Урок №1. Причастие как особая форма глагола.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Урок №1. Причастие как особая форма глагола.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием - причастие – как особой формой глагола. Значением причастия, его грамматическими признаками.
- Сформировать умения:
- различать причастия и прилагательные;
- находить причастие в тексте.
- Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения.
Основные понятия: причастие, глагол, прилагательное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причастия. Урок №1 | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок №1 . Причастие как особая форма глагола . Цели : Познакомить учащихся с понятием - причастие – как особой формой глагола. Значением причастия, его грамматическими признаками. Сформировать умения: различать причастия и прилагательные ; находить причастие в тексте. Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения. Основные понятия : причастие, глагол, прилагательное.
Что такое причастие? Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (что делающий? что делавший? что сделавший?) Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного .
Признаки Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).
Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший) и настоящего времени ( слушающий ). Причастий будущего времени не бывает! Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется - ся (тянущийся).
Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.
Все причастия делятся на действительные и страдательные . Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего мы разберем позже в теме «Действительные причастия» . Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени разберем в теме «Страдательные причастия» . Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший.
Синтаксическая роль В предложении причастия выполняют функцию: определения (полная форма). Сорванный девочкой цветок вскоре увял. именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня. Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением. В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).
План морфологического разбора. I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма ( Им.п., ед.ч., м.р. ) 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность. 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род. III. Синтаксическая роль.
Важно! Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно. Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: – ущ - (- ющ -), - ащ - (- ящ -), - вш - (- ш -), -ем-, -им-, - ом -, -т-, - енн – (последний встречается у прилагательных).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...
Урок с использованием ЭОР "Причастие как особая форма глагола"
Урок с использованием ЭОР "Причастие как особая форма глагола"...
Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс
Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...
Презентация к уроку по теме "Причастие как особая форма глагола"
Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"....
урок в 7 классе "Причастие как особая форма глагола"
Урок- знакомство с грамматическими формами причастия...
Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)
Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д. Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...