Сборник диктантов для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Трунова  Оксана Евгеньевна

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

9 КЛАСС

Тема: Повторение. Простое и сложное предложение /союзы и, а, но, что, где, когда, который/.

Жатва.

          Солнце  еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем убавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину.

          Жаль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля, где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.

           А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.

          Тяжела уборочная страда, но звучат на полях песни.

/82 слова/

Тема: Звуки и буквы. Разделительный ь и ъ.

Из истории хлеба.

          Кто первый бросил в землю пшеничное зерно, связал первый сноп колосьев?

          Хлеб появился в глубокой древности. В каменном веке люди съедали зерна сырыми. Потом из густой зерновой каши стали выпекать лепешки. Эти плотные подгорелые куски были мало съедобны.

          Затем зерна стали растирать камнем и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Позже научились делать тесто. Может быть у хозяйки случайно попали в тесто дрожжи. И на огне зарумянился пышный, мягкий каравай.

/77 слов/

- В любом из заданных слов объяснить несовпадение звука и буквы.

Тема: Правописание приставок. Приставки из-, воз-, без-, раз-.

Кто прав?

         Погожим осенним утром поднялся в небо воздушный змей. Глянул он на золотые леса и стал восхищаться красотой осени. Услыхала его сорока и полетела всем,  всем рассказывать.

         Услышал сороку воробей, стал возмущаться. Плохо ему – червяки и жуки исчезли. Стала беспокоиться сорока. Спрашивает у зайца, хороша ли осень. Зайцу тоже плохо, измучился весь. Скоро прятаться будет негде. Медведь в лесу сгребая листья, матрас набивал. Расхваливал добрую и ласковую осень. И белка рада грибам да орехам.

Задумалась сорока. Надо у людей спросить.

/80 слов/

Тема: Имя существительное. Падежные окончания единственного и множественного числа.

Флейта и ветер.

В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.

Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.

Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет?

      /81 слово/

        - Сделать грамматический разбор выделенных существительных.

Тема: Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний.

Кикимора.

Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду – вроде важная птица. А на самом деле – разбойница!

Одна ворона отличалась дерзкими проделками, и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.

Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, навстречу летит Кикимора с черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыбина.

Проворонил рыбку, проворонил!

/78 слов/

- Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных.

    Тема: Правописание личных местоимений.

Эхо.

Живет в лесу эхо. Что мы о нем знаем? Знаем, что у него есть голос. Оно отвечает нам.

Эхо – голос тишины. Ему не лень откликаться на наш призыв. Ребята заблудились, а эхо их ободрит. Они запели, и эхо с ними поет. Каждый наш поступок в лесу порождает отклик. Ты идешь и цветы палкой сшибаешь, а эхо за тобой бежит, сердится. Ты дерево срубил тайно – эхо на весь лес стучит по твоей совести. Ты птицу убил – заплакало по ней эхо.

/80 слов/

     Тема: Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –

тся.

Земля.

Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.

В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.

Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне.

/74 слова/

      Тема:  Частица не с глаголами.

С любовью к природе.

Ты любишь лес с орехами, ягодами и грибами. Ты любишь зимой проложить лыжню по мягким сугробам. А как весело стряхнуть с еловых веток снежные комья! Но лес, река, луг не могут сами позаботиться о себе. Не умеют защитить себя птицы, насекомые, мелкие зверушки. А вы, ребята, можете сделать много доброго.

Не ломайте веток! Не топчите молодую поросль! Берегите птиц, муравьев. Не приносите вреда природе. А затем придет желание больше узнать о жизни животных и растений.

/79 слов/

   Тема: Повелительная форма глагола единственного и множественного числа.

Полезные советы.

Учитесь собирать лекарственные растения. Делайте сбор в сухую погоду утром и вечером. В жаркую пору дня оставьте работу. Клубни, кору, корни укладывайте в мешки. Листья, цветки, плоды должны лежать свободно. Их собирайте в корзину. Сырье долго не храните. Оно портится. Бросьте все дела и займитесь сортировкой растений. Очистите их от земли, разложите и просушите. Не забудьте упаковать сухие растения. Готовую упаковку подпишите, отметьте дату и спрячьте в темное место.

/71 слово/

- В предпоследнем предложении сделать грамматический разбор глаголов.

    Тема: Глагол (обобщение).

Свойство знаний.

Есть одно свойство у знаний. Когда ничего не знаешь, то ничему и не удивляешься. Гнилушки светятся? А почему бы им не светиться. Стекляшки тоже блестят. Звезда упала? Ну и что? Падает же с неба дождик и град. Листья осенью пожелтели? Так им положено.

Как помочь незнайке? Он все принимает за должное. Удивляется только тот, кто уже что-то узнал. Узнал, сравнил и задумался.

Чем больше мы знаем, тем чаще нам приходится изумляться. Чем больше научаешься, тем интереснее становится жизнь.

/80 слов/

    Тема: Правописание числительных.

Болдинская осень.

В августе 1830 года Пушкин уезжал из Москвы в Болдино. Дорога предстояла в пятьсот верст. Перед отъездом дни были печальными. Умер любимый дядюшка, который привозил его учиться в лицей.

3 сентября Пушкин по тряским дорогам добрался до Болдино. Осеннее деревенское одиночество оказалось очень плодотворным. Тетради заполнялись новыми стихами, новостями, сказками. Поэту писалось легко.

Только в декабре Пушкин вернулся в Москву. Впереди еще будет шесть лет жизни. Будут написаны прекрасные произведения. Но такая болдинская осень уже не повторится.

/79 слов/

     

Тема: Правописание наречий с о и а на конце.

Певчая дорожка.

Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдешь – назад не вернешься. Налево пойдешь – в чаще  заблудишься. Направо пойдешь – в болоте увязнешь.

Но бывают и другие дороги. По таким пойдешь – на всю жизнь запомнишь. Нужно только выйти из дома затемно, а к рассвету быть у лесной тропинки. Вот слева у развилки поет иволга. Изредка тонким голосом поет трясогузка. Вот справа от тропинки бормочет тетерев. Снова и снова трещит ворона.

    Тема: Части речи.

Славный русский полководец.

  Суворов с детства мечтал стать военным, но рос слабым ребенком. Тогда мальчик решил закаляться. В зимние холода все одевают теплые шубы, а Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступает весна. Только вскроются реки. Никто не думает купаться, а Суворов в студеной воде плавает. Наконец он окреп и поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят из них в армии. Тридцать пять сражений провел Суворов. И в каждом был победителем.

/78 слов/

- Выделенное предложение разобрать по частям речи.

      Тема: Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Вот так вывод!

Учитель рассказывал о скорости распространения звука. Ребята поняли, что звук распространяется не очень быстро. На улице дети играли в мяч. Мы увидели, как мяч ударился о землю. Потом мяч летит в воздухе, а мы только слышим звук удара.

Мишке показалось очень интересным это явление. Он сделал для себя полезный вывод. После урока мальчик попросил учителя пересадить его на первую парту, что рядом с дверью. Хитрому Мишке хотелось первым слышать звонок на перемену.

/75 слов/

     Тема: Прямая речь /кавычки, двоеточие, заглавная буква/.

Д.М.Карбышев.

Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.

Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненого взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».

Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет».

/82 слова/

Тема: Повторение за год.

Кому что удивительно.

Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».

Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.

Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно! Вот не подумала бы. Он читает!»

/77 слов/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса....

Сборник диктантов для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...