Урок на тему: "Причастие- особая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
"Причастие - особая форма глагола"
Цель урока:
1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».
2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, мы закончили с вами изучение большой и сложной темы «Причастие». Должны приступить к изучению новой. Но сделаем это после того, как обобщим и систематизируем материал по теме «Причастие», закрепим ещё раз изученные орфограммы и пунктограммы.
Надеюсь, две наши экспедиции успешно на уроке преодолеют все препятствия и взойдут на вершину горы, которая называется «Причастие». Препятствия – это различные конкурсы и задания по изученной теме.
-Что бы наши экспедиции пожелали друг другу?
Восхождение на вершину мы начнём с конкурса «парный выход», который поможет выяснить, насколько внимательны вы были. ( дети пишут на доске и в тетради словосочетания: Резолюция подготовлена, документ создан, дети рассеянны, камни отшлифованы, степь выжжена, волосы растрёпаны, доклад закончен,, ошибки исправлены, девочка взволнованна, улица вымощена, мама расстроена, глаза прищурены, окна освещены, получены результаты.)
- На какие офографические правила подобраны слова в этом диктанте?
- В чём разница между краткими причастиями и краткими отглагольными прилагательными?
Стук…( входит причастие)
- Можно? Услышала за дверью, что обо мне речь шла. Дай- ка думаю зайду, а то живу на свете, всё про всех знаю, а какого сама роду племени и понятия не имею. Помогите, ребята. Что называется причастием?
Конкурс «Кто быстрее?»( задание – выписать из текста в тетрадь причастия. Доказать, что это причастия.) – слайд на экране: Книга – самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз уголок жизни.
- Есть ли разница между этими причастиями?
Конкурс «Кто лучше знает правило?»
- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
- Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
- От каких глагольных признаков зависит образование причастий?
- При образовании каких причастий надо обращать внимание на спряжение глагола?
А сейчас поработаем с учебником. Выпишите из упражнения № 85 слова с орфограммой «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. ( В это же время начальники экспедиций работают по индивидуальным карточкам у доски – вставить Н и НН в суффиксы причастий и прилагательных)
- От чего зависит написание гласных в этих суффиксах?
Конкурс «Знаете ли вы? ( правописание НЕ с причастиями) – выборочная работа: 1 экспедиция –слитное написание; 2 экспедиция – раздельное написание ( учитель диктует словосочетания, а ребята выписывают): не выполненная вовремя работа; не выспавшийся ребёнок; выступление, не состоявшееся на собрании; негреющее солнце; не замерзающий зимой ручей; ненавидящий; не продуман, незамеченная тетрадь; неоконченная самопроверка.
- Какой случай не встретился?
- А сейчас проверим, как справились со своей работой начальники экспедиций, ведь у них было самое ответственное задание:
- когда же Н и когда НН пишется в суффиксах прилагательных?
- когда же Н и когда НН пишется в суффиксах причастий?
- когда - а, - я пишется перед -Н, а когда -е?
Задание: даны два причастия: освещённый, раскрашенный
- Почему в первом слове после шипящих пишется Ё, а во втором Е? Кто больше выпишет из упражнения № 118 причастий, в которых пишется Ё ( 1 мин.)
Причастие: ДА, МОЛОДЦЫ! Я горжусь тем, что вы обо мне столько знаете. Но у меня к вам ещё вопрос: «Правильно ли написаны предложения на доске?»
-На террасе обращённой к саду сидели брат и сестра.
-Крыша беседки и шесть облупленных колонн отражались в пруду.
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 10.7 КБ |
Предварительный просмотр:
"Причастие - особая форма глагола"
Цель урока:
1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».
2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, мы закончили с вами изучение большой и сложной темы «Причастие». Должны приступить к изучению новой. Но сделаем это после того, как обобщим и систематизируем материал по теме «Причастие», закрепим ещё раз изученные орфограммы и пунктограммы.
Надеюсь, две наши экспедиции успешно на уроке преодолеют все препятствия и взойдут на вершину горы, которая называется «Причастие». Препятствия – это различные конкурсы и задания по изученной теме.
-Что бы наши экспедиции пожелали друг другу?
Восхождение на вершину мы начнём с конкурса «парный выход», который поможет выяснить, насколько внимательны вы были. ( дети пишут на доске и в тетради словосочетания: Резолюция подготовлена, документ создан, дети рассеянны, камни отшлифованы, степь выжжена, волосы растрёпаны, доклад закончен,, ошибки исправлены, девочка взволнованна, улица вымощена, мама расстроена, глаза прищурены, окна освещены, получены результаты.)
- На какие офографические правила подобраны слова в этом диктанте?
- В чём разница между краткими причастиями и краткими отглагольными прилагательными?
Стук…( входит причастие)
- Можно? Услышала за дверью, что обо мне речь шла. Дай- ка думаю зайду, а то живу на свете, всё про всех знаю, а какого сама роду племени и понятия не имею. Помогите, ребята. Что называется причастием?
Конкурс «Кто быстрее?»( задание – выписать из текста в тетрадь причастия. Доказать, что это причастия.) – слайд на экране: Книга – самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз уголок жизни.
- Есть ли разница между этими причастиями?
Конкурс «Кто лучше знает правило?»
- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
- Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
- От каких глагольных признаков зависит образование причастий?
- При образовании каких причастий надо обращать внимание на спряжение глагола?
А сейчас поработаем с учебником. Выпишите из упражнения № 85 слова с орфограммой «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. ( В это же время начальники экспедиций работают по индивидуальным карточкам у доски – вставить Н и НН в суффиксы причастий и прилагательных)
- От чего зависит написание гласных в этих суффиксах?
Конкурс «Знаете ли вы? ( правописание НЕ с причастиями) – выборочная работа: 1 экспедиция –слитное написание; 2 экспедиция – раздельное написание ( учитель диктует словосочетания, а ребята выписывают): не выполненная вовремя работа; не выспавшийся ребёнок; выступление, не состоявшееся на собрании; негреющее солнце; не замерзающий зимой ручей; ненавидящий; не продуман, незамеченная тетрадь; неоконченная самопроверка.
- Какой случай не встретился?
- А сейчас проверим, как справились со своей работой начальники экспедиций, ведь у них было самое ответственное задание:
- когда же Н и когда НН пишется в суффиксах прилагательных?
- когда же Н и когда НН пишется в суффиксах причастий?
- когда - а, - я пишется перед -Н, а когда -е?
Задание: даны два причастия: освещённый, раскрашенный
- Почему в первом слове после шипящих пишется Ё, а во втором Е? Кто больше выпишет из упражнения № 118 причастий, в которых пишется Ё ( 1 мин.)
Причастие: ДА, МОЛОДЦЫ! Я горжусь тем, что вы обо мне столько знаете. Но у меня к вам ещё вопрос: «Правильно ли написаны предложения на доске?»
-На террасе обращённой к саду сидели брат и сестра.
-Крыша беседки и шесть облупленных колонн отражались в пруду.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...

Контрольная работа по теме "Причастие как особая форма глагола" 6 класс
Данная контрольная работа возможна при закреплении темы "Причастие как особая форма глагола" в 6 классе....

Презентация к уроку "Причастие и деепричастие особые формы глагола"
Презентация, составленная в PowerPoint....

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс
Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Презентация к уроку по теме "Причастие как особая форма глагола"
Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"....

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)
Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д. Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...