Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе, 2011-2012 уч.год
Глагол. Обобщающее повторение.
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний;
способствовать развитию внимания, устной речи;
воспитывать интерес к предмету.
- Организационный момент, приветствие.
- Введение в тему. На доске предложен кроссворд.
и | г | р | а | т | ь | ||||
п | л | а | в | а | т | ь | |||
з | а | п | о | м | н | и | т | ь | |
о | т | г | а | д | а | т | ь | ||
п | о | з | в | о | н | и | т | ь | |
л | ю | б | и | т | ь | ||||
- развлекаться с игрушками;
- передвигаться по воде;
- выучить правило;
- найти отгадку;
- воспользоваться телефоном;
- как нужно относиться к родным
На пересечении линий получаем слово, которое поможет сформулировать тему урока.
Глагол. Скажите, это первый или последний урок в теме? – Последний. Давайте попробуем сформулировать цели.
- обобщить знания о глаголе
- привести знания, умения и навыки в систему.
Вот послушайте, как сам глагол говорит о себе:
Что без меня предметы? Лишь названья,
А я приду – и всё в движение придёт
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады и хлеб в полях растёт!
( Входит глагол)
Глагол: Здравствуйте, ребята,
Я страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор выметаю,
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
- Здравствуй, глагол. А когда ты спишь, ты тоже что-то делаешь?
Глагол: ну, конечно, я сплю, храплю, соплю, пыхчу. Ведь действие – это моя жизнь.
А сейчас, ребята, я проведу с вами игру « поймай глагол». Объявляю конкурс на самый внимательный ряд. Я буду читать вам слова, а вы хлопайте в ладоши.
- Самосвал, вытирал, перевал, подметал, поливал.
- Крокодил, носил, лепил, заплатил.
- Зажёг, флажок, дружок.
- Зашёл, навёл, подмёл, осёл.
- Копал, привёл, укол.
- Протёр, затёр, шофёр, бобёр.
3.Просмотр слайдов. Проверка знаний и умений по теме.
Текст слайдов.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
- Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? Несовершенного – что делать.
- Переходность глагола определяется сочетанием глагола с формой винительного падежа существительного. Если такое сочетание невозможно, глагол непереходный.
- Возвратность глагола определяется наличием суффикса -ся. Если суффикса –ся нет, значит, глагол невозвратный.
- Спряжение глагола зависит от гласной в личных окончаниях. Гласная Е пишется в окончаниях 1 спряжения, а гласная И – в окончаниях 2 спряжения.
( учащимся прямо на слайдах представлены слова, где нужно определить все эти характеристики).
Я приглашаю вас посетить зоопарк. Но в зоопарке ремонт, зверей вывезли, я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их совершает.
- Шипит, ползает, извивается.
- Хрюкает, чавкает, пачкается.
- Блеет, бодается, даёт молоко.
- Мяукает, мурлычет, ловит мышей.
- Сторожит, лает, кусается.
- Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся. Что за животное? Такого существа нет в природе, и мы с вами не будем стремиться быть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших животных? Глагол!
5.Игра « Ромашка». На доске цветок ромашки из бумаги. На обратной стороне лепестков – задания. Разборы глаголов как части речи, фонетический разбор слова «шёл», морфемный разбор двух глаголов. Дети по желанию выходят к доске и работают по заданиям.
6. Проводится физминутка « Танцевальная».
7. Подбор антонимов. Диктовка глаголов с орфограммами. Дети проговаривают правописание.
Смеяться - …?
Радоваться - …?
Здороваться - …?
Нагревать - …?
Исчезать - …?
Начать - …?
Разрешать - …?
Покупать - …?
Нападать - …?
Глаголов какого вида больше среди данных слов?
8.Подбор синонимов. Подберите как можно больше синонимов к глаголу «говорить».
9. Игра-физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите частицу НЕ.
Завести велели мне новые привычки –
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,
На уроках больше НЕ говорить с соседом.
Я согласне даже НЕ рисовать на карте,
Я согласен даже НЕ танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Даже если я и НЕ выучу уроков!
10. Подводятся итоги, комментируются оценки, задаётся домашнее задание. 2 ученика получили индивидуальные задания. Дома – упр. 653.
11. Заключительный момент. Сценка о культуре речи.
Король и его дочь Трубадурочка.
К: скушай булочку, моя Трубадурочка.
Т: Ладно, ложь, ах, моя бедная фигурочка!
К: Положить, сказать бы надо, а не ложь. Ложь – это когда ты врёшь.
Т: Ложу, лОжим, лОжишь, вы полОжите. Я спряженья знаю, упрекнуть меня вы не можете..
К: Без приставки нет глаголов с корнем ЛОЖ, ты откуда их берёшь? Если время настоящее, КЛАДУ, КЛАДЁТ. Ох, по русскому ведь будет незачёт. Это просто наказанье, а не дочь. Ой, пойду-ка лучше прочь!
Т:Не хочу я больше быть трубадурочкой, недоучкой, недотёпой, просто дурочкой. Дай учебник лучше вместо булки мне. Стану умной я принцессою вполне!
Глагол: До свидания, ребята, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....