Союз как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бичин Дмитрий Олегович

Данный урок русского языка даёт  общее понятие о союзе как служебной части речи, показать его роль в предложении и тексте. Формировать  умения находить союзы в тексте, определять  их роль, расставлять   знаки препинания при них.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz_kak_chast_rechi.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Союз как часть речи.

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель урока: - Дать общее понятие о союзе как служебной части речи;

                    - показать его роль в предложении и тексте;

 - формировать  умения находить союзы в тексте, определять  их роль, расставлять   знаки препинания при них.    

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, коллективной и индивидуальной деятельности, поэтапного формирования умственных действий

Планируемые результаты:

- предметные: научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении

- метапредметные: коммуникативные: определять цели и функции участников, способы общения; регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемы в ходе исследования союзов

- личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности

Оборудование: мультимедиа-проектор, раздаточный материал, учебник русского языка под ред. М. М. Разумовской изд. «Дрофа» 2014.  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На прошлых занятиях мы изучали тему «Предлог как часть речи», давайте повторим теоретический материал.

  1. Повторение.

Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ на лингвистическую тему.

Тест

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис   Б) фонетику          В) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным        Б) с предлогом       В) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной            Б) самостоятельной

4. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные    Б) простые и составные

5. Какое значение имеет предлог?

А) временное

Б) пространственное

В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения

6. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются        Б) производные и непроизводные

7. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам         Б) не изменяются           В) по родам, числам и падежам

  1. Изучение нового материала. 
  1. Спишите предложение (предложение записано на доске).

Старый князь был еще в городе и его ждали каждую минуту. (Л. Н. Толстой).

- Объясните орфограммы, которые встретились вам в этом предложении.

 - Какие слова не отвечают на вопросы?   ( в, и )

- Почему?  ( служебные части речи, не имеют синтаксической и морфо-

               логической функции).  

 - Какие это части речи? (предлог,  союз).

- Подчеркните члены предложения.

- Что связывает в предложении предлог?

- А что связывает союз в предложении? (однородные члены предложения).

- Можете сравнить эти две части речи и найти сходства и различия?

  Сходства: служебные части речи;

                       не изменяются;

                      не имеют синтаксической и морфологической функции;

                     служат для связи.

Различия: предлог выражает зависимость одного слова от другого;

  союз соединяет синтаксические единицы (члены предложения, простые  предложения в сложном)

                   

   2) Запишем тему урока: Союз как часть речи.

   3) Сообщение первого заранее подготовленного ученика   История слова «союз».

Из строславянского  языка. Образовано с помощью приставки съ (со обозначает сближение, связь, например: содружество, согласие, сотворчество), родственно со словами узел, вязать, узы. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место).

4) А теперь давайте посмотрим видеофрагмент с сайта «ИНФОУРОК»  и поработаем с таблицей, записывая туда необходимую информацию.

СОЮЗ

  1. Союз это___________________________________________________________
  2. Синтаксическая роль:

Союз связывает______________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Союзы делятся на группы:

А) По строению

Б) По значению

5) Для закрепления выполняем упражнение 393 на стр. 163 учебника.

6). Работа с текстом.

Предлог и союз очень дружны. Для того чтобы дружить, нужно иметь много общего. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия (в чем вы их видите?). Жизнь этих слов достаточна разнообразна: предлог помогает то существительному, то местоимению, то числительному. Союз связывает то однородные члены предложения, то части предложения. С тех пор как люди научились говорить и писать, союзы помогают им в этом.

 

- Какие группы союзов встретились в данном тексте?

- Какой вопрос ставят перед нами авторы текста?

7) Подведение итогов урока:

- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи говорили? Скажите, что такое союз, приведите примеры.

8) Домашнее задание: Параграф 32, упр.394.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Союз как часть речи"

Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...

Союз как часть речи

Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Союз как часть речи.

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...