внеурочная деятельность 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для 6 класса, рассчитана на 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_6_klass_vneurochnaya_deyatelnost_1.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы «Пишем, читаем, говорим»” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа “Пишем, читаем, говорим” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 17 часов в год.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
- коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Содержание курса.
Тема 1. Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.
Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 2. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
Практикум. Путешествие.
Тема 3. “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
Практикум. Путешествие.
Тема 4. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Тема 5. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.
Практикум. Анализ художественных текстов.
Тема 6. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
Практикум. Игра в “словесный мяч”.
Тема 7. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.
Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.
Тема 8. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Практикум. Игра.
Тема 9. Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.
Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.
Тема 10. Орфограмма и девичьим именем (-ира-).
Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”
Тема 11. Суффикс -а - командует гласными она.
Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.
Тема 12. Командует ударение.
Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.
Тема 13. Командуют согласные звуки.
Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.
Тема 14. Командует смысл. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием”.
Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.
Тема 15. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.
Тема 16. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?
Практикум - исследование. Анализ языковых единиц.
Тема 17. Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.
Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.
Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей.
Список литературы для учителя
- Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ
6а | Тема | ||
Дорога к письменности. Практикум. Составление кроссвордов и ребусов | |||
Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв | |||
Изменения в русском языке. Практикум «Путешествие» | |||
Словари. Типы словарей. | |||
Практикум. Анализ художественного текста | |||
Гнезда родственных слов. | |||
Иноязычные корни | |||
Слова с удвоенными согласными. | |||
Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина | |||
Практикум. Викторина. Игра «Кто больше?» | |||
Анализ языковых единиц | |||
Написание изложения по тексту Паустовского «Зарница и заря» | |||
Практикум «Анализ художественного текста» | |||
Обобщение по теме «Гласные в корнях с чередованием» | |||
Что могут обозначать приставки при – и при-?Анализ языковых единиц | |||
Тренировочные упражнения по теме «Гласные в приставках пре- и при- | |||
Практикум. Диктант-игра. Написание рассказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....