 – декабрь 2016 года - выявление проблемы, становление идеи опыта, подбор диагностического материала, первичная диагностика;
2. декабрь 2016 – сентябрь 2017 года - анализ литературы по проблеме опыта, корректировка задач, методов и средств достижения цели
3. октябрь 2016 – декабрь 2021 года - становление опыта
4. май –июнь 2021 года – подведение итогов, анализ результатов мониторинга формирования УУД
Временной диапазон исследования. Опыт реализуется на уроках русского языка и литературы посредством системы «урок – внеурочная деятельность», что позволяет достигать результатов в мероприятиях различного уровня и сохранять достаточно высокий уровень качества знаний.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного исследования.
Автор данного опыта в работе использует следующие учебно- методические комплекты:
Русский язык: УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Литература: УМК под редакцией В.Я. Коровиной.
Однако применение разноуровневых заданий может осуществляться и при реализации других УМК по русскому языку и литературе.
Глава 1.
Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в школе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [15, с. 53]
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [7, c.28].
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности [7, c.29].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы [7, c.29-30].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [7, c.30-31].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский [1], JI.C. Выготский [4], П.Я. Гальперин [5], H.A. Лошкарева[10]. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков[13], Г.К. Селевко[11], Д.В. Татьянченко[13]. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым[6], Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской[7].
По мнению А.Г. Асмолова [7], овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
По "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования"[8] к познавательным универсальным учебным действиям относят следующие: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Применение для развития универсальных учебных действий заданий разного уровня служит для активизации познавательной активности учащихся, то есть для формирования, в первую очередь, познавательных универсальных учебных действий, как общеучебных, так и логических. Т.И. Шамова [16] выделяет три уровня познавательной активности по образу действия:
1. Воспроизводящая
2. Интерпретирующая
3.Творческая
По мнению автора исследования, по такому же принципу можно разделить задания на три уровня: базовый, повышенный, высокий (творческий).
Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едиными для всех уровней обучения [2]. В рамках применения данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едино для всех уровней.
Применение принципа дифференциации заданий способствует проявлению оценочной составляющей «Я - концепции», т.е. ученик оценивает эффективность своей деятельности с точки зрения идентичности, осознания себя самого как члена какой- либо группы, в данном случае как полноценного участника процесса обучения.
Разноуровневые задания имеют широкий спектр использования. Они используются:
- На уроках «открытия» нового знания (для закрепления материала) (Приложение 2);
- На уроках рефлексии (для повторения изученного);
- На уроках промежуточного и итогового контроля (для контроля полученных знаний) (Приложения 4, 5).
Учитель использует различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Для тех детей, которые способны, по собственному мнению, выполнять лишь простые задания, есть возможность попробовать выполнить более сложное задание. Это помогает им повысить самооценку, т.е. развивает регулятивные УУД. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Задания делятся на 3 группы, что соответствует трём уровням сложности (базовый, повышенный, высокий). Некоторые современные методические пособия для учителя уже предлагают нам для использования задания двух – трёх уровней. Но такое разделение проводится самостоятельно на основе уже имеющихся дидактических материалов и ЭОР. Обобщенные типы разноуровневых заданий представлены в Приложениях к опыту (Приложение 3).
«Плюсы» применения разноуровневых заданий:
- При составлении заданий педагог определяет, до какого уровня сложности может быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учащихся.
- Выбор задания создаёт для каждого ученика ситуацию успеха, при этом у ребенка сохраняется ощущение внутреннего комфорта и самодостаточности, что особенно важно в подростковом и юношеском возрасте.
- В ходе работы раскрываются реальные возможности каждого учащегося и потенциальные условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
- Анализ выполнения заданий позволяет педагогу проводить мониторинг динамики усвоения знаний, делать выводы о личностном развитии отдельных учащихся.
- Применение разноуровневых заданий не только сохраняет, но и часто иповышает качество знаний у учащихся основной школы.
К разноуровневым заданиям относятся следующие требования по видам деятельности:
Уровень 1 (базовый): воспроизведение и описание. Этот уровень «отвечает» за знание фактического материала и умение правильно использовать термины и понятия, узнавать объекты изучения. Например, в рамках изучения русского языка к первому уровню можно отнести распознавание орфограмм и пунктограмм, умение находить основу предложения, делать различные разборы. Также к этому уровню можно отнести работу по перфокартам (Приложение 3). Если говорить об уроках литературы, то к базовому уровню относятся фактические знания о жизни и творчестве писателей, знания основных литературоведческих терминов и т.д.
Уровень 2 (повышенный): оценка, диагностика, обобщение фактического и теоретического материала. Русский язык: составление схемы предложения с комментированием действий, определение типа и стиля предложенного текста и др. Литература: сопоставление произведений разных произведений одного автора или произведений разных авторов, принадлежащих к одной эпохе; анализ стихотворного или прозаического текста по предложенному алгоритму. На этом уровне проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций.
Уровень 3 (высокий, или творческий): умение интегрировать межпредметные знания для решения познавательных задач конкретного учебного предмета, получение интеллектуальным путем нового знания, не данного ученику в готовом виде. Русский язык: анализ выполненных заданий 1-го уровня, составление текстов заданной тематики, типа и стиля; выполнение олимпиадных заданий. Литература: проектная и исследовательская деятельность, творческие работы.
Пример удачной групповой работы с использованием разноуровневых заданий - метод «тонких» и «толстых» вопросов. (Приложение 4). Этот приём может быть использован на любой стадии урока: на стадии целеполагания, на стадии осмысления, на стадии обобщения. Таблицу целесообразно заполнять вопросами по ходу работы, а потом задавать вопросы членам другой рабочей группы. «Тонкие», т.е. конкретные, вопросы относятся к 1 уровню сложности. «Толстые» же вопросы могут быть заданы учащимся, претендующим на «4» и «5».
Примеры разноуровневых заданий при изучении одной темы.
Русский язык, 7 класс. Тема урока: обобщающее занятие по теме «Причастие».
Уровень задания | Варианты заданий |
1 | -В тексте упражнения найти причастия, выделить суффиксы и подчеркнуть причастия в соответствии с их синтаксической ролью. -Обозначить залог и время причастий в тексте упражнения. -Выполнить морфологический или морфемный разбор 1- 2 причастий |
2 | -Обозначить в тексте упражнения все определения, указать их частеречную принадлежность (прилагательные, причастия, местоимения, числительные) -От глаголов, представленных в тексте, образовать все возможные формы причастий, объяснить, от каких глаголов и почему образуются лишь некоторые формы. |
3 | -Распространить причастия в тексте зависимыми словами, превратив их в причастные обороты. -Выполнить словообразовательный разбор нескольких причастий и сделать вывод о способе образования причастий и изменениях в глагольной основе при их образовании. |
Литература, 5 класс. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Итоговый урок по произведению.
Уровень | Варианты заданий |
1 | -Почему уснула царевна? -К кому обращался королевич Елисей с просьбой помочь в поисках царевны? -Из чего был сделан гроб царевны? |
2 | -Как А.С. Пушкин показывает, что царица- отрицательная героиня, а царевна – положительная? (возможные варианты ответа: при помощи словесного описания внешности, черт характера; учащиеся записывают или читают вслух строки сказки). -Как в авторскую сказку А.С. Пушкин включает элементы русского фольклора? (Возможные ответы: использование чисел 3 и 7; беседа Елисея с силами природы и др.). |
3 | - С какими русскими или зарубежными сказками можно сравнить это произведение? Что у них общего? В чем отличие? (Сказки В.А. Жуковского, Шарля Перро, братьев Гримм) |
Каждый педагог может самостоятельно подготовить базу разноуровневых заданий по каждой теме и применять их в зависимости от уровня подготовки класса. Примерами могут быть задания, самостоятельно разработанные автором опыта.
Разноуровневые задания, используемые
на уроках литературы в 5- 9 классах
Класс | Уровень | Произведение | Примеры заданий |
5 | 1 | А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Инсценируйте отрывок из сказки |
2 | Найдите черты сходства и различия между «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» | ||
3 | Создайте мини–проект «Бродячий» сюжет о спящей царевне в мировой литературе» (на основе сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов»), Шарля Перро («Спящая красавица»). | ||
6 | 1 | А.С. Пушкин, «Дубровский» | Перескажите эпизод «превращения» Дубровского в Дефоржа |
2 | Восстановите композиционную последовательность эпизодов романа (предлагается список эпизодов). | ||
3 | Напишите мини- эссе по теме «Владимир Дубровский: герой или преступник?» | ||
7 | 1 | Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба» | Проверочная работа на знание лексики повести «Тарас Бульба» |
2 | Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия | ||
3 | Дискуссия на тему «В каком случае можно оправдать предательство?» | ||
8 | 1 | Н.В. Гоголь, «Ревизор» | Соотнесите фамилии чиновников города N и род их занятий |
2 | Постройте композиционную схему комедии (элемент композиции – эпизод комедии) | ||
3 | Объясните смысл эпиграфа к комедии «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» | ||
9 | 1 | М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» | Объясните смысл названия произведения, анализируя «Предисловие к роману «Герой нашего времени» |
2 | Охарактеризуйте женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Как к героиням относится Печорин? | ||
3 | Ответ на проблемный вопрос: «Почему именно глава «Фаталист»- разгадка всего романа?» |
Подобные задания составляются по аналогии при изучении любого литературного произведения.
Разноуровневые задания, применяемые на уроках русского языка в 5- 9 классах
Класс | Уровень | Раздел, тема | Примеры заданий |
5 | 1 | Фразеологизмы | Объясните значение предложенных фразеологизмов |
2 | Подберите ряд фразеологизмов с одним ключевым словом (нога, нос, спина и др.) | ||
3 | Создайте групповой проект «Происхождение фразеологизмов» | ||
6 | 1 | Имя числительное | Запишите словами следующие числа: 24,028; 123 456; 356; 34/100; 0,287; 14 005 032 |
2 | Просклоняйте словосочетания с числительными: четыре тысячи километров, пятеро друзей, шестой этаж, оба друга | ||
3 | Выполните учебный проект на тему «Имена числительные в русском фольклоре (сказки, пословицы, загадки)» | ||
7 | 1 | Наречие | Назовите основные признаки наречия |
2 | От данных слов образуйте наречия с помощью приставок (из-, до-, с-, в-, на-, за- и суффиксов): Чистый, правый, белый, горячий, высокий, новый, светлый. | ||
3 | Напишите сочинение на тему «На катке» по опорным словам: вчера, сначала, влево, медленно, неуклюже, уверенно, блестяще, искусно, снова, на ходу, довольно, хорошо. | ||
8 | 1 | Односоставные предложения | В предложенном упражнении найдите односоставные предложения, выделите в них основу, определите тип предложения. |
2 | Составьте алгоритм распознавания типа односоставного предложения в соответствии с теоретическим материалом учебника. | ||
3 | Напишите мини- сочинение на тем «Спорт» или «Здоровый образ жизни», используя односоставные предложения | ||
9 | 1 | Сложноподчинённые предложения | В предложенном тексте найдите сложноподчинённые предложения, выделите основы, постройте схемы |
2 | Выполните задания в формате ОГЭ по русскому, составьте алгоритм выполнения задания | ||
3 | Составить из простых предложений сложноподчинённые, дополнив их придаточными частями разных типов |
Глава 2. Результаты формирования познаательных учебных действий у учащихся
Критерием результативности опыта является повышение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. В ходе становления опыта проводилась диагностика уровня сформированности УУД по методике М. А. Ступницкой. Результаты диагностики показали положительную динамику в повышении уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 5 класса (2016-2017 учебный год), 6 класса (2017-2018 учебный год), 7 класса (2018-2019 учебный год) 8 класса (2019-2020 учебный год), 9 класса (2020-2021 учебный год) русского языка и литературы в процессе использования разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы.
Рисунок 1. Динамика сформированности познавательных УУД
Таблица 2. Распределение уровней сформированности познавательных УУД на стартовом и итоговом (контрольном) этапе становления опыта.
Показатели | Стартовый этап Октябрь 2016 | Контрольный этап Апрель 2021 | ||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
Познавательные УУД | 20% | 80% | - | 0% | 50% | 50% |
Из таблицы видно, что на начальном этапе становления опыта у 20 % учащихся 5 класса (2016-2021 учебный год) сформированность познавательных УУД находится на низком уровне, у 80 % - на среднем уровне. Высокий уровень сформированности УУД не выявлен.
На контрольном этапе становления опыта, выявлена положительная динамика в развитии УУД у учащихся 9 класса (2016-2017 учебный год): низкий уровень снижен до 0%, средний уровень достиг 50%, не отмечавшегося ранее высокого уровня достигли 50% учащихся.
В 2020-2021 учебном году учащиеся 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ по русскому языку: из 20 учащихся 14 человек получили отметку «5», 5 человек – отметку «4», 1 человек – отметку «3» Приведенные данные могут служить подтверждением эффективности использования разноуровневых заданий для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы у учащихся 5- 9 классов.
Таким образом, апробация и внедрение опыта, направленного на формирование и развитие познавательных УУД посредством использования разноуровневых заданий, показали устойчивые положительные результаты.
Заключение
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».
К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий.
В этой связи использование технологии разноуровнего обучения помогает решить задачу “успешного” изучения русского языка. Разноуровневые задания выстроены с учетом того, что необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы. Познавательные УУД на уроках русского языка и литературы предполагают следующие умения: читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе. Осознавать задачу. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах. Понимать сведения, представленные в модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач. Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий разного уровня, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Например, вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, ученик может правильно решить задачу. Таким образом, формируются и совершенствуются познавательные УУД.
В данной работе предпринята попытка формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы. С этой целью был организован такой учебно-воспитательный процесс, при которой каждый ученик имел возможность овладеть учебным материалом по русскому языку и литературе на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Если ученик успешно достигает запланированного уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то их необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.
2. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов. По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:
1 уровень - стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.
Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».
2 уровень - базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.
Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».
3 уровень - продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
При систематическом использовании методики уровневого обучения ученики могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.
Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Чаще всего педагоги используют разноуровневые задания на этапе закрепления знаний, тогда как такие задания, на наш взгляд, наиболее эффективны именно на уроках первого типа при изучении нового материала. В процессе самостоятельного изучения нового материала ученик, работая на выбранном уровне, выполняет ряд заданий, которые формируют у него один важный компонент учебной компетенции: учащийся усваивает алгоритм деятельности, направленной на то, чтобы сделать собственное маленькое научное открытие в виде правила, закономерности и т.д. И пусть это правило уже давно сформулировано и напечатано в учебнике. Пусть! Главное – это неповторимое чувство открытия, собственной успешности, возникшее в этот момент в душе ученика.
Такие уроки учитель строит исходя из особенностей класса, уровня подготовленности учеников и многого другого. От фрагментов урока с использование разноуровневых заданий можно переходить к использованию таких заданий на разных этапах урока или в течение всего урока, подготавливая таким образом и себя, и учеников к работе на модульном уроке.
Таким образом, апробация и внедрение опыта, направленного на формирование и развитие познавательных УУД посредством использования разноуровневых заданий, показали устойчивые положительные результаты.
Библиографический список
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.
- Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья: МТШ ОРТ, 1994.
- Войтенко, Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание/ Т.Войтенко //Директор школы.-2000.-№3
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гальперин Я.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Я.Я. Гальперин/Психологическая наука в СССР. М. : АПН СССР, 1966. – 147 с.
- Давыдов,В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1994. – 180с
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова.- М.:Просвещение, 2011.- 152 стр
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
- Лошкарёва Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Автореф.дис. … докт.пед.наук. М., 1990
- Платонов К.К. Технология разноуровневого обучения. М. 1999
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Селевко Г.К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника// Воспитание школьников.-2002.-№4.- .
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000
- Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся// Школьный психолог, №7, 2006, стр. 18-29
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –Стандарты второго поколения. –М.: Просвещение, 2010
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. -96 с
Список приложений
- Приложение № 1. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий (автор М.Ступницкая)
- Приложение №2 Методическая разработка урока русского языка в 7 классе с использованием заданий разного уровня.
- Приложение №3. Обобщённые типы разноуровневых заданий.
3. Приложение №4 Разноуровневые задания по русскому языку.
4. Приложение №5. Разноуровневые задания по литературе
Приложение № 1.
Диагностика уровня сформированностиуниверсальных учебных действий (автор М.Ступницкая)
Интеллектуальные умения и навыки (познавательные УУД)
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||||
1.1. Устную инструкцию воспринимает: | |||||||||
4 | с первого предъявления | ||||||||
3 | нуждается в дополнительных разъяснениях | ||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||
1 | не воспринимает устную информацию | ||||||||
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: | |||||||||
4 | самостоятельно | ||||||||
3 | нуждается в разъяснениях | ||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||
1 | не воспринимает письменную информацию | ||||||||
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | ||||||||
2 | нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах | ||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | ||||||||
2 | нуждается в помощи | ||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | |||||||||
3 | выше, чем у других учащихся класса | ||||||||
2 | такой же, как у других учащихся класса | ||||||||
1 | значительно снижен | ||||||||
3.1. Результат получает: | |||||||||
4 | успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм | ||||||||
3 | оригинальным творческим способом | ||||||||
2 | нерациональным («длинным») путём | ||||||||
1 | путём подгонки под ответ («методом тыка») | ||||||||
3.2. Предъявление результата: | |||||||||
4 | способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё решение | ||||||||
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | ||||||||
2 | приходится «вытягивать» ответы | ||||||||
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения | ||||||||
4. Самооценка результата работы: | |||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | ||||||||
2 | не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | ||||||||
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | ||||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | |||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | ||||||||
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | ||||||||
1 | освоение программы по различным причинам затруднено | ||||||||
Общий балл: |
Обработка данных диагностики
Баллы | Статус | Рекомендации учителям |
Слабая группа 9-15 баллов | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражение снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа 16-23 балла | Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. |
Сильная группа 24-31 балл | Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Литература:
- Ступницкая М. Диагностика уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков учащихся// Школьный психолог, №7, 2006, стр. 18-29
Приложение №2
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
УМК:М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
Представление о результатах:
- личностные: Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности и выбора уровня предлагаемых учителем заданий
- метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- предметные: Знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная работа (выполнение разноуровневых заданий),групповая, фронтальная.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проверяет готовность к уроку. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение, включение в учебный процесс; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Проводит опрос учащихся. Выявляет уровень знаний по теме «Причастие», определяет недостатки. | Демонстрируют знания, умения. Выполняют самостоятельно задание с самопроверкой по образцу. (Склонение причастий по падежам с выделением окончаний). | Познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Постановка учебной задачи Цель: организовать формулирование проблемы и темы урока учащимися | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию, записывая словосочетания«причастие с зависимыми словами». | Включаются в диалог. Формулируют тему, цель урока под руководством учителя. Вспоминают правила работы в группе. | Регулятивные: целеполагание; умение планировать свою работу Познавательные: формулирование проблемы Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует усвоение учащимися понятия «причастный оборот» и условия его обособления | Составляют план достижения цели и определяют средства. Участвуют в мозговом штурме, информационном поиске. Вспоминают правила работы в группе. Фиксируют свои доводы, делают вывод по решению учебной задачи. Работа с теоретическим материалом в учебнике (стр. 37-38) | Личностные: Развитие учебно-познавательной мотивации Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи | Устанавливает осознанность ситуации, организует проговаривание нового знания через выполнение самостоятельной работы по учебнику, использует в работе тренажёр | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. (упр. 85, стр. 38) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные:формирование учебного сотрудничества в паре – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (Учащиеся работают над одним и тем же текстом, выполняя задания 3-х разных уровней) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение Коммуникативные: сотрудничество с учителем |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Выдаёт листы самооценки. Даёт инструктаж по из заполнению | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: самоопределение |
8. Домашнее задание Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Выбирают уровень сложности домашнего задания (упр. 88; 1 уровень- списать текст, расставив знаки препинания; 2 уровень- списать, расставить запятые, графически обозначить причастные обороты; 3 уровень –списать, обозначить причастные обороты и пропущенные орфограммы. | Коммуникативные:Сотрудничество с учителем |
Задания для этапа № 6 данного урока
1 уровень. Расставьте знаки препинания.
1. Страстный рыболов поймавший омара наготовил дров для гиган…ского пожара.2. Доблестный рыцарь одетый в доспехи яростно ненавидел орехи. 3. Сверстник наездника свистнувший громко шествовал важно хотя и с котомкой. 4. Неизвестная дама бегущая по лестнице, конечно, является чьей-то ровесницей. 5. Словесный портрет злого дяди укравшего шубу нарисовали бродяги. 6. Предприятие шефствующее над школой делает ужасные дыроколы. 7. Двухосная карета летящая по склону достается частному лицу по закону.
2 уровень. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы.
1. Страс…ныйрыболов поймавший омара наготовил дров для гигантского пожара.2. Доблес…ный рыцарь одетый в доспехи ярос…но ненавидел орехи. 3. Сверс…ник наез…ника свис…нувший громко ше…ствовал важно хотя и с котомкой. 4. Неизвес…наядама бегущая по лес…нице, конечно, является чьей-то ровес…ницей. 5. Словес…ный портрет злого дяди укравшего шубу нарисовали бродяги. 6. Предприятие ше…ствующее над школой делает ужас…ные дыроколы. 7. Двухос…наякарета летящая по склону достается час…ному лицу по закону.
3 уровень.А)см.текст и задание уровня 2
Б) Подберите проверочные слова: страс…ный- …, доблес…ный - …, сверс…ник- …, свис…нувший- …, неизвес…ная- …, словес…ный- …, ужас…ные-…, час…ное- …, гиган…ского- …, ярос…но - …, наез…ника - …, ше…ствовал - ..., ровес…ница - …, ше…ствующее - …, двухос…ная - …
Приложение № 3
Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень | Виды заданий | ||
Вопрос | Задача | Задание | |
1 (базовый) Оценка «3» -«4» Восприятие, осознание, запоминание, воспроизве- дение. Задания репродуктив-ного характера | Русский язык: что называется… (термин); какие разделы науки о языке ты знаешь? | Русский язык: Вставь пропущенные буквы (запятые); обозначь главные (второстепенные члены предложения); сделай морфемный разбор слова | Русский язык: перечисли части речи (члены предложения); назови гласные звуки; составь план параграфа |
Литература: кто автор (название произведения); в каком году родился (факт из биографии автора)? | Определи стихотворный размер по предложенному алгоритму; определи тип рифмы по образцу | Назови все стихотворные размеры с пояснениями; Прочитай наизусть отрывок из стихотворения. Сделай иллюстрацию к произведению. | |
2 (повышен-ный). Оценка «4»- «5» Осмысленное применение знаний. Работа по усвоенному алгоритму или с преоб-разованием | Русский язык: Что объединяет глагол и причастие? Чем отличается простое предложение от сложного? | Русский язык: определи тип односоставного предложения по заданному алгоритму; Переделай словосочетание с видом связи согласование в словосочетание, построенное по принципу управления | Русский язык: объясни расстановку знаков препинания в данном предложении; построй схему предложения (составь предложение по схеме) |
Литература: Что объединяет таких авторов, как…? Чем отличается проза от драматургии? В чем отличие метафоры от олицетворения? | Литература: Из предложенных лирических отрывков выбери тот, который соответствует предложенной схеме (по размеру). Докажи свою правоту. | Литература: Заполните таблицу, сравнивая двух героев произведения по предложенным параметрам. Найдите в тексте устаревшие слова и разделите их на историзмы и архаизмы. Объясните свой выбор. | |
3 (высокий или творческий) Оценка «5» Работа без образца и алгоритма, творческое применение знаний в новой ситуации | Русский язык: Можешь ли ты доказать или опровергнуть следующий тезис (на уроках развития речи)? Есть ли в современном русском языке черты, роднящие его с другими языками? | Русский язык: Проанализируй текст с точки зрения устаревших слов и сделай вывод, к какой эпохе принадлежит текст; найди в тексте старославянизмы и подбери к ним соответствующие полногласные сочетания | Русский язык: Составь развернутый план ответа на проблемный вопрос; напиши сочинение по данной проблематике, самостоятельно сформулировав тему |
Литература: Чем будут отличаться произведения, написанные писателем- романтиком и писателем- реалистом? Какой вывод о позиции автора можно сделать, проанализировав данное произведение (эпизод)? | Литература: Интерпретация поэтического (прозаического) текста без заранее данного плана или алгоритма | Литература: выполни историко- лингвистический анализ какого- либо произведения (н-р, «Песнь о Вещем Олеге»); Выполни (или выполните ) проект на данную тему с самостоятельным составлением плана, выделением этапов проекта; Составь кроссворд на заданную тему (по произведению) | |
Примечание: в таблице представлены примерные задания с распределением по видам. |
Приложение № 4
Задания разных уровней по русскому языку.
Уровень 1 (базовый).
А) Перфокарты. Раздел, при изучении которого можно использовать данное средство контроля, - орфография.
Способ использования: ученик в клеточке, соответствующей конкретному слову, ставит лишь пропущенную букву. В случае правильного выбора буквы её можно будет в итоге прочесть в самой перфокарте. Перфокарты могут заменить словарный диктант по изученной орфограмме.
Примеры:
Перфокарта «Буквы О и А в корнях с чередованием»
о | о | о | о | |
о | о | |||
о | о | |||
о | о | |||
о | о | о | о |
Вариант 1.
-Пог…реть, неприк…сновенность, предл…жение, р…сток,
- зар…сли, прил…гательное, р…стение, к…снуться,
-р…стовщик, прик…саться, сл…гаемое, пор…сль,
- распол..жение, отр…сль, з…ря, прил..жение,
-дог…рать, заг…релый, предпол…жение, несг…раемый.
А | а | а | а |
а | а | ||
а | а | а | а |
а | а | ||
а | а |
Вариант 2.
-З…рница, к…сательная, предл…гать, р…стение,
- оз…рять, р…сточек, подг…релый, выр…щенный,
-отр…сль, прик…саться, сл…гаемое, отр…стить,
-к…сательная, недор…сль, сг…рать, з…ревой,
-возр…стной, к…снуться, разг…реться, изл…гать
Перфокарты «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Вариант 1
и | и | ||
и | и | и | |
и | и | и | |
и | и | ||
и | и |
-Пр…близить, пр…вышение, пр…рваться, пр…жечь,
-пр…волжский, пр…одолевать, пр…коснуться, пр…ходить,
-пр…глушить, пр…брежный, пр…неприятный, пр…клеенный,
-пр…корм, пр…скверный, пр…увеличивать, пр…лечь,
-пр…везти, пр…терпеть, пр…хорошенький, пр…вить.
Вариант 2.
е | е | е | е |
е | |||
е | е | е | |
е | |||
е | е | е | е |
-Пр…вышение, пр…рваться, пр…увеличивать, пр…терпеть,
- пр…одолевать, пр…близить, пр…коснуться, пр…ходить,
-пр…хорошенький, пр…скверный, пр…неприятный, пр…вить, -пр…ображённый, пр…лечь, пр…корм, пр…глушить,
-пр…восходство, пр…ломление, пр…ступление, пр…мудрый.
Задания уровня 3. Подобрать слова к данным перфокартам по данному выше образцу.
Правописание приставок на З и С
З | З | З | З |
З | |||
З | З | ||
З | |||
З | З | З | З |
С | С | С | С |
С | |||
С | |||
С | |||
С | С | С | С |
Непроизносимые согласные в корне слова
Т | Т | Т |
Т | ||
Т | ||
Т | ||
Т |
Употребление Ъ и Ь
Ь | |||
Ь | Ь | Ь | |
Ь | Ь | ||
Ь | Ь | ||
Ь | Ь | Ь |
Ъ | Ъ | ||
Ъ | Ъ | ||
Ъ | Ъ | ||
Ъ | Ъ | ||
Ъ | Ъ |
Б) Контрольная работа с заданиями разных уровней.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по русскому языку 5 класс.
РАЗДЕЛ «Синтаксис и пунктуация»
В 1. Фамилия, имя ___________________________________
Блок заданий №1 «Пунктуация»
- Зачеркивая буквы Г, Ц, Ю, вы получите высказывание А.П.Чехова о знаках препинания. Запишите его. Как вы его понимаете? (2 У)
З | Г | Н | Ц | А | Ю | К | Ц | И | Ю | П |
Г | Р | Е | Ю | П | Ц | И | Ю | Н | Г | Ц |
Ц | А | Ю | Н | Г | И | Ц | Я | С | Ц | Ю |
Л | У | Г | Ц | Ж | Ю | Ц | А | Г | Т | Н |
О | Ц | Т | Ю | А | Г | Ц | М | Ю | Г | И |
Г | Ц | Ю | П | Ю | Р | Ц | Ю | И | Г | Ц |
Ч | Ю | Т | Ц | Г | Е | Ю | Н | И | Ц | И |
Блок заданий № 2 «Главные члены предложения»
- Заполните таблицу, подчеркните в предложениях подлежащее (1У)
Предложение | Вопрос к подлежащему | Чем выражено подлежащее? |
Тигр ходил по крутому берегу реки и пугал людей. | ||
Он вел себя крайне дерзко и осмеливался приближаться к человеческому жилью. | ||
В логовище тигра валялось много обглоданных костей. | ||
Охотники решили взять с собой четыре ружья. | ||
Потом мы замели свои следы еловыми ветками и возвратились в лагерь. |
- В каком предложении подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже? Расставьте знаки препинания. (2У)
А. Мы школьные друзья.
Б. Ненависть плохой советчик.
В. Вечер сегодня тёплый
Блок заданий №3 «Второстепенные члены предложения» (3У)
- Как можно быстрее запишите слова, буквы которых кроются под следующими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
п | м | л | ф | а | е | с | и | о | к | д | з | ж | н | щ | у | р | б | т | я | ь | в |
- 11-9-1-9-3-14-6-14-8-6 _______________________________
- 9-1-17-6-3-6-14-8-6 _________________________________
- 9-18-7-19-9-20-19-6-3-21-7-19-22-9 ______________________
2. Охарактеризуйте каждый из членов предложения по плану
А. Значение
Б. На какие вопросы отвечает?
В. Какими частями речи выражается?
Блок заданий №4 «Однородные члены предложения»
- Подберите к обобщающим словам по 5 однородных членов. (2У)
Части речи:
Знаки препинания:
Морские рыбы:
Блок заданий № 5 «Обращение»
- Расставьте знаки препинания, над обращениями поставьте букву «о». (1У)
А. Родная планета цвети веселей!
Б. До свидания море!
В. Дождик дождик что ты льёшь?
- Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Вы получите оценку вашей работы на уроке. Читайте без помощи рук!!!
1 | 5 | 13 | 9 | 4 | В | Л | Я | Ы | О | |
8 | 12 | 15 | 14 | 6 | Ц | Б | А | Т | О | |
3 | 10 | 7 | 11 | 2 | М | Р | Д | Е | Ы |
Запишите эту оценку в виде предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схему. (2У)
Порядок выполнения: вначале выполни задания 1 уровня (1У). Этого будет достаточно для получения оценки «3». Если ты хочешь получить «4» или «5», выполни последовательно задания с пометками (2У) и (3У). Успехов!
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по русскому языку 5 класс.
РАЗДЕЛ «Синтаксис и пунктуация»
В 2. Фамилия имя _______________________________
Блок заданий №1 «Пунктуация»
- Зачеркивая буквы Г, Ц, Ю, вы получите высказывание А.П.Чехова о знаках препинания. Запишите его. Как вы его понимаете? (2У)
З | Г | Н | Ц | А | Ю | К | Ц | И | Ю | П |
Г | Р | Е | Ю | П | Ц | И | Ю | Н | Г | Ц |
Ц | А | Ю | Н | Г | И | Ц | Я | С | Ц | Ю |
Л | У | Г | Ц | Ж | Ю | Ц | А | Г | Т | Н |
О | Ц | Т | Ю | А | Г | Ц | М | Ю | Г | И |
Г | Ц | Ю | П | Ю | Р | Ц | Ю | И | Г | Ц |
Ч | Ю | Т | Ц | Г | Е | Ю | Н | И | Ц | И |
Блок заданий № 2 «Главные члены предложения»
1.Заполните таблицу, подчеркните в предложениях сказуемое (1У)
Предложение | Вопрос к сказуемому | Чем выражено сказуемое? |
Сказочник – это автор сказок. | ||
Народные сказки о животных очень поучительные. | ||
Народная сказка учит доброте, отзывчивости. | ||
Герои сказок сражаются со злыми силами. | ||
Сказка – это произведение устного народного творчества. |
2. В каком предложении подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже? Расставьте знаки препинания. (2У)
А. Моя сестра настойчивая.
Б. Она тренер по плаванию.
В. Женьшень ценное и редкое растение.
Блок заданий №3 «Второстепенные члены предложения» (3У)
- Как можно быстрее запишите слова, буквы которых кроются под следующими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
п | м | л | ф | а | е | с | и | о | к | д | з | ж | н | щ | у | р | б | т | я | ь | в |
- 11-9-1-9-3-14-6-14-8-6 _________________________________________
- 9-1-17-6-3-6-14-8-6 __________________________________________
- 9-18-7-19-9-20-19-6-3-21-7-19-22-9 ______________________________
2. Охарактеризуйте каждый из членов предложения по плану
А. Значение
Б. На какие вопросы отвечает?
В. Какими частями речи выражается?
Блок заданий №4 «Однородные члены предложения»
- Подберите к обобщающим словам по 5 однородных членов. (2У)
Морфемы:
Члены предложения:
Животные России:
Блок заданий № 5 «Обращение» (1У)
- Расставьте знаки препинания, над обращениями поставьте букву «о».
А. Ярче солнышко свети!
Б. Доброй ночи родное село!
В. Что вам нужно друзья?
- Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Вы получите оценку вашей работы на уроке. Читайте без помощи рук!!!
1 | 5 | 13 | 9 | 4 | В | Л | Я | Ы | О | |
8 | 12 | 15 | 14 | 6 | Ц | Б | А | Т | О | |
3 | 10 | 7 | 11 | 2 | М | Р | Д | Е | Ы |
Запишите эту оценку в виде предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схему. (2У)
Порядок выполнения: вначале выполни задания 1 уровня (1У). Этого будет достаточно для получения оценки «3». Если ты хочешь получить «4» или «5», выполни последовательно задания с пометками (2У) и (3У). Успехов!
Приложение № 5
Разноуровневые задания по литературе.
А) Итоговая контрольная работа 5 класс
I. Каковы ваши отношения с литературой? (1У)
1. Когда вы начали читать и какие книги полюбились вам?
2. Что вам больше нравится: читать самому, слушать, как вам читают, или смотреть телевизор?
3. Какие книги вам более интересны: о детях, о животных, о взрослых?
4. Какое чтение вас более увлекает: о необыкновенных приключениях, фантастических или исторических событиях или об обычной жизни?
5. Любите ли вы читать книги о далеких временах? Какие?
6. Какие сказки вам больше нравятся: народные или авторские — Андерсена, Пушкина, Гоголя, других писателей?
7. Какое из стихотворений о природе вам особенно запомнилось?
II. Как вы понимаете прочитанное? (2У)
1. Прочтите стихотворение Б. Л. Пастернака «Осенний лес».
Осенний лес
Осенний лес заволосател,
В нем тень, и сон, и тишина.
Ни белка, ни сова, ни дятел
Его не будят ото сна.
И солнце, по тропам осенним
В него входя на склоне дня,
Кругом косится с опасеньем,
Не скрыта ли в нем западня.
В нем топи, кочки и осины,
И мхи, и заросли ольхи,
И где-то за лесной трясиной
Поют в селенье петухи.
Петух свой окрик прогорланит,
И вот он вновь надолго смолк,
Как будто он раздумьем занят,
Какой в запевке этой толк.
Но где-то в дальнем закоулке
Прокукарекает сосед.
Как часовой из караулки,
Петух откликнется в ответ.
Он отзовется, словно эхо,
И вот, за петухом петух,
Отметят глоткою, как вехой,
Восток и запад, север, юг.
По петушиной перекличке
Расступится к опушке лес
И вновь увидит с непривычки
Поля, и даль, и синь небес.
1. Каким вы видите осенний лес?
- Как поэт относится к лесу?
III. Что ты любишь писать сам? (3У)
1. Какие задания вы больше любите выполнять (назовите их, начиная с самых любимых): писать о событиях своей жизни, сочинять сказки, загадки, сочинения по картине, изложения, сочинения о литературных героях и т. д.? Постарайтесь объяснить свой выбор.
2. Выберите какой-нибудь из окружающих вас предметов и напишите о нем как о живом, одушевленном существе (листок, портфель, резинка и т. д.).
Порядок выполнения: вначале выполни задание 1 уровня (1У). Этого будет достаточно для получения оценки «3». Если ты хочешь получить «4» или «5», выполни последовательно задания с пометками (2У) и (3У). Успехов!
Б) «Тонкие» и «толстые» вопросы по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
«Тонкие» вопросы(ответ – до 5 слов) (1У) | «Толстые» вопросы (2У, 3У) |
Как звали отца главного героя? Под какой фамилией Владимир Дубровский попал в дом Троекуровых? Как звали младшего брата Марьи Кириловны Троекуровой? В каком чине отец Владимира ушёл в отставку? Как называлась деревня Дубровского? Какой была фамилия заседателя, помогавшего Троекурову? Какую сумму заплатил Владимир Дубровский настоящему французу- учителю? Сколько лет было главному герою романа? | Почему Андрей Гаврилович обиделся на Троекурова? Как проходила жизнь Владимира в городе до возвращения в отчий дом? Какая «шутка» с участием гостей считалась у Троекурова самой лучшей? Как вы думаете, какие чувства испытывала Маша после признания Дубровского? При каких обстоятельствах произошла встреча Маши и Дубровского после его побега? Как кольцо Маши оказалось у её отца? Как Маша объяснила Дубровскому свой отказ бежать с ним? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т
В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать у учащихся интерес к предмету....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...
Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действийна уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...