Выступление на педагогическом консилиуме
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДКОНСИЛИУМЕ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ УЧЕНИКОВ 5-х КЛАССОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedkonsiliume_po_probleme_adaptatsii_uchenikov_5-1.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДКОНСИЛИУМЕ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ УЧЕНИКОВ 5-х КЛАССОВ
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Растворова С.А.
Вопрос адаптации пятиклассников в среднем звене далеко не нов, так как
переход из начального в среднее звено считается одним из труднейших
периодов школьного обучения. Учащимся, привыкшим к определенному
порядку начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к
новому темпу и стилю жизни. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А. Сухомлинский.
Я бы термин «адаптация» заменила термином «готовность к обучению в средней школе».
Как же проблема готовности к обучению в средней школе выглядит и решается на уроках русского языка?
Обратимся к языку цифр и диаграмм. 12 сентября ученики 5-х классов участвовали в тестировании Статград. Это тестирование позволяет сделать сравнительный анализ сформированности основных понятий, умений и навыков по русскому языку.
Если проанализировать поэлементно выполнение теста, то картина выглядит следующим образом.
1. Наибольшее количество правильно ответов и в 4, и в 5 классе ученики дали на вопросы, связанные с понимание смысла текста, лексического значения слов.
2. Наименьшее количество правильных ответов даны на вопросы, связанные с грамматикой.
3. Уровень знаний и процент качества знаний в 4 и 5 класса практически одинаков.
Этот сравнительный анализ результатов теста Статград позволяет говорить о том, что учителя начальных классов проделали огромную работу по формированию готовности учеников к обучению русскому языку в средней школе.
С 24 по 26 сентября в 5-х классах была проведена контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Цель: проверить сформированные орфографические и пунктуационные навыки и умения
Основные позиции контрольной работы
- Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых и непроверяемых)
- Правописание проверяемых согласных в корне слова
- Правописание непроизносимых согласных в корне слова
- Правописание гласных после шипящих в корне слова
- Распознавание частей речи
Наиболее показательными результатами по умению воспринимать учебный материал в 5 классе стала контрольная работа по первой новой изученной теме «Синтаксис и пунктуация», несомненно очень сложной. Результаты следующие:
5-А написали на 5 – 15%
4 – 57%
3 – 7%
2 – 21%
5-В написали на 5 – 21%
4 – 45%
3 – 29%
2 – 5%
5-К написали на 5 – 10%
4 – 64%
3 – 15%
2 – 11%
Качество знаний по этой контрольной работе составляет в 5-А классе 52%, в 5-В классе 62%, и в 5-К классе 43%. У учеников 5-х классов хорошо развито умение различать части речи, выделять члены предложения, подбирать проверочные однокоренные слова. Пятиклассники умеют работать с учебником, легко усваивают специальные обозначения в нем. Легко переходят к работе на маркерной доске, что позволяет существенно увеличить объем дидактического материала, маневренность урока, вариативность. Ребята приучены к интерактивным формам работы на уроке. Ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Эти результаты говорят о том, что мы не потеряли основные показатели, что пятиклассники успешно адаптировались к новым условиям обучения.
Анализируя перспективные оценки в конце триместра, хочется сказать, что есть расхождения с итогами 4 класса. Но не только в плане понижения оценки, но и в плане повышения, как например, это произошло с такими учениками, как Ковалев В. И Румянцев А. в 5-В классе. Примерные итоги триместра выглядят следующим образом:
5-А класс
5 | 4 | 3 | 2 |
Авдеев А. Лысенко Н. | Абарин М. Банзерук В. Батаев П. Богатова Анна Быстрова Софья Васильев Даниил Голикова Екатерина Гурикова Анна Ерошина Полина Купряева Софья Мельников Матвей Семенова Анастасия Скворцов Максим Смирнова Ксения Тихонова Дарья Фалина Анастасия Фомичева Виктория Цыганова Виктория | Гаджиева Анастасия Иванчихин Георгий Новицкий Сергей Парфенов Владислав Садеков Марат Степанов Иван | Внуков И. |
5-В класс
5 | 4 | 3 | 2 |
Варава Д. Савицкий Е. Федосеева Е. | Апреутесей Елизавета Болдырев Николай Войтко Глеб Ганич Даниил Гладкий Александр Добросердов Кирилл Еваленко Илья Желтов Константин Ковалев Валерий Кондратьева А. Логачева Елизавета Матвеев Дмитрий Минакова Александра Румянцев Антон Сакар Матвей Серый Данила Трошенков Матвей Тушева Ксения Филатова Екатерина Шишлакова Дарья Шустов Филипп Щеблякова Полина Яневич Маргарита | Лукин И. Минакова А. Шишлакова Д. Панченко К. Зараковская К. |
5-К класс
5 | 4 | 3 | 2 |
Санько Д. Лютова А. | Ваховская Т. Калдарбекова А. Колчанов М. Лапшин Н. Машков Н. Суматохин К. Фильченков В. Черепанин Д. | Гольцев н. Назаров М. Токарев Д. Дудов М. |
Радует и тот факт, что пятиклассники достаточно хорошо и выразительно читают, т.е. сокращается время на восприятие письменного текста.
Выдерживается единство требований к оформлению письменных работ, ведению рабочих тетрадей.
Это несомненно результат великого труда учителей начальной школы. Их труд можно сравнить с трудом скульптора, который из бесформенный глыбы мрамора высекает прекрасные скульптуры. Но у каждого мастера есть свои шероховатости. При переходе в среднее звено эти шероховатости перерастают в проблемы.
В чем заключается трудность перехода для учеников 5 класса? Причин вижу несколько.
- Всем известно, что русский язык – это система алгоритмов. Хотелось бы, чтобы алгоритмизация русского языка стала неотъемлемой частью урока в 4 классе.
- Необходимо уже в начальной школе давать понятие, в какой части слова находится орфограмма.
- В пятом классе существенно увеличивается темп урока. Многие пятиклассники не готовы к этому, продолжают выводить буквы, медленно подчеркивать. Примером может стать ученик 5-А класса Авдеев Артем. Эрудированный, развитый, подготовленный ученик, Артем по теме «Повторение» получил «4» только потому, что был слишком медлителен на уроке. Поэтому хотелось бы рекомендовать учителям нач.классов увеличивать темп урока во втором полугодии 4 класса.
- Учебник по русскому языку 5 класса под ред. Ладыженской дает слишком простые грамматические задания к упражнениям. Поэтому классная работа становится примером, ориентиром при выполнении домашнего задания. Отсюда просьба к учителям начальной школы, начиная хотя бы со второго полугодия 4 класса, вводить дополнительные грамматические задания к домашнему упражнению с акцентом на классной работе.
- И последнее. Часто получается так, что ребенок оказывается зажатым на уроке, боится неправильно ответить, получить оценку ниже ожиданий. Целый урок он сосредоточен не на учении, а на том, чтобы оценка за урок могла соответствовать ожиданиям его родителей. Родители пятиклассников – это особая категория родителей. Некоторые из них к переходу в пятый класс оказываются гораздо меньше готовыми, чем их дети. Хотелось бы, чтобы в начальной школе был рассмотрен вопрос об организации работы с родительским коллективом по диагностике их готовности к переходу в 5-й класс, а результаты этой диагностики передавались классным руководителям.
Наши мудрые предки говорили, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние пятиклассники – это будущие одиннадцатиклассники, студенты.. Перед нами, учителями школьного МО предметов гуманитарного цикла, встают проблемы: «Как организовать процесс адаптации, чтобы жизнь пятиклассника в школе была комфортной и полезной?», «Как помочь реализовать себя?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения пятиклассников?».
На наш взгляд, основное внимание должно быть приковано к уроку. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. На уроке же необходимо помнить истину, что все формы, методы и технологические приемы обучения должны усилить мотивацию пятиклассника к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Каждый раз, готовясь к уроку, учитель должен отвечать на вопрос , который прозвучал в философском фильме-притче «Покаяние»: «Зачем эта дорога, если она не ведет к храму?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ
В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
План психолого-медико-педагогического консилиума школы
В данном документе запланированы мероприятия по работе со слабоуспевающими учащимися и определению их дальнейшего образовательного маршрута....
Выступление на педагогическом консилиуме с темой "Зона адаптивности 1,5,10 класс." (2017-18учебный год)
АДАПТИВНАЯ 3ОHA. Адаптивная зона, комплекс условий среды, определяющий тип приспособлений (адаптаций) группы организмов....
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...
Выступление на методическом семинаре по теме "Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы"
Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы...