Конспект урока русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Урок объясненя нового материала по русскому языку по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. Цели урока: дать определение деепричастию, аргументированно доказывать принадлежность слова к части речи, уметь привильно употреблять деепричастия в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии как части речи" | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Понятие о деепричастии как части речи
Цели и задачи урока:
- образовательные: дать определение деепричастию, аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию;
- развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи, находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий, умение работать с текстом;
- воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.
-Прочитайте стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.Шмульяна) «Лодорский водопад». Объясните постановку запятых.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Ученики определяют, что это однородные члены предложения.)
-Докажите, что это однородные члены предложения. Для этого назовите признаки однородности:
- Зависят от одного и того же слова;
- Являются одним и тем же членом предложения;
- Связаны сочинительной связью (можно подставить союз И);
- Отвечают на один и тот же вопрос;
- Чаще всего являются словами одной части речи.
(часть речи не определить, предлагают глагол, наречие, причастие)
-Это новая часть речи, которая называется деепричастие. Сформулируйте тему урока и цели. (ученики формулируют тему и цели урока, учитель корректирует)
- Актуализация знаний. Работа с термином. Определение деепричастия.
-На какие части можно разделить слово «деепричастие»? Что они обозначают?
(Ученики определяют, что можно разбить на 2 части: дее+причастие, обозначает действие, но не глагол, похоже на наречие, определяют вопросы. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию. До ХVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени)
- Вернёмся к тексту стихотворения, в котором все ОЧП – деепричастия. Опираясь на примеры, сформулируйте определение деепричастия.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы как? каким образом? что делая? что сделав?
- Сравните с определением, данным в учебнике. Параграф
- Изучение нового материала. Работа с параграфом учебника 149. Составление памятки «Как найти деепричастие», обсуждение:
- Образовано от глагола.
- Имеет суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши.
- Обозначает добавочное действие.
- Относится к глаголу-сказуемому.
- Отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
- В предложении является обстоятельством.
- Первичное усвоение новых знаний.
-Определите части речи, найдите деепричастия, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.
- Горячая, горел, горящая, горя.
- Зрячая, зрел, зреющая, зрея.
- Отвиснув, отвисшая, отвис, висячая.
- Сумел, умея, умеющая, умелая.
- Будущая, бывалая, побывал, бывая.
- Лежачая, залежавшись, залежавшийся, пролежал.
- Охраняемая, охранять, охраняя, охранявшая.
- Играя, играем, игривая, играющая.
- Напевал, певчая, певшая, напевая
- Отходить, уходя, ходячий, выход.
- Увиденный, увидеть, видение, увидев.
- Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа. Коллективная проверка.
Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню и на море
Стал глядеть он…
(А.С.Пушкин)
Задумчивая ночь, сменив
мятежный день,
На всё набросила таинственную
тень.
(П.Плетнёв)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
(А.С.Пушкин)
Поймала Кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила.
(И.А.Крылов)
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Картины, кровли и забор.
(А.С.Пушкин)
И тёмный лес, склоняясь,
дремлет
Под звуки песни соловья.
(С.Есенин)
Ответы: забывши, сменив, синея, сжимая, проснувшись, склоняясь
- Употребление деепричастий в речи.
-Прочитайте предложения. Что в них странного?
Петя нёс на плече белку, весело вертя хвостом.
Конюх вёл на поводу лошадь, ласково мотая мордой.
!!! Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, нужно помнить: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету)
-Исправьте, где необходимо, грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастий.
- В небе парил планёр, сверкая на солнце крыльями.
- Открывая книгу, из неё выпал листок.
- Закончив выступление, все стали аплодировать фигуристам.
- Выиграв матч, спартаковцы стали чемпионами.
- Наблюдая за ходом игры, у меня потерялся зонтик.
- Подведение итогов
-Перед вами два текста. Прочитайте, сделайте вывод, чем они отличаются. Какой текст, на ваш взгляд, более яркий? Почему?
Текст 1
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Текст 2
А из города уже выступало неприятельское войско. Выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.
(Ученики делают вывод, что текст с деепричастиями более образный красивый, выразительный. Деепричастия украшают речь, дополняют информацию)
- Рефлексия. Приём «Билетик на выходд
При выходе из класса ученики сдают карточки, в которых 3 предложения, которые нужно продолжить:
- Сегодня на уроке я узнал(а)_____________________________________________
- Сегодня на уроке я научился(лась)______________________________________
- Что я хочу узнать дополнительно________________________________________
- Домашнее задание.
Рассмотрите картину Ф.Решетникова «Опять двойка». Придумайте 5 предложений с деепричастиями, характеризующими действия героев картины.
Литература
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов. М., 2012.
- Гоголь. Н.В. Сборник «Миргород». М., «Художественная литература», 1988г.
- Есенин С.А.. Полное собрание сочинений.-М.: Альфа-книга, 2010.
- Крылов И.А. Басни. М.:ЭКСМО, 2007.
- Пушкин. А.С. «Евгений Онегин»: роман в стихах. М.: Худ.лит., 1981.
- Пушкин А.С. Лирика. - М.: Дет.лит., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"
Урок систматизации и обобщения по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»
Позволит провести урок в форме игры....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме " Обобщение Деепричастие"
Данный урок является повторительно-обобщающим по теме " Деепричастие" в 7 классе....
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: "Морфологический разбор деепричастия"
Данный урок - интегрированный, тексты для заданий взяты из повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", которую учащиеся изучили ранее....
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»
Конспект урока русского языка в 8 классе...