Выступление на педагогическом консилиуме с темой "Зона адаптивности 1,5,10 класс." (2017-18учебный год)
презентация к уроку по психологии

Харченко Виктория Анатольевна

АДАПТИВНАЯ 3ОHA. Адаптивная зона, комплекс условий среды, определяющий тип приспособлений (адаптаций) группы организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_adaptatsiya_2017-18_god.pptx856.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зона адаптивности 1,5,10 класс Педагог-психолог Харченко В.А

Слайд 2

АДАПТИВНАЯ 3ОHA . Адаптивная зона, комплекс условий среды, определяющий тип приспособлений (адаптаций) группы организмов.

Слайд 3

адаптации учащихся 1-х классов Основные задачи исследования: - определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе; - выстраивание индивидуальной программы психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Методики обследования: 1.Наблюдение.Посещение уроков, беседы с учителями. 2.Методика изучения мотивации обучения первоклассников в школе Н. Луксановой . 3.Методика «Домики»;

Слайд 4

Мотивационные предпочтения в учебной деятельности первоклассников Характерист Уровень класс ика развития 1а 1б Кол- % Кол- % во во Мотивация низкий 1 4 5 20 средний 14 59 11 45 высокий 4 16 8 34

Слайд 5

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. с положительным отношением к школе 1-А-15-62% 1-Б-10-41% с амбивалентным отношением 1-А-9-38% 1-Б-14-59% с негативным отношением

Слайд 6

Рекомендации! Для формирования у первоклассников «школьного» поведения необходимо: определить небольшое количество чѐтко сформулированных правил; поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение ребѐнка ; вести профилактику неправильного поведения школьников (предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая задания разного уровня сложности, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям). Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребѐнка проговорить вслух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить. Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью.

Слайд 7

Таблица Первоклассники с недостаточным уровнем адаптации № Фамилия, имя Класс Классный руководитель 1. Лебедев Дмитрий 1-А 2, Бабкин Дмитрий 1-А Иванова Татьяна Николаевна 3. Северинов Артем 1-А 4. Пристромов Лука 1-А 5. Дауд Максим 1-Б 6. Ткачев Константин 1-Б Татаринчик Наталья Владимировна 7. Тимошков Степан 1-Б 8. Романенкова Асият 1-Б 9. Елисеенков Иван 1-Б 10. Сереженков Иван 1-Б 11. Пинченкова Валерия 1-Б 12. Царев Никита 1-Б 13. Лавренков Иван 1-Б

Слайд 8

адаптации учащихся 5-х классов Уровень школьной адаптации 5 классов Цель: Выявить уровень адаптации детей в пятом классе Использовались следующие методики: Экспресс- методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации», Анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой ); Количество обследованных: 5 «А» класс: 21 человек 5 «Б» класс:25 человек

Слайд 9

класс Высокий уровень школьной мотивации Хорошая школьная мотивация Положительное отношение к школе Низкая школьная мотивация Негативное отношение к школе 5 А 2человек (9%) 3 человека (15%) 10 человек (48%) 3 человек (15%) 3человек (15%) 5 Б 1человек (4%) 9 человек (36%) 8 человек (32%) 5 человек (20%) 2человек (8%) ИТОГО: 3человек (6%) 12человек (26%) 18человек (40%) 8человека (17%) 5человек (10%)

Слайд 10

Цель: Выявит отношение ребенка к классу, уровень комфортности. Количество обследованных: 5 « А » класс: 21 человек 5 « Б » класс:25 От 18-25 баллов - 5 « А » 10ч. 48% 5 « Б » 14ч.56% ИТОГО: 24ч. 52% Классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива. От 12-17 баллов - 5 « А » 6ч. 29% 5 « Б » 4ч. 16% ИТОГО: 10ч. 22% Ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. От 6-11 баллов – 5 « А » 3ч. 14 % 5 « Б » 5ч.20 % ИТОГО: 5ч. 8% Нейтральное отношение ребенка к коллективу, свидетельствует о наличии определенных неблагоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем. Менее 5 баллов- – 5 « А » 3ч. 6% 5 « Б » 2ч. 4% ИТОГО: 5ч. 10% Негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

Слайд 11

Экспресс методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» класс высокий повышенный средний низкий 5 А 3человека 15% 9человек 43% 7человека 33% 2человека 10% 5 Б 2человека 8% 8 человек 32% 14 человек 56% 1 человек 4% ИТОГО: 3ч. 5% 23ч. 38% 17ч. 28% 18ч. 29% Цель: Выявить уровень тревожности у детей Количество обследованных: 5 « А » класс: 21 человек 5 « Б » класс:25 человек

Слайд 12

класс Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации 5 А 10человека (48%) 8человек (38%) 3человека (14%) Русаков Павел Журавлев Сергей Журавлев Антон 5 Б 14 человек (56%) 9 человек (36%) 2человека(8%) Турлак Егор Моргалев Антон ИТОГО: 24ч. 53% 17ч. 37% 5ч. 10% ВЫВОД: Общий уровень адаптации

Слайд 13

Рекомендации: В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы), Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию . Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель). У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться , получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.

Слайд 14

адаптации учащихся 10-х классов Цель диагностики: изучение школьной адаптации учащихся 10 класса. Предмет диагностики: эмоционально-волевая и мотивационная сфера. Объект диагностики: учащиеся 10-го класса Методы сбора информации: психологическая диагностика; статистическая обработка результатов исследования (программа Ex с el );

Слайд 15

Результаты исследования. В рамках данной диагностики рассматривались следующие критерии: познавательная активность учащихся; тревожность, связанная с различными формами включения учащихся в жизнь школы; способность учащихся контролировать свое поведение. В связи с этим рассмотрим полученные результаты по каждому из критериев. Проведенное исследование показало, что по критерию «познавательная активность» среди учащихся обоих классов преобладает средний уровень познавательной активности.

Слайд 16

Диаграмма уровня познавательной активности учащихся10-х классов . Проведенное исследование показало, что по критерию «познавательная активность» среди учащихся 10 класса преобладает средний уровень познавательной активности.

Слайд 17

Диаграмма уровня тревожности учащихся Как видно из диаграммы приведенной выше, среди учащихся 10 класса, практически половина испытывают высокий уровень тревожности. Скорее всего, это объясняется именно профильным обучением учащихся данного класса, которое предполагает более интенсивные нагрузки.

Слайд 18

Диаграмма уровня эмоциональной устойчивости учащихся 10-х классов Из диаграмм приведенных выше, видно, что 42% учащихся не всегда могут в полной мере контролировать свое поведение, сдерживать свои негативные эмоции. Для этих учащихся характерны вспыльчивость, раздражительность, резкие перепады настроения.

Слайд 19

Выводы и рекомендации: Суммируя результаты по всей выборке учащихся 10-го класса можно сказать следующее: у 6 учащихся 10 го класса высокий уровень тревожности. Эти учащиеся требует особого внимания как со стороны классного руководителя, так и со стороны родителей и педагогов. Можно говорить о преобладании среднего уровня эмоциональной устойчивости в классе. Таким образом, адаптационный период учащимися 10 класса проходит, в целом, удовлетворительно. Однако необходимо помочь нуждающимся учащимся преодолеть возникшие трудности.

Слайд 20

Рекомендации Классному руководителю: 1. Донести информацию до родителей и учителей. 2. Учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку. 3. Классным руководителям обоих классов продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики. 4. Обратить внимание на структуру мотивов обучения учащихся. 5.Способствовать принятию позиции ученик-старшеклассник, принятию требований учителей-предметников.

Слайд 21

Взрослому человеку, с положительным набором Ценностей, при воспитании Ребенка — важно не только научить… а со всем набором полученных знаний и навыков — адаптировать Его к жизненным реалиям… Так, чтобы Он впоследствии не разочаровался или не отказался от данных Ценностей… Серж Гудман Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...

психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"

В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

План психолого-медико-педагогического консилиума школы

В данном документе запланированы мероприятия по работе со слабоуспевающими учащимися и определению их дальнейшего образовательного маршрута....

Выступление на педагогическом консилиуме

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДКОНСИЛИУМЕ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ УЧЕНИКОВ 5-х КЛАССОВ...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...