Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ № 15 НИКИТИНОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ ПО ТЕМЕ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».

  Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Четыре года назад на базе нашей школы  была открыта районная  экспериментальная  площадка по проектной деятельности.

 Невольно спрашиваешь себя: что это - дань моде или потребность времени? Первое, что приходит на ум: ну, конечно, мода. Сказалась характерная для нас привычка возрождать некогда низвергнутое, видя в нем панацею для решения современных задач. Однако, погасив эмоции и поразмыслив, понимаешь, что все же это - потребность общества, которое, ощутив некую свободу, сразу отреагировало на изменение в личностных ценностях.

              Проект - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру жающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явле ний, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он соз дает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьез.  К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности не всегда осознаются и используются в полной мере.  Проектная деятельность  требует серьезной орга низации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может выйти за пределы имеющихся у него зна ний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходи мые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта.  

Таким образом,  проектная деятельность  развивает ученика разносто ронне.  Она обусловлена, в основном, двумя основ ными принципами: индивидуальной заинтересованностью и со циальной значимостью ее.

            В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию  чаще всего проекты межпредметны, т.к. интегрируют
знания по литературе, русскому языку, географии, истории,  искусствознанию, культурологи. Достаточно упомянуть темы работ моих учеников, чтобы убедиться в интегративной сущности проектной деятельности. Например,  «Место дуэли Печорина и Грушницкого» (Приложение на диске. Приложение № 1), «Изображение казачьего быта в романе А.Губина «Молоко волчицы».  Приобретают  мастерство исследователя мои ученики  постепенно, от простых заданий — к  всё более сложным. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок фрагменты исследовательской  работы.   Инициатива учащегося при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и  моими возможностями , так как я   изначально выступаю в  роли научного руководителя проекта Избираемые  нами темы  значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении спецкурса «Литература Ставропольского края» шла работа над проектом «Поэты Ставрополья» (Приложение на диске. Приложение № 2),.  Каждый школьник смог  найти «своего поэта » и продемонстрировать свое личное отношение как к нему, так и  к его творчеству. Личный интерес способствовал  в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в биографическом и поэтическом  материале.
В дальнейшем мы осуществляем  переход от индивидуального проекта к групповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Родные поэты» ». Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен мною , как и должно быть, для старшеклассников, которые работают индивидуально.  Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией, историей.. Назову лишь некоторые: «Языковой потрет жителей нашего региона» » (Приложение на диске. Приложение № 3),, «Особенности разговорной речи» » (Приложение на диске. Приложение № 4),, «Испокон веков в нашей деревне всех по прозвищам зовут» ». Старшеклассники, как легко заметить, отдают предпочтение краеведению. И это неслучайно.  Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в приоритетности краеведения играет и возможность непосредственного общения с краеведами — как правило, бескорыстными энтузиастами, охотно  вступающими в контакт. Исследования по краеведению — даже в «школьном исполнении» — благосклонно принимаются на более высоком — региональном  уровне.  В качестве примера приведу выступление нашего ученика на состоявшейся в крае
   научной конференции Малой Академии наук,  где был представлен проект «Место дуэли Печорина и Грушницкого» (Приложение на диске. Приложение № 5),. В ходе работы был проведен литературно- географический анализ места дуэли, изображенного М. Ю.Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».  Важность представленной работы в том, что она  может быть использована следующими поколениями учащихся.    Выбор темы проекта, как показывает мой опыт,  — не самое простое занятие  Иногда ученик выбирает  проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю, что  здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще.  Часто такой отказ связан с недостаточностью источников. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности». Так я однажды предложила учащимся поинтересоваться памятниками, поставленными литературным героям  Получилось не только интересное, но  и совершенно  оригинальное исследование, и через некоторое время мы уже работали над проектом  « Мой памятник литературному герою». (Приложение на диске. Приложение № 6),   Школьники сами  рисовали и моделировали свои памятники   , увлекаясь этим процессом всё более.

Ребенок должен научиться  приемам исследования .

 Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в наиболее
подходящей форме. В своей работе я использую широкое обсуждение в учебной группе, требующее некоторой подготовки: назначаю рецензентов  и оппонентов, организую знакомство класса с самим текстом. Велика в этом  случае и моя роль  как   руководителя  дискуссии, я  не даю ей отдалиться от существа вопроса и в то же время не навязываю своего мнения. При ограниченном времени мы обращаемся  к спорному или неудачному фрагменту текста.
            Мой  опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.
При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать поэтапность (пошаговость):
1) замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;
2) планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);
3) принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);
4) выполнение проекта;
5) описание проекта;
6) защита проекта;
7) оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин удач и неудач).

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Преимущество проекта прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок "выплескивается" во внеурочную деятельность. Я предостерегаю своих юных исследователей   от самой распространенной ошибки:  рефераты и  простые сообщения на заданную тему, тем более списанные из энциклопедии или словаря, не являются проектами. Я учу ребят разграничивать эти понятия.  Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие. Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы. Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. А вот исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.

Мною выработан алгоритм оценивания проектов.

1-и способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося мы составляем  

индивидуальную  карту ( Приложение. Таблица № 1),.   В ходе защиты она заполняется мною и одноклассниками, а затем и самим  учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции ((Приложение.  Таблица № 2). Моя роль в процессе оценивания проекта:   слушать , задавать  целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости  направляю процесс анализа, оцениваю усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

2 способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка . Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и мною.

3 способ. Для старшеклассников предлагаю более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов).  Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно . Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.

Таким образом, если с раннего возраста детей включать в проектную дея тельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мыш ления, память, способность к оценке, видение проблемы, способ ность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенству ются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами лично сти человека. Эффективность формирования и развития творче ских черт личности во многом зависит от нашей способности  органи зовать проектную деятельность учащихся.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь вовремя раскрыть. Для организации  творческого процесса совсем не обязательно учить  гениев. Элементы творчества проявляются в решении по вседневных жизненных задач, их можно выявить  и в обычном школьном учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК  И    ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...

Метод проектов на уроках русского языка и литературы

Использование метода проектов на уроках РЯиЛ...