Урок по теме "Неопределённые местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Урок содержит необходимый материал по теме "Неопределённые местоимения". Имеется презентация. Урок построен в традиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока37.57 КБ
Файл Презентация к уроку693.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Неопределенные местоимения»

Цель: ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения

Задачи:

  • дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
  • сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  • прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: С.И.Львова, В.В.Львов, учебник для 6 класса; тексты стихотворений, учебная презентация.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник?

Учитель читает стихотворение М. Вейцмана (слайд №1)

Понедельник – день веселый

Пламенеют окна школы,

Блещет вешняя вода,

Понедельник – день тяжелый?

Не поверим никогда!

Не дадим его в обиду!

Мы довольны этим днем!

Снова что-нибудь увидим,

Снова что-нибудь поймем!

Он сулит забот немало,

Но – и света, и тепла,

От него берут начало

Все хорошие дела!

Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их.

Его – личное (Р. П.)

Мы – личное

Он- личное

Него – личное (Р. П.)

Ответьте на вопросы – шутки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
  2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

-  Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Возвратное: себя;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?)   (разными членами предложения).

Актуализация прежних знаний.

Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений (слайд №2)

  1. Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
  2. Как ты сегодня чувствуешь, мама?
  3. Бабушка присела около печки: возлееё было теплее.
  4. Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
  5. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  6. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Вывод:Теперь, я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.

Итак, мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся  еще с одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.

  1. Изучение нового материала.

Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте» (слайд №3)

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

Эти местоимения называются неопределенными.

- Подумайте, почему они так называются?

Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

(В некотором царстве,  в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

- Почему в сказках используется такое начало?

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

(по падежам)

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)

  1. Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на странице 161,  прочитаем теоретический материал.

Ребята, запишите местоимения(слайд №4)

НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.

Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

Вывод: В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.

Чтение и заучивание орфограммы на с. 162 учебника.

- Что же надо знать о приставке НЕ?  (Ответы детей)

Ребята, давайте запишем:(слайд №5)

-то, -либо, -нибудь –

черточку не забудь.

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Заучивание правила на с. 163

Упр. 848 (у доски)

  1. Закрепление материала.

  1. Ребята,  для того, чтобы лучше запомнить эту тему, выполним задния. Записываем в тетрадь, комментируем.(слайд №6)

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

  1. На слайде предложения. Найти в них местоимения, записать только их разряд.(слайд №7)
  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Запишите  первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.

Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Выполните морфологический  разбор местоимения из предложения кто-то

  1. Выполнение упражнения 852 (устно)

Итог урока: Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Домашнее задание:  §65, упр.853

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понедельник – день веселый! Пламенеют окна школы, Блещет вешняя вода! Понедельник – день тяжелый? Не поверим никогда! Не дадим его в обиду! Мы довольны этим днем: Снова что-нибудь увидим, Снова что-нибудь поймем! Он сулит забот немало, Но – и света, и тепла, От него берут начало Все хорошие дела! М. Вейцман

Слайд 2

1) Алексей попросил друга заказать для себя книгу в библиотеке. 2) Как ты сегодня чувствуешь, мама? 3) Бабушка присела около печки: возле её было теплее. 4) Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление. 5) Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла. 6) Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Слайд 3

Однажды куда-то на яхте Откуда-то кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чем-то кричали ему, Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял, И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие – то люди Глядели уплывшему вслед, И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад ». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти, Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. И пусть меня кто-нибудь встретит, И пусть меня кто-нибудь ждет.

Слайд 4

З апишите местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ. Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

Слайд 5

-то, -либо, -нибудь – дефис не забудь Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Слайд 6

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что( нибудь ), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

Слайд 7

1)Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. 2) Вишь , какая саранча! 3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости… 4) О себе дед рассказывать не любил. 5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Презентация к уроку по теме "Местоимения 3 лица"

Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка  в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...

Урок-исследование. Личные местоимения.

Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся мета...

Урок русского языка "местоимение"

"Местоимение. Урок-обобщение"...

Урок русского языка "местоимение"

Урок-обобщение по теме "Местоимение"...

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...