Сборник диктантов для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
Тема: Повторение. Простое и сложное предложение /союзы и, а, но, что, где, когда, который/.
Жатва.
Солнце еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем убавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину.
Жаль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля, где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.
А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.
Тяжела уборочная страда, но звучат на полях песни.
/82 слова/
Тема: Звуки и буквы. Разделительный ь и ъ.
Из истории хлеба.
Кто первый бросил в землю пшеничное зерно, связал первый сноп колосьев?
Хлеб появился в глубокой древности. В каменном веке люди съедали зерна сырыми. Потом из густой зерновой каши стали выпекать лепешки. Эти плотные подгорелые куски были мало съедобны.
Затем зерна стали растирать камнем и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Позже научились делать тесто. Может быть у хозяйки случайно попали в тесто дрожжи. И на огне зарумянился пышный, мягкий каравай.
/77 слов/
- В любом из заданных слов объяснить несовпадение звука и буквы.
Тема: Правописание приставок. Приставки из-, воз-, без-, раз-.
Кто прав?
Погожим осенним утром поднялся в небо воздушный змей. Глянул он на золотые леса и стал восхищаться красотой осени. Услыхала его сорока и полетела всем, всем рассказывать.
Услышал сороку воробей, стал возмущаться. Плохо ему – червяки и жуки исчезли. Стала беспокоиться сорока. Спрашивает у зайца, хороша ли осень. Зайцу тоже плохо, измучился весь. Скоро прятаться будет негде. Медведь в лесу сгребая листья, матрас набивал. Расхваливал добрую и ласковую осень. И белка рада грибам да орехам.
Задумалась сорока. Надо у людей спросить.
/80 слов/
Тема: Имя существительное. Падежные окончания единственного и множественного числа.
Флейта и ветер.
В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.
Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.
Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет?
/81 слово/
- Сделать грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний.
Кикимора.
Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду – вроде важная птица. А на самом деле – разбойница!
Одна ворона отличалась дерзкими проделками, и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.
Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, навстречу летит Кикимора с черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыбина.
Проворонил рыбку, проворонил!
/78 слов/
- Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных.
Тема: Правописание личных местоимений.
Эхо.
Живет в лесу эхо. Что мы о нем знаем? Знаем, что у него есть голос. Оно отвечает нам.
Эхо – голос тишины. Ему не лень откликаться на наш призыв. Ребята заблудились, а эхо их ободрит. Они запели, и эхо с ними поет. Каждый наш поступок в лесу порождает отклик. Ты идешь и цветы палкой сшибаешь, а эхо за тобой бежит, сердится. Ты дерево срубил тайно – эхо на весь лес стучит по твоей совести. Ты птицу убил – заплакало по ней эхо.
/80 слов/
Тема: Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –
тся.
Земля.
Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.
В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.
Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне.
/74 слова/
Тема: Частица не с глаголами.
С любовью к природе.
Ты любишь лес с орехами, ягодами и грибами. Ты любишь зимой проложить лыжню по мягким сугробам. А как весело стряхнуть с еловых веток снежные комья! Но лес, река, луг не могут сами позаботиться о себе. Не умеют защитить себя птицы, насекомые, мелкие зверушки. А вы, ребята, можете сделать много доброго.
Не ломайте веток! Не топчите молодую поросль! Берегите птиц, муравьев. Не приносите вреда природе. А затем придет желание больше узнать о жизни животных и растений.
/79 слов/
Тема: Повелительная форма глагола единственного и множественного числа.
Полезные советы.
Учитесь собирать лекарственные растения. Делайте сбор в сухую погоду утром и вечером. В жаркую пору дня оставьте работу. Клубни, кору, корни укладывайте в мешки. Листья, цветки, плоды должны лежать свободно. Их собирайте в корзину. Сырье долго не храните. Оно портится. Бросьте все дела и займитесь сортировкой растений. Очистите их от земли, разложите и просушите. Не забудьте упаковать сухие растения. Готовую упаковку подпишите, отметьте дату и спрячьте в темное место.
/71 слово/
- В предпоследнем предложении сделать грамматический разбор глаголов.
Тема: Глагол (обобщение).
Свойство знаний.
Есть одно свойство у знаний. Когда ничего не знаешь, то ничему и не удивляешься. Гнилушки светятся? А почему бы им не светиться. Стекляшки тоже блестят. Звезда упала? Ну и что? Падает же с неба дождик и град. Листья осенью пожелтели? Так им положено.
Как помочь незнайке? Он все принимает за должное. Удивляется только тот, кто уже что-то узнал. Узнал, сравнил и задумался.
Чем больше мы знаем, тем чаще нам приходится изумляться. Чем больше научаешься, тем интереснее становится жизнь.
/80 слов/
Тема: Правописание числительных.
Болдинская осень.
В августе 1830 года Пушкин уезжал из Москвы в Болдино. Дорога предстояла в пятьсот верст. Перед отъездом дни были печальными. Умер любимый дядюшка, который привозил его учиться в лицей.
3 сентября Пушкин по тряским дорогам добрался до Болдино. Осеннее деревенское одиночество оказалось очень плодотворным. Тетради заполнялись новыми стихами, новостями, сказками. Поэту писалось легко.
Только в декабре Пушкин вернулся в Москву. Впереди еще будет шесть лет жизни. Будут написаны прекрасные произведения. Но такая болдинская осень уже не повторится.
/79 слов/
Тема: Правописание наречий с о и а на конце.
Певчая дорожка.
Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдешь – назад не вернешься. Налево пойдешь – в чаще заблудишься. Направо пойдешь – в болоте увязнешь.
Но бывают и другие дороги. По таким пойдешь – на всю жизнь запомнишь. Нужно только выйти из дома затемно, а к рассвету быть у лесной тропинки. Вот слева у развилки поет иволга. Изредка тонким голосом поет трясогузка. Вот справа от тропинки бормочет тетерев. Снова и снова трещит ворона.
Тема: Части речи.
Славный русский полководец.
Суворов с детства мечтал стать военным, но рос слабым ребенком. Тогда мальчик решил закаляться. В зимние холода все одевают теплые шубы, а Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступает весна. Только вскроются реки. Никто не думает купаться, а Суворов в студеной воде плавает. Наконец он окреп и поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят из них в армии. Тридцать пять сражений провел Суворов. И в каждом был победителем.
/78 слов/
- Выделенное предложение разобрать по частям речи.
Тема: Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Вот так вывод!
Учитель рассказывал о скорости распространения звука. Ребята поняли, что звук распространяется не очень быстро. На улице дети играли в мяч. Мы увидели, как мяч ударился о землю. Потом мяч летит в воздухе, а мы только слышим звук удара.
Мишке показалось очень интересным это явление. Он сделал для себя полезный вывод. После урока мальчик попросил учителя пересадить его на первую парту, что рядом с дверью. Хитрому Мишке хотелось первым слышать звонок на перемену.
/75 слов/
Тема: Прямая речь /кавычки, двоеточие, заглавная буква/.
Д.М.Карбышев.
Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.
Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненого взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».
Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет».
/82 слова/
Тема: Повторение за год.
Кому что удивительно.
Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».
Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.
Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно! Вот не подумала бы. Он читает!»
/77 слов/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Сборник диктантов по русскому языку для 3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Методический материал к урокам русского языка...
Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса....
Сборник диктантов для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Сборник диктантов для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»
Сборник текстов контрольных диктантов для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида подготовлен в соответствии с действующей программой ...