МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ
методическая разработка (5 класс) по теме

 

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, этапы проведения ПМПк, алгоритм работы ПМПк. В приложениях даны: методические указания к организация заседаний ПМПк, примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника, категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк,бланк заключения на дошкольника – выписка из протокола заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.

       

       

      

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon METODIChESKIE_REKOMENDACII.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНСИЛИУМА В ДОУ

Забаровская Юлия Ивановна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

             ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

1.Введение

2. Основные принципы деятельности ПМПк

3.Организация деятельности

4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

5. Формы организации ПМПк

6. Подготовка к проведению ПМПк

7. Порядок проведения ПМПк

8.Этапы проведения ПМПк

9. Алгоритм работы ПМПк                                                                                                                         

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Методические указания к организация заседаний ПМПк.
  • Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника.
  • Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк.. 
  • Бланк заключения на дошкольника – выписка из протокола заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.

1.Введение

  1. Психолого-медико-педагогический консилиум  (ПМПк) организуется  в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
  2. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии  и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
  3. Основными задачами ПМПк являются:
  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
  1. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами Министерства РФ (образования, здравоохранения, социальной защиты населения), Уставом МДОУ, договором между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника и настоящим положением.

2. Основные принципы деятельности ПМПк

  • Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
  • Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
  • Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
  • Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания.
  • Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
  • Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
  • Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
  • Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
  • Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
  • Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

3.Организация деятельности

    3.1. Специалисты, включенные в состав    ПМПк,  выполняют  работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и  (или) состояниями декомпенсации в условиях ДОУ, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ .

 3.2. Обследование ребенка специалистами ПМПк  осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников  ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями  (законными представителями) воспитанников .

 3.3. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк    предоставляется следующая документация:

- договор между ДОУ и родителями  (законными представителями) воспитанников;

- педагогическая характеристика воспитателя  на ребенка;

- представление психолога, составленное  по результатам обследования особенностей развития ребенка;

- медицинская документация на ребенка  по форме №26  (в отдельных случаях по форме №112 или выписка из истории развития ребенка);

- представление логопеда, составленное  по результатам обследования  ребенка ;

-осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк   ДОУ;

3.4. По данным обследования каждым специалистом ПМПк  составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк   осуществляется при первичной диагностике и по мере поступления детей. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ПМПк  проводится в середине и конце учебного года (декабрь, май).

 3.6. На заседаниях ПМПк  обсуждаются результаты диагностической, корреционно-развивающей работы; даются рекомендации по оптимизации педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.

3.7. Заседания ПМПк  подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

3.8. Периодичность проведения заседаний ПМПк  определяется реальным запросом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с  отклонениями в развитии и  (или) состояниями декомпенсации; плановые ПМПк   проводятся не реже одного раза в квартал.

3.9. Председатель ПМПк  ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк   о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку  и проведение заседаний ПМПк.

3.10. На заседаниях ПМПк  все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи,  обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк 3.11. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк  доводятся до сведения  родителей  (законных  представителей) воспитанников в доступной для понимания  форме,  предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

3.12. ПМПк    ДОУ  готовит документы  на ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника.

3.13. Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.

3.14. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

3.15. Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк и ПМПК.

4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

  • Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование,   психотренинг,   психокоррекция,   психотерапия,   разработка   и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
  • Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие
    речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
  • Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций  психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
  • Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.
  • Инструктор  по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий  с учетом индивидуального подхода.
  • Музыкальный   руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами  танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
  • Педагог дополнительного образования: выполнение рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
  • Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации  работы, анализ эффективности.

5. Формы организации ПМПк

Первичный консилиум – проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов.

Цель – определение особенностей развития учащегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса.

Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в полугодие.

Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.

Задачи:

  • Выявить детей «группы риска».
  • Проанализировать качественный и количественный состав детей с признаками  дезадаптации, неусваивающих и слабоусваивающих программу.
  • Определить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с
    трудностями адаптации.
  • Определить специальный образовательный маршрут ребёнка.
  • Отследить динамику развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внести необходимые изменения в эту программу.

Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специалистов (в первую очередь учителя), непосредственно работающих с ребёнком.

Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагрузок, необходимости изменения режима или формы обучения.

Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребёнка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными представителями) и, при отсутствии возражений с их стороны, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком планового ПМПк).

ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

Заключительный консилиум – проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в 5 класс) или в связи с завершением коррекционной работы.

Цель – оценка статуса учащегося на момент окончания обучения: приобретённые знания по всем учебным предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем. Материалы заключительного ПМПк используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

6. Подготовка к проведению ПМПк

Представление ребёнка на ПМПк планируется не позднее 10 дней до даты его проведения.

Ведущий специалист представляет ребёнка по согласованию с председателем ПМПк, составляет список специалистов, участвующих в ПМПк, непосредственно работающих с ребёнком и знающих его проблематику.

Участники ПМПк обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения заседания представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребёнка и динамики коррекционной работы за период, прошедший с момента последнего заседания ПМПк по данному ребёнку, и заключение с оценкой эффективности проводимой работы, а также рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий специалист готовит своё заключение с учётом представленной ему дополнительной информации к моменту заседания ПМПк.

План подготовки ребёнка к представлению на ПМПк

  1. Анализ первичной информации:
  • Изучение анамнеза.
  • Изучение педагогического представления на ребёнка.
  • Изучение сведений о социальных условиях жизни ребёнка.
  • Изучение  рисунков.
  1. Формирование диагностической гипотезы.
  2. Определение условий обследования (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без них).
  3. Коллегиальное обследование.

7. Порядок проведения ПМПк

7.1. ПМПк проводится под руководством председателя .

7.2 Каждый специалист ПМПк готовит своё представление на ребёнка.

7.3. Последовательность представлений специалистов определяется председателем ПМПк .

7.4. Заключения всех специалистов являются равнозначными для ПМПк.

7.5. На основании заключений всех специалистов составляется коллегиальное заключение ПМПк .

7.6. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утверждённые ПМПК, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребёнком.

7.7. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных
представителей).

7.8.Протокол ПМПк оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем ПМПк, членами ПМПк.

7.9. На  плановых ПМПк на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребёнком, в дневник динамического наблюдения, Карты развития вносятся сведения об изменении в состоянии ребёнка в процессе реализации рекомендаций, и составляется краткое обобщённое письменное заключение и перечень корректировок, внесённых в рекомендации.

7.10.При направлении ребёнка в городскую ПМПК или областную ПМПК заключение ПМПк ДОУ, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающим ребёнка вместе с родителями.

8.Этапы проведения ПМПк

  • В работе консилиума  можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

1.П редварительный этап сопровождения ребенка .  

  • Описание проблем или жалоб, которое  происходит при записи ребенка на консультацию с целью диагностики и обследования  ребенка, если поступил  запрос от  родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано (договор).

2.Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.

  • Важной проблемой этого этапа является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием? Практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что целесообразно первичный прием проводить психологу с опытом работы.. Он  определяет, кто из специалистов должен обследовать ребенка, а в некоторых случаях и последовательность их консультаций. Психолог, осуществляющий первичное обследование  проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье . В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

3.Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их замещающих) на коллегиальном обсуждении? Если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей.

Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПк  или психолог. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

Направление ребенка на городскую ПМПК.

Ребенок направляется на комиссию  более высокого уровня в том случае, если:

  • ПМПк ДОу  не приходит к общему мнению;
  • родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОУ.

Общее заключение ПМПк ДОУ  передается в городскую ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.

4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на психолога, так как он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить усилия всех специалистов требует от психолога особых психотерапевтических навыков, умения создать деловую атмосферу в работе консилиума.

5. Реализация рекомендаций консилиума.

Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.В завершение этого этапа работы проводится

6. динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.

По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если:

•        отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;

  • были получены значительные изменения состояния ребенка;
  • произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.

7.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме.

9. Алгоритм работы ПМПк

  1. Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
  2. Информационный обмен специалистов ПМПк.
  3. Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
  4. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной
    работы (задачи).
  5. Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
  6. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
  7. Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
  8. Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
  9. Оформление документов.

                                                                                                           

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

Методические указания к организация заседаний ПМПк

Организация заседаний проводится в два этапа.

На первом (подготовительном) этапе осуществляется сбор предварительных диагностических данных (трудности общения, неадекватное поведение, низкая активность в игре, неуспешность, педагогическая трудность), которые будут уточнены и дифференцированы на заседании.

Способ «диагностический мозговой штурм»: собираются вместе все лица, задействованные в воспитании проблемного воспитанника. В ходе устного обсуждения, обмена мнениями заполняется каждая графа программы изучения личности воспитанника. Наблюдения, сделанные в ходе обсуждения, заносятся в диагностическую карту.

Способ «диагностическая цепочка»: диагностическая карта заполняется последовательно в письменной форме воспитателем группы, а затем экспертами - лицами, так или иначе знающими воспитанника.

Способ «диагностический монолог»: диагностическую карту заполняет один воспитатель (воспитатели группы) в том случае, если он глубоко и разносторонне осведомлен о воспитаннике и его проблемах.

На втором (основном) этапе проводится заседание комиссии, на которое приглашаются родители воспитанника. Процедурная схема заседания состоит из организационного момента (заслушивание характеристики, ее дополнение ст. медсестрой, психологом, др. членами ПМПк), собеседования с родителями, постановки педагогического диагноза, обмена мнениями и предложениями по коррекции поведения воспитанника, выработки рекомендаций. Обсуждение одного воспитанника длится в среднем один час.

Подготавливая заседание, важно правильно распределить главные роли: ведущего заседание консилиума в организационном плане, то есть осуществляющего режиссуру заседания, и ведущего непосредственно диагностическое собеседование с воспитанниками и родителями. Жестко закреплять эти обязанности за каким-то членом комиссии не стоит. Все зависит от личных возможностей педагогов, вошедших в  состав комиссии.

В обязанности режиссера заседания входит следующее: открыть заседание комиссии, создать условия для обмена мнениями, для взаимодействия и полноценного общения всех участников совещания, суммировать мнения и предложения по воспитанию ребенка. Для выполнения этих обязанностей необходимо обладать организационно-коммуникативными способностями и опытом проведения совещаний. С позиции этих требований в данной роли может выступать председатель консилиума или педагог, имеющий вышеназванные умения и навыки .

К педагогу, ведущему заседание, предъявляются наиболее жесткие специальные требования: он должен обладать высокой личной психолого-педагогической культурой, психологической зоркостью, владеть техникой педагогического общения. Желательно, чтобы диагност  хорошо знал внутрисадовые  проблемы, происшествия, особенности группы,  которою  посещает проблемный воспитанник, стиль работы воспитателей группы, самого воспитанника. .

Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника

Заседание начинается с заслушивания характеристики на воспитанника, которую дает воспитатель группы в присутствии приглашенных родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье воспитанника, которые,  сообщает медсестра ДОУ,  и уточняют родители.

Затем проводится собеседование с родителями. Его цель - выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности, подключить родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка. Методика собеседования с родителями состоит из трех этапов:

 Первые два этапа - контактный и аналитический - осуществляются до беседы с ребенком.    

 Третий этап - совместной выработки решений - осуществляется после беседы с ребенком.

На первом (контактном) этапе ведущий беседу должен снять барьер общения, вызвать готовность родителей к взаимодействию с педагогами консилиума. Сделать это непросто, ведь, как правило, родители уже имели сложную предысторию взаимоотношений с воспитателями группы и часто находятся в оппозиции к ДОУ. Само ожидание публичного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка вызывают напряженность, настороженность, готовность к борьбе, противостоянию. Для достижения согласия сторон можно рекомендовать следующие методические приемы.

Прием «нейтральная платформа».

Беседа с родителями начинается не с обсуждения результатов их деятельности по воспитанию ребенка, а с темы, по которой у родителей и членов комиссии не должно быть разногласий, например о сложности воспитания в современных условиях. Педагог, ведущий собеседование, должен избегать оценочных суждений.

Расположение к общению, начинающее возникать у родителей, закрепляется и развивается следующим приемом - «значительное лицо». Суть его в том, что ведущий предоставляет возможность родителям показать себя с лучшей стороны, поделиться примерами своих педагогических удач, своим представлением о том, каким должно быть идеальное воспитание, о целях воспитания.  Ведущий   беседу принимает все то лучшее, что родители сообщат о себе как о воспитателях. Состоявшийся обмен информацией позволяет почувствовать себя значимым лицом, готовым на равных с педагогами обсуждать проблемы воспитания.

Беседа переходит на второй этап, аналитический, на котором необходимо разобраться в особенностях и проблемах семейного воспитания, определить влияние семьи на отклонения в поведении воспитанника.

Но нередко у родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей, отсутствует личностное отношение как к своему ребенку, так и другим детям. Личностные особенности собственных детей ими плохо осмысливаются и переживаются, они не умеют и не хотят отождествлять себя с ребенком. Поэтому ведущему комиссии необходимо добиться состояния психологической подключенности родителей к обсуждению проблем, побудить их вспомнить свое детство. Представить себя на месте ребенка, погрузиться в атмосферу детских переживаний с помощью таких речевых формул: «Вспомните себя в детстве... Разве Вам самим в этом возрасте... Наверное, Вы через это прошли в свое время... У Вас в семье как эти вопросы решались?».

Совместное обсуждение педагогов и родителей должно касаться следующих вопросов:

  • поведение ребенка в семье (что положительного вы можете сказать о своем ребенке? Чем хорошим он отличается в семье? Помогает ли по ведению домашнего хозяйства? Каковы взаимоотношения с ребенком? Испытывает ли он уважение и доверие к отцу, матери? В чем трудности воспитания ребенка в семье? Как Вы пытались их преодолеть?);
  • отношение «родители - ДОУ» (знают ли родители о поведении ребенка в ДОУ? О сложившейся конфликтной ситуации, проступке? Как ребенок объяснил свои действия родителям? Как родители могут объяснить действия ребенка, в чем видят причины, мотивы, смягчающие обстоятельства? В чем родители не согласны с воспитателем группы?;
  • осведомленность родителей о собственном ребенке (знают ли родители и как помогают реализовать интересы, увлечения, желания ребенка?)
  • На третьем этапе (уже после собеседования с ребенком) совместно с родителями вырабатываются решения по дальнейшей воспитательной тактике в семье. Они состоят из конкретных действий по исправлению, выходу из сложившейся ситуации, а также из рекомендаций долговременного, стратегического характера, направленных на повышение педагогической культуры родителей, активизацию родительской позиции, совершенствование личного нравственного облика.
  • Так, конфликтной семье необходимо доказать ценность ребенка, разъяснить важность его проблем, переориентировать родителей с себя на интересы ребенка, дать рекомендации по изменению эмоционального климата в семье.
  • Для асоциальной семьи (где родители ведут явно аморальный образ жизни) целесообразны рекомендации нравственно-предупредительного характера. Они нацелены на оздоровление нравственной обстановки в семье, на улучшение образа жизни, предупреждают о возможных правовых санкциях по отношению к данной семье.
  • Педагогически некомпетентные родители (благополучные нравственно и эмоционально, но допускающие ошибки в воспитании) нуждаются в том, чтобы им доступно и тактично объяснили суть их ошибок, таких как авторитарность, гиперопека, непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, одностороннее женское влияние и т. п.
  • После анализа ошибок родителям даются рекомендации по их устранению.

Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк:

        

№ п.п

Критерии

Основания

1

Семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет

Медицинская карта воспитанника

2

Замещающие семьи (опекунские, патронатные, приемные)

Справка о статусе несовершеннолетнего (ребенок-сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей)

3

Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания

Результаты наблюдения воспитателя (педагога) за процессом общения ребенка и родителей утром и вечером

4

Семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

Результаты психолого-педагогической диагностики ребенка

5

Неблагополучные семьи:

Один из родителей злоупотребляет алкоголем,

В семье частые ссоры, скандалы, конфликты, нарушающие условия договора с ДОУ (родители систематически поздно забирают ребенка из ДОУ, приходят за ним в нетрезвом состоянии, эпизодически одевают ребенка не по сезону и/или в грязную одежду).

Докладная воспитателя на имя заведующего ДОУ о нарушении условий договора с ДОУ родителями несовершеннолетнего

Заключение на дошкольника – выписка из протокола

заседаний психолого-медико-педагогической

консилиума ДОУ

Ф. И. ребенка _________________________________________ Дата рождения_____________________

ДОУ                _______________________________Группа ___________________________________

Дата обследования _______________________________________________________________________________

Причины направления на ПМПк :

Жалобы родителей________________________________________________________________________________

Мнение  воспитателей :_____________________________________________________________________________  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:

Председатель ПМПк :_____________(______________________)

Члены ПМПк:____________________(______________________)

                        ____________________(______________________)

                        ____________________(______________________)
                       ____________________(______________________)
                       ____________________(______________________)


Литература:

     1.Инструктивное  письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от    

        27.03.2000 г. 

.

  1. В.В. Лебединский.  «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.
  2.  Г.Грибанова. "Школьный психолог"  N 26/2002.
  3. Нам А.Б. Система психолого-медико-педагогических консилиумов как продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по комплексному сопровождению ребенка//Администратор образования (ОвД).-2008.- №15..
  4.  О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....