Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Приваленская средняя общеобразовательная школа»
Азовского немецкого национального муниципального района Омской области
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ______/______________/ ФИО Протокол № ___ от «__»________20__г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «Приваленская СОШ» _______ /________________/ ФИО Протокол № ___ от «__»________20__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Приваленская СОШ» ______/______________/ ФИО Приказ №___ от «__»_________20___г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
для 5 класса
основного общего образования
на 2016- 2017 учебный год
Составитель: Авдонькина И.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
с. Привальное - 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования , представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения, а также на основе рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Контрольный диктант
- Тест
- Зачет
- Контрольное упражнение
- Контрольное сочинение
- Контрольное изложение
- Контрольный срез
- Контрольная проверочная работа
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
- Активные методы обучения
- Игровые технологии
- Исследовательская технология обучения
- Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
- Метод проектов
- Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
- Технологии уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе - 175 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа рассчитана на 34 недели, т.е. на 170 часов.
Содержание рабочей программы
Язык и общение (2 + 1)
Язык и человек. Общение письменное и устное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17 + 3)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 + 7)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (12 ч + 3 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- -лаг-, -рос - раст-. Буквы е ио после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (18 ч + 4 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (9 ч + 4 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (26 ч + 4 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в
безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, - пер - пир-, - тер - тир-, -стел - стил-. Правописание не с глаголами.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5 ч + 1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Язык и общение | 2+1* | |||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | ||
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | ||
3 | Р/Р. Стили речи. | 1 | ||
Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. | 17+3* | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | ||
5 | Орфограмма. | 1 | ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | ||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | ||
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | ||
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | ||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | ||
12 | Проверочная работа: тест № 1. | 1 | ||
13 | Р/Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70) | 1 | ||
14 | Части речи. Глагол. | 1 | ||
15 | -Тся и –ться в глаголах. | 1 | ||
16 | Личные окончания глаголов. | 1 | ||
17 | Тема текста. | 1 | ||
18 | Имя существительное. | 1 | ||
19 | Имя прилагательное. | 1 | ||
20 | Р/Р. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») | 1 | ||
21 | Местоимение. | 1 | ||
22 | Основная мысль текста. | 1 | ||
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием (диктант №1, стр.88 КИМов) | 1 | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 23+7* | |||
24 | Синтаксис.Пунктуация. | 1 | ||
25 | Словосочетание. | 1 | ||
26 | Разбор словосочетания. | 1 | ||
27 | Предложение. | 1 | ||
28 | Р/Р. Сжатое изложение (В.Катаев). | 1 | ||
29 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
30 | Восклицательные предложения. | 1 | ||
31 | Р/Р. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении. | 1 | ||
32 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | ||
33 | Сказуемое. | 1 | ||
34 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||
35 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | ||
36 | Дополнение. | 1 | ||
37 | Определение. | 1 | ||
38 | Обстоятельство. | 1 | ||
39 | Предложения с однородными членами. | 1 | ||
40 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | ||
41 | Предложения с обращениями. | 1 | ||
42 | Р/Р. Письмо. | 1 | ||
43 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | ||
44 | Р/Р. Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки») | 1 | ||
45 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | ||
46 | Простые и сложные предложения. | 1 | ||
47 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | ||
48 | Проверочная работа по теме. | 1 | ||
49 | Прямая речь. | 1 | ||
50 | Диалог. | 1 | ||
51 | Повторение изученного по теме. | |||
52 | Р/Р. Сжатое изложение (по Е.Мурашовой) | 1 | ||
53 | Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием (диктант №2, стр.89 КИМов) | 1 | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфорафия. Культура речи. | 12+3* | |||
54 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | ||
55 | Согласные звуки. | 1 | ||
56 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | ||
57 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | ||
58 | Р/Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 | ||
59 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | ||
60 | Графика. Алфавит. | 1 | ||
61 | Р/Р. Описание предмета. Сочинение-описание. | 1 | ||
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | ||
63 | Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 | ||
64 | Орфоэпия. | 1 | ||
65 | Фонетический разбор слова. | 1 | ||
66 | Повторение изученного по теме | 1 | ||
67 | Р/Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 | ||
68 | Контрольная работа: тест №15 | 1 | ||
69 | Слово и его лексическое значение | 1 | ||
Лексика. Культура речи. | 6+2* | |||
70 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
71 | Прямое и переносное значение слов | 1 | ||
72 | Омонимы | 1 | ||
73 | Синонимы | 1 | ||
74 | Р/Р. Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь») | 1 | ||
75 | Антонимы | 1 | ||
76 | Повторение изученного по теме | 1 | ||
77 | Р/Р. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 18+4* | |||
78 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | ||
79 | Окончание | 1 | ||
80 | Основа слова | 1 | ||
81 | Р/Р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | 1 | ||
82 | Корень слова | 1 | ||
83 | Р/Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
84 | Суффикс | 1 | ||
85 | Приставка | 1 | ||
86 | Р/Р. Выборочное изложение с изменением лица | 1 | ||
87 | Чередование звуков.Беглые гласные. | 1 | ||
88 | Варианты морфем | 1 | ||
89 | Морфемный разбор слова | 1 | ||
90 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | ||
91 | Буквы з,с на конце приставок. | 1 | ||
92 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | ||
93 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | ||
94 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | ||
95 | Буквы и-ы после ц | 1 | ||
96 | Повторение изученного по теме. | 1 | ||
97 | Контрольная работа: тест №20 | 1 | ||
98 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||
99 | Р/Р. Сочинение по картине (П.Кончаловский. «Сирень в корзине») (упр.470) | 1 | ||
Имя существительное. | 18+4* | |||
100 | Имя существительное как часть речи | 1 | ||
101 | Доказательства в рассуждении | 1 | ||
102 | Р/Р. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
103 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | ||
104 | Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 | ||
105 | Род имен существительных | 1 | ||
106 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | ||
107 | Р/Р. Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 | ||
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | ||
109 | Три склонения имен существительных. | 1 | ||
110 | Падеж имен существительных | 1 | ||
111-112 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | ||
113 | Р/Р. Изложение с изменением лица | 1 | ||
114 | Множественное число имен существительных. | 1 | ||
115 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | ||
117-118 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 | ||
116 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||
119 | Р/Р. Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье») | 1 | ||
120-121 | Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием (диктант №3, стр.89-90) Работа над ошибками. | 1 | ||
Имя прилагательное. | 9+4* | |||
122 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||
123 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | ||
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | ||
125 | Р/Р. Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю») | 1 | ||
126-127 | Прилагательные полные и краткие | 1 | ||
128 | Р/Р. Описание животного на основе изображенного. | 1 | ||
129 | Р/Р. Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение») | 1 | ||
130 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||
131 | Повторение | 1 | ||
132 | Контрольная работа: тест №25 | 1 | ||
133 | Работа над ошибками. | 1 | ||
134 | Р/Р. Сочинение «Мое любимое животное» | 1 | ||
Глагол. | 26+4* | |||
135 | Глагол как часть речи | 1 | ||
136 | Не с глаголами. | 1 | ||
137 | Не с глаголами. | 1 | ||
138 | Р/Р. Рассказ | 1 | ||
139 | Неопределенная форма глагола. | 1 | ||
140 | Употребление неопределенной формы. | 1 | ||
141 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | ||
142 | Виды глагола | 1 | ||
143 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | ||
144 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | ||
145 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | ||
146 | Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | ||
147 | Проверочная работа: диктант с грамматическим заданием (диктант №4, стр.90 КИМов) | 1 | ||
148 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте | 1 | ||
149 | Время глагола | 1 | ||
150 | Прошедшее время | 1 | ||
151 | Настоящее время | 1 | ||
152 | Будущее время | 1 | ||
153 | Спряжение глаголов | 1 | ||
154 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | ||
154 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | ||
155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | ||
156 | Морфологический разбор глагола | 1 | ||
157 | Р/Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | ||
158 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | ||
159 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | ||
160 | Употребление времен | 1 | ||
161 | Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 1 | ||
162 | Повторение | 1 | ||
163 | Контрольная работа по теме «Глагол»: тест №28 | 1 | ||
164 | Р/Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку») | 1 | ||
Повторение и систематизация изученного. | 5+1* | |||
165 | Разделы науки о языке. | 1 | ||
166 | Р/Р. Сочинение на одну из тем по выбору. | 1 | ||
167 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь | 1 | ||
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | ||
169 | Итоговая контрольная работа: тест №30 | |||
170 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 5 класса:
По орфографии и пунктуации:
Ученик научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса). Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе;
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ученик получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
По фонетике, орфоэпии и графике:
Ученик научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка.
Ученик получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
По связной речи:
Ученик научится:
- Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий.
- Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.
- Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
- Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- Грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
- Выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Ученик получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Аудирование и чтение:
Ученик научится:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение и письмо:
Ученик научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания всоответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
- развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворению коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличению словарного запаса; расширению круга используемых грамматических средств; развитию способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература:
1. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2012
2. Рабочая программа. Русский язык. 5-9 класса». Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение,2011
3. «Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2014
4. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс. Соловьева Н. Н. Москва, Просвещение, 2014
Дополнительная литература:
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
3.Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
4.Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
5.Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
6. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
8. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
9. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,
Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Компьютер
- Проектор
- Навесной экран
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....