Разработка урока русского языка в 11 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Разработка урока поможет в подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс. Русский язык
Тема: Правописание гласных и согласных в приставках
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме
Ход урока
2) Орфоэпическая разминка.
ЕГЭ (задание 4)
А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
1) оптОвый 1) иксЫ
2) вернА 2) балУясь
3) кухОнный 3) зАгнутый
4) прибЫв 4) цепОчка
5)молЯщий Ответ: 3 5) СлИвовый Ответ: 1
3.Формулировка темы, цели и задач урока.
- Найдите « третье лишнее» в цепочках слов:
1. п…дойти, бе…численные, …доровье
2. …гореть, пред…стория, …дшний
3. пр…морский, пр…рвать, …дание.
Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после приставок»
4. Работа по теме урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.
- Что такое приставка?
- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …
- Каково назначение приставок?
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
--Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?
- В русском языке более 50 активно действующих приставок.
--На какие группы можно разделить все приставки?
Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.
--Что можете сказать о них? (Они пишутся всегда одинаково).
Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.
--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)
--А наши с вами «третьи лишние» слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .
Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла. Это пре-и при-.
---Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)
Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).
-Сравните: ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.
--А какие гласные нужно писать после приставок?
---Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)
А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-
Все дамы очень странные.
Уж такие утончённые :
В букву И они влюблённые.
Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !
К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,
Стали сверхИзысканнее всех!
-- Попробуйте сформулировать вторую часть правила (ответы учащихся)
А теперь найдите в учебнике (параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в рифмованном алгоритме. Озвучьте их ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер
Ы И
1)После русских приставок 1) взимать (исключение)
на согласный 2) после русских приставок меж-и сверх-
3) после русских приставок на гласный
4) в сложносокращённых словах после 1 части
4) после иностранных приставок
5. Физкультминутка.
--Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза…Представьте, что вы лежите на зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо, напряжение и усталость уходят..
6. Закрепление материала.
--А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока.
Супер- первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».
Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то пространство.
Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.
Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех направлениях.
Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь
Суб- первая часть сложных слов в значении подчинённый кому-нибудь, не главный»
( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра, субИнспектор)
1. Подготовка к ЕГЭ. --- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. (Учащиеся комментируют ответы).
1. пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать
2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера
3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе...крайний
4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут
Ответ: (1 3)
2. Работа с текстом (текст распечатан)
1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».
2..Выпишите слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.
(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
3.. Определите тему и основную мысль текста.
4. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.
5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)
3. Тест. Проверочная работа
Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
- пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
- ад..ютант, бул..он, компан..он
- об..рвать, д..йти, от..двинуть
- р..списка, р..зыск, р..спись
Ответ: 14
- Пресечь, преодолеть, преградить
- Прерывать, пристать, премаленький
- Адъютант, бульон, компаньон
- Оборвать, дойти, отодвинуть
- Расписка, розыск, роспись
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
- пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
- пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
- пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
- пр..рекаться, пр..красный, пр..милый
Ответ: 35
- Пресечь, пригласил, приоткрыть
- Привлечь, предание, придирки
- Прибежище, приберег, приукрасил
- Прадед (исключение), прообраз, праязык
- Пререкаться, прекрасный, премилый
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- ..десь, ..даваться, ..дание
- и..бавиться, и..резать, и..менить
- ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
- р..спись, р..списаться, р..зыск
- пр..лечь, пр..своил, пр..открыл
Ответ: 25
- Здесь, сдаваться, здание
- Избавиться, изрезать, изменить
- Расписание, разбежаться, разукрасить
- Роспись, расписаться, розыск
- Прилечь, присвоил, приоткрыл
- Итоги урока.
- ДЗ Задание в формате ЕГЭ (распечатано)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные: - продолжить фор...
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
На этом уроке учитель показывает методику применения разработанного им лингвистического тренажера "Правописание приставок"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....
Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"
В материале представлен подробный конспект урока по теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...