Сборник диктантов для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема: Повторение. Простое и сложное предложение с союзами и, а, но.
Подарки лесного царя.
Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где спрятал лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались красные плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотые орешки. А вот укрылась под листиком волнушка. На болотных кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.
Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто знает и любит природу. (75 сл.)
Тема: Состав слова. Правописания в корне и приставке.
Как лесник дров не нарубил.
Налетел в жаркий день ураган. Обрушился он на ель и вывернул её с корнем из земли.
Укутали землю высокие снега. Решил лесник дров нарубить. Надел он валенки, шапку и отправился на лыжах к ели. Идёт старик по лесу, по сторонам смотрит. Вдруг заметил – у ели дымок вьётся. Догадался лесник, что медведь облюбовал здесь берлогу. Сладко спит зверь на мягкой подстилке из сухой хвои. А над ним пар идёт.
Пусть косолапый спит на здоровье. (78 сл.)
Тема: Сложные слова с соединительной гласной о, е.
Какого цвета пароход?
Плывёт в море пароход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый теплоход.
Но вот в северных морях появился ледокол «Сибирь» - гордость русских мореходов. Палубы и все надстройки у ледокола оранжевые.
В снегопад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за ледоколом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет. (65 сл.)
- Разобрать слова по составу: пешеход, переходный.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
Пословицы и поговорки.
В устном творчестве народ проявил свой талант. Сколько былин, сказок, песен, пословиц и поговорок создал он!
В пословицах и поговорках отразились взгляды людей на все стороны жизни. Есть пословицы о доме, о Родине, о грамоте, о здоровье и болезни.
Пословица говорит об одном факте, а употребить её можно в разных случаях.
Пословицы нас учат, воспитывают, раскрывают богатства родного языка.
Учитесь выражать мысли пословицами. Это умение говорит о находчивости и уме. (73 сл.)
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.
В новогоднюю ночь.
Жила на поляне красавица ель. Она любила шумные балы и разные чудеса.
Однажды молодой январь приехал на поляну пригласить ёлочку на новогодний праздник. Из всех месяцев он был самым щедрым и весёлым. Январь появился в полночь. Он нарядил ёлочку в серебряную шубку. Украсил её яркими бусами и хрустальными серёжками. На каждый пальчик одел синее колечко. Угостил красавицу мятным пряником и сладкими орешками.
Долгим был путь молодого января к новогодней ночи – целы год. (75 сл.)
Тема: Личные местоимения. Определение лица, числа и падежа.
Тайна названия.
Журавлиное болото открыло мне тайну своего названия.
Пошла я утром в лес. Над лесом кружили журавли. Я первый раз увидела их близко. Птицы снизились и пропали из виду. Я пошла к болоту. Птицы были там, но меня не заметили. Они очень устали, но вожак был зорок. Его я сразу приметила.
Летом я опять заглянула на болото. Здесь стояли журавли, а между ними – малыш. Он был похож на гусёнка. Только в полёте журавлёнок превратился в красивую птицу. (78 сл.)
- Во втором абзаце сделать грамматический разбор местоимений.
Тема: Правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Подарок.
Однажды получил я в подарок дорогое зеркальце. А было это так. Иду я по лугу, по душистым травам. Местами в них желтеют кружочки одуванчиков. Местами синеют нежные незабудки. А в середине луга зеркальце. Это лужица талой воды. Из неё пьют букашки и птицы. В ней видны лёгкие облака. Над ней кружат бабочки.
Развёл я руки – и зеркальце стало моим. Нет! Пальцем его не трону. Оставлю зелёным травам. (67 сл.)
-Полный грамматический разбор предложения: Дорога кончилась, перед нами желтело пшеничное поле.
Тема: Глагол. Изменение по временам и числам.
Ботинки.
Проснулся Петя поздно. Надел ботинки и вышел на прогулку.
Вдруг ботинки сами пошли и Петю за собой потянули. Куда тянут? К колодцу. Прихватил Петя вёдра, набрал воды, принёс домой. А ботинки уже тащат его к забору. Там дрова лежат. Взял Петя топор, наколол дров.
Ну и бегали целый день ботинки! А Петя столько дел переделал!
Вечером Петя снял ботинки и видит: чужую обувь носил. Ничего, завтра он вернёт ботинки старшему брату. (72 сл.)
- В последнем абзаце подчеркнуть глаголы. Указать время и число.
Тема: Неопределённая форма глагола на –ть,-чь,-ти.
Про Федота и ветер.
Гулял по земле ветер, угодья подметал. Заглянул к Федоту – решил помочь двор подмести. Рад Федот. Побежал, скорей, на печку лечь, чтобы силы поберечь.
А ветер видит, стог на огороде вырос. Такой весь лохматый – солома клочьями торчит. Решил ветер тот стог причесать. Чесал его, чесал и весь вычесал. Пусто стало на том месте, где стог стоял.
С тех пор Федот в гости ветер не зовёт. Лучше самому двор убирать и беды не знать. (76 сл.)
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Солнечные зайчики.
Живут в лесу солнечные зайчики. Про них сложены сказки, стихи, песни, загадки. Как бабочки, они видны только в солнечный день. Все их знают, на ладошке держали, а вот поймать не удалось никому.
Никто толком не знает, что с ними делать. Шерсти не настричь, шкурку не стянуть, на сковороде не поджарить. Это и помогло зайчикам уцелеть.
А они скуки не знают и людям душу веселят. (66 сл.)
Тема: Правописание глаголов на –тся и ться.
Лесные секреты.
Мир человека и мир природы – два разных мира. Но они пересекаются.
Лесные секреты прячутся за дожди и туманы, за болота и чащи. Каждый за семью замками закрыт. Чтобы добраться до них, нужно терпение.
Заметил я скворечник. В нём жила сосновая шишка. Я решил добраться до скворечника, раскрыть эту тайну. Залез на дерево. Скворечник был набит сосновыми шишками. Белка устроила тут кладовку.
Не поленись нагнуться, понаблюдать, задуматься. Твоя жизнь станет интересней и радостней. (74 сл.)
Тема: Правописание окончаний глаголов 2-го лица ед. числа.
Открытое письмо.
Дорогой друг!
Я не знаю, где ты живёшь. Может быть твоя родина – это далёкий аул или рыбацкий посёлок. Находится твой дом в маленькой деревушке или в большом городе. Но я твёрдо знаю, что ты любишь свой родной край и гордишься им. Здесь ты родился, растёшь и учишься.
Напиши мне о своей малой родине, о её красоте. Что интересного находишь ты в её истории? За что любишь свой родной край? Что нового узнаёшь о нём? (76 сл.)
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Весенние часы.
До середины марта ещё морозно, как зимой. Но весна уже завела свой будильник.
Вот проглянуло солнце , поднялось повыше, спустило свои добрые лучи с голубого неба. Крыши домов потемнели, задымились лёгким паром от талого снега. Родилась первая капель. Внизу сугроб проглотил маленькую каплю.
Идут весенние часы. А зазвонит будильник с прилётом птиц.
(53 сл.)
Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, указать род и число.
Тема: Простое и сложное предложение.
Два плуга.
Достал мастер кусок железа и сделал из него два плуга.
Один плуг попал в руки земледельца. Другой плуг долго пролежал в лавке купца. Плугу земледельца пришлось много трудиться, и он сверкал, как серебро. Плуг из лавки успел потемнеть и покрыться ржавчиной.
Однажды пришлось им встретиться. Вечер выдался тёмный, и рабочий плуг не узнал старого знакомца. А ржавый плуг не мог понять, отчего так блестит этот работяга. (69 сл.)
Тема: Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и.
Запасы.
Каждый кормит себя на свой лад. Суслики зерно с поля воруют и носят в нору. Водяные крысы забивают норку картошкой и съедобными корешками. Сычи на зиму запасают в дупле и мышей, и птичек, и насекомых. Запасают как могут и где могут. Но всё для себя.
Только весёлые синички – хохлатки собирают запасы для всех.
В трещинки деревьев кладут и жучков, и паучков, и семечки, и зёрнышки. Кладовые эти для всех. Зимой и сухому комару каждый рад. (69 сл.)
Тема: Сложное предложение с союзами и, а, но и без них.
Сова.
Обругал однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить. Старик оставил это без внимания, а мыши обнаглели. Стали они гнёзда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и пропало у неё молоко.
Вот как всё в природе связано между собой. Теперь понял это старик и пошёл к сове прощения просить. (75 сл.)
Тема: Обращение.
Забавная история.
Забавный случай вспомнился мне, ребята.
Набрёл я однажды на заросли малины. Сижу на пеньке, ем ягоды.
Вдруг из кустов высунулся чёрный нос. Привет, медвежонок! Подошёл он и стал меня обнюхивать. Потом малыш облизал сапог, добрался до пуговицы и стал её сосать.
Вдруг треск сучьев в кустарнике. Это медведица за медвежонком идёт. Беги, малыш, к маме. Но медвежонок в пуговицу вцепился, рычит.
Я пуговицу оторвал, а сам бежать. Разве медведице объяснишь, что я только поиграть с малышом хотел. (79 сл.)
Тема: Правописание слов с шипящей на конце. (существительные м. и ж. рода, Р.п. множ.ч., глаголы на –чь,-шь.
Ночь в лесу.
Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала.
Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.
Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Может, тебе помочь?
(74 сл.)
Тема: Повторение за год.
Весна в лесу.
Если хотите с весной пораньше, не ходите в еловый лес. Сюда весна придёт позднее. Сначала появится зелёный ковёр из мха, потом первоцветы.
В лиственном лесу весна заметнее. Первыми её встречают лесные травы. Из прошлогодней листвы тянутся к свету растения. Первые цветы живут несколько дней. Лучше их не рвать. В основном они размножаются семенами. Сорвёшь бутон, а через несколько лет в лесу не встретишь знакомого цветка. Нужно помочь планете сохранить зелёный наряд. (75 сл.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Сборник диктантов по русскому языку для 3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Методический материал к урокам русского языка...
Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса....
Сборник диктантов для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Сборник диктантов для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»
Сборник текстов контрольных диктантов для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида подготовлен в соответствии с действующей программой ...