Обобщающий урок по теме"Глагол"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Наталья Александровна Бережная

Обобщающий урок в 5 классе по теме:"Глагол" ( УМК М.М.Разумовской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_glagol.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол»

Цель урока: повторение и обобщение знаний о глаголе

Задачи:

*систематизировать, обобщить  знания  учащихся о глаголе;        

*совершенствовать умения определять грамматические признаки глагола;  орфографические  и пунктуационные  навыки учащихся;

*вырабатывать навык самооценки знаний;

*воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оснащение: компьютер, мультимедиа, карточки с заданиями, лист самооценки.

Форма  проведения: урок-путешествие

 

Ход урока

1этап. Вводно-мотивационный.

Приветствие, пожелание успеха.

2 этап. Актуализация знаний.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ………..глагол.

-Правильно, ребята! Эта часть речи называется глагол.

 Мы несколько уроков изучали с вами глагол. И вот пришло время узнать, насколько хорошо мы усвоили эту тему.

3 этап. Постановка учебной задачи.

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?  (повторить, обобщить, подготовиться к к/р)

– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. И урок у нас сегодня будет необыкновенный -  мы с вами совершим  путешествие в страну Глаголию.

Итак, мы на пороге увлекательных приключений!

4. Этап закрепления знаний

1) Ответьте на следующие вопросы.

  • Что такое глагол? (Глагол –это часть речи)
  • Каково грамматическое значение глагола?(Глагол обозначает действие)
  • На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)
  • Что такое инфинитив?(Инфинитив-это неопределённая форма глагола)
  • Какие глаголы мы называем возвратными? (Глаголы оканчивающиеся на сь или ся называются возвратными)
  • Чем чаще всего являются глаголы в предложении?(Глаголы чаще всего в предложении выполняют роль сказуемого)
  • Назовите два вида глагола. (Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный)
  • На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? (Что сделать? Что сделал? Что сделает? )
  • Несовершенного вида?(Что делать? что делает? Что будет делать? что делал?)
  • Сколько временных форм имеет глагол?(Глагол имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее)
  • Какие глаголы относятся к  2 спр.?
  • Какие глаголы относятся к  1 спр.?

- Итак, мы на борту нашего корабля! В добрый путь!!!

2) Но вот незадача… Наш корабль знаний сел на мель!

 Чтобы продолжить наш путь, мы должны выполнить задание - вставить, где нужно ь:

Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода.

Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.

Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.

--Что нужно знать, чтобы правильно написать глаголы на –тся и –ться?        

-Давайте проверим, правильно ли мы с вами сделали задание.

3) Мы плывем дальше, но кто же нам встречается на пути? (пираты)

Какое же испытание они нам приготовили? – Текст-письмо с ошибками в окончаниях.

 Мы пропустем вас дальше, если вы поможите нам правильно написать окончания в личных глаголах. Мы делаим в них много ошибок. А вы умеите правильно писать эти окончания?

4) Физминутка

 5) Коралловые рифы. Распределите (1-2 спряжение)

Учим, бреет, желаешь, рисующий, смотрит

Одно слово для работы в парах. Одна пара определяет постоянные признаки, вторая - непостоянные

6) Ребята, мы уже прибыли на остров. Жители страны Глаголии оставили для вас сундук с заданиями.  Но так просто его не открыть.  Нам нужно найти цифровой  код. Для этого запишем с вами цифровой диктант. Если вы услышите глаголы совершенного вида напишите цифру 1, если несовершенного—цифру 0.

 Цифровой диктант

Глаголы совершенного вида – 1, несовершенного – 0.

  1. Гулять
  2. Мечтать
  3. Придумать
  4. Подпрыгнуть
  5. Любить
  6. Писать
  7. Учиться
  8. Прибежать

- 00110001

Молодцы! Цифровой код у нас. Можем открыть наш сундук.

- В сундуке  у нас  есть ещё одно задание. Это тест по теме глагол. Вы сделаете и сразу сами же и проверите.

Тест.

  1. Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Среди перечисленных глаголов найдите возвратный:

А) брить

Б) умыться

          В) встать

           Г) позавтракать

          6. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

7. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении:    

                Царь Гвидон  зовёт их в гости, их он кормит и поит.

         А) прошедшее

         Б) настоящее

         В) будущее

Ключи:  1-Б

               2-Б

               3-Б

    4-В

    5-Б

              6-В

    7-Б

7 правильных-«5»

5-6-«4»

4-«3»

1-3- «2»

Резервное задание.  Синтаксический  разбор предложений.

Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.-простое, двусоставное,  распространённое,  повествовательное, невосклицательное предложение с однородными сказуемыми.

Как  ребята ходили по лесу и  искали обратную дорогу?- простое, двусоставное,  распространённое,  вопросительное, невосклицательное предложение с однородными сказуемыми.

     

6. Рефлексия

- Какую тему мы сегодня повторили?  Ещё раз вспомним. Мы готовы к к/р?

Комфортно ли мне было на уроке?

смайлик

Как я работал сегодня на уроке?

оценка

Д.з: творческое

Написать сказку о глаголе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Урок с использованием национально-регионального компонента...

Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)

Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность....

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Обобщающий урок по теме Глагол 6 класс в разрезе требований ФГОС

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по «Глагол» Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС Цели: Обобщить изученное по теме «Глагол» Развивать УУД Развивать речь ...

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе как части речи....

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)

Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...