Урок по теме "Неопределённые местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок содержит необходимый материал по теме "Неопределённые местоимения". Имеется презентация. Урок построен в традиционной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 37.57 КБ |
Презентация к уроку | 693.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Неопределенные местоимения»
Цель: ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения
Задачи:
- дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
- сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
- прививать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование: С.И.Львова, В.В.Львов, учебник для 6 класса; тексты стихотворений, учебная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник?
Учитель читает стихотворение М. Вейцмана (слайд №1)
Понедельник – день веселый
Пламенеют окна школы,
Блещет вешняя вода,
Понедельник – день тяжелый?
Не поверим никогда!
Не дадим его в обиду!
Мы довольны этим днем!
Снова что-нибудь увидим,
Снова что-нибудь поймем!
Он сулит забот немало,
Но – и света, и тепла,
От него берут начало
Все хорошие дела!
Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их.
Его – личное (Р. П.)
Мы – личное
Он- личное
Него – личное (Р. П.)
Ответьте на вопросы – шутки:
- Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
- Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
- Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
- Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)
(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
Возвратное: себя;
Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;
Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)
- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?
(вопросительные служат для выражения вопроса);
- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);
- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).
Актуализация прежних знаний.
Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений (слайд №2)
- Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
- Как ты сегодня чувствуешь, мама?
- Бабушка присела около печки: возлееё было теплее.
- Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
- Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
- Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
Вывод:Теперь, я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.
Итак, мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.
- Изучение нового материала.
Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте» (слайд №3)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
Эти местоимения называются неопределенными.
- Подумайте, почему они так называются?
Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.
Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.
(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,
И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)
В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)
- Почему в сказках используется такое начало?
Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?
(по падежам)
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.
А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)
- Работа с учебником.
Давайте откроем учебник на странице 161, прочитаем теоретический материал.
Ребята, запишите местоимения(слайд №4)
НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.
Выделите в словах приставки и поставьте ударение.
Вывод: В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.
Чтение и заучивание орфограммы на с. 162 учебника.
- Что же надо знать о приставке НЕ? (Ответы детей)
Ребята, давайте запишем:(слайд №5)
-то, -либо, -нибудь –
черточку не забудь.
Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом
-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
Заучивание правила на с. 163
Упр. 848 (у доски)
- Закрепление материала.
- Ребята, для того, чтобы лучше запомнить эту тему, выполним задния. Записываем в тетрадь, комментируем.(слайд №6)
(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).
- На слайде предложения. Найти в них местоимения, записать только их разряд.(слайд №7)
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Запишите первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).
Выполните морфологический разбор местоимения из предложения кто-то
- Выполнение упражнения 852 (устно)
Итог урока: Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?
Домашнее задание: §65, упр.853
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Алексей попросил друга заказать для себя книгу в библиотеке. 2) Как ты сегодня чувствуешь, мама? 3) Бабушка присела около печки: возле её было теплее. 4) Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление. 5) Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла. 6) Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
Однажды куда-то на яхте Откуда-то кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чем-то кричали ему, Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял, И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие – то люди Глядели уплывшему вслед, И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад ». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти, Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. И пусть меня кто-нибудь встретит, И пусть меня кто-нибудь ждет.
З апишите местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ. Выделите в словах приставки и поставьте ударение.
-то, -либо, -нибудь – дефис не забудь Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что( нибудь ), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).
1)Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. 2) Вишь , какая саранча! 3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости… 4) О себе дед рассказывать не любил. 5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"
С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....
Презентация к уроку по теме "Местоимения 3 лица"
Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...
Урок-исследование. Личные местоимения.
Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся мета...
Урок русского языка "местоимение"
"Местоимение. Урок-обобщение"...
Урок русского языка "местоимение"
Урок-обобщение по теме "Местоимение"...
Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "
Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...