Выступление на методическом семинаре по теме "Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы"
материал
Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppk_sotsialnyy_pedagog.docx | 13.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы
методический семинар
МОУ «С(К)ОШ № 15»
ППк- важная структура в школе, призванная формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями.
Деятельность социального педагога в составе ППк очень неоднородна. Как социальный педагог этот специалист выясняет у родителей социальный статус семьи, описывает условия проживания ребенка, тип семьи (приемная, опекунская и т.п.) и ее состав. В своем представлении необходимого для представления на городскую ПМПК, я делаю вывод о благополучии или неблагополучии семьи в целом, о социальном статусе семьи, описываю условия проживания ребенка, тип семьи (приемная, опекунская и т.п.) и ее состав.
Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. Получая сведения, я постепенно заполняю определённые анкеты, представления, провожу мониторинги на обучающихся, в последствии которых формируется заключение с выводами по критериям, предлагается одна из форм социального представления на обучающегося, в которой отражаются результаты обследования ребенка и содержат критерии обобщенной характеристики структуры его социопсихологического развития.
Социальные проблемы:
Проблемы, связанные с положением ребенка в семье.
Проблемы, связанные с дезадаптацией ребенка в социальной среде.
Проблемы, связанные с девиантным поведением.
Проблемы, связанные с конфликтами и нездоровым морально-психологическим климатом в семье, школе.
Основная социальная цель деятельности ППк – помочь ПМПК правильно определить программу обучения и воспитания особого ребенка, а детям и их родителям справляться с трудностями, живя в обычных условиях в окружении своих родных и близких.
Для специалистов ППк важнейшей задачей является установить при каких условиях ребенок с ОВЗ сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.
Особое значение в новых условиях деятельности ППк приобретает деятельность социального педагога, который оказывает социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Цель деятельности социального педагога: содействие созданию благоприятных условий, максимально обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве
Задачи социального педагога ППк
- своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации;
- диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса;
- профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами;
- оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательного процесса;
- обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса;
- контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией;
- анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей.
Основные направления деятельности социального педагога ППк
•Изучение особенностей социальной среды, составление прогноза влияния её на развитие ребенка, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы.
•Проектирование социально-педагогической деятельности, определение участников и условий реализации проекта.
•Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы.
•Защита прав клиента.
•Связующее звено между клиентом и социальными службами, педагогическим коллективом школы, государственными учреждениями, общественными организациями.
•Социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.
•Содействие клиенту в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Методы деятельности социального педагога ППк: изучение документации, беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов деятельности.
Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
•способность к самообслуживанию;
•способность к самостоятельному передвижению;
•способность к ориентации;
•способность к общению;
•способность контролировать свое поведение;
•способность к обучению;
•способность к трудовой деятельности.
Примерные формулировки заключений социального педагога
Социальный статус ребёнка:
ребенок-инвалид; ребенок-сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах); ребенок злоупотребляет ПАВ; ребенок состоит на учете в КДН; ребенок совершает правонарушения.
Социальный статус семьи семья полная/неполная; приемная семья; опекаемая семья; многодетная; малообеспеченная; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации; социально благополучная/неблагополучная
Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребенка
Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка.
Хочу немного остановиться на том, как вам, как классным руководителям, надо правильно составлять характеристику на ребёнка, рассматриваемого на медико-педагогической комиссии.
Сведения о ребенке предоставляют все участники образовательного процесса, составитель характеристики - классный руководитель, ответственный за достоверность, полноту и качество сведений несет директор образовательного учреждения (характеристика без подписи директора и печати образовательного учреждения, выдаваемая для других учреждений, недействительна).
Характеристика пишется не как анкета (вопрос-ответ), а материалы излагаются, исходя из особенностей ребенка. Если характеристика пишется повторно, через определенное время, обязательно укажите изменения. От содержания характеристики часто зависит будущее ребенка (например, характеристика для медико-социальной экспертизы - возможность определения инвалидности, - правильный, успешный образовательный маршрут ребенка и так далее). Поэтому, отнеситесь к написанию характеристики ответственно и добросовестно.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены:
•комплексная диагностика;
• социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении;
•социально-трудовая адаптация и интеграция в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...
Выступление по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение в школе".
Презентация-сообщение для педагогов и родителей о направлениях, формах, видах работы психолога с детьми в школе....
Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»
laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...
Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"
Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...
Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...
Семинар для педагогов «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения» (в том числе с ЗПР)
Семинар для педагогов«Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения»(в том числе с ЗПР)...