Урок русского языка в 11 классе: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку (11 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_11_klass.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 11 классе
Учителя русского языка и литературы Калимуллиной Г.З.
ГБОУ СОШ № 62 выборгского района СПб.
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Тема: Урок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения".
Цели:
- обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
- закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ
- познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ;
формировать самостоятельность, сообразительность.
Ход урока
I.Организация урока.
Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается .
II.Словарная работа.
Сегодня мы с вами повторим слова-паронимы. Какие слова мы называем паронимами?
(П а р о н и м ы (от греческих корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.
Дельный – деловой – деловитый. Дельный – человек, совет, предложение; Деловой – 1) связанный с делом, с работой, 2) знающий, опытный в делах (деловая встреча, связи, письмо); деловитый – умелый, толковый, предприимчивый (деловитая походка,вид, манера).
Костный – костяной. Костный - добываемый из костей (мука, ткань); костяной – сделанный из кости (пуговицы, фигура).
Деревянный – древесный. Деревянный – сделанный из дерева (дом, игрушки); древесный – добываемый из дерева (древесный уголь).
Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
* Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).
Воспитательный * — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система);воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).
*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).
* Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность);выборочный — частичный (выборочная проверка)
Составьте по два предложения с данными словами.
Такие слова встретятся нам на ЕГЭ при выполнении задания 5
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
- 1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.
- 2.Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
- 3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе
- 4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
- 1.Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
- 2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..
- 3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
- 4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях
Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Почему здесь поставлена запятая?
- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)
- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? (задания 15, 16, 17, при работе с текстом в части С).
- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений).
- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)
Назовите основные типы сочинительных союзов - соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).
- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.
III. Освоение предметного содержания.
- Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).
- Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. - Прочитайте про себя §, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебника. Еще раз посмотрите схемы, правила.
- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.
- Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное – да, все схемы есть. Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в 15, 16, 17 ЗАДАНИЯХ. Поэтому потренируемся по сборнику заданий ЕГЭ (стр.124)
Ученик делает вывод об однородных членах предложения (по вопросам):
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
- Зависят ли они друг от друга?
- На какой вопрос отвечают?
- Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
- Как ставятся знаки препинания?
- Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).
IV. Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в задании ЕГЭ.
Задание
Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).
- В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.
- В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни (показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.
- Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.
- Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия – пародия на нелогичную речь)
Вывод по уроку
Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
Презентация к уроку и технологическая карта...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Урок русского языка в 5 классе Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Урок "Лучик света-доброта". Задачи: закрепить знания об условиях однородности членов предложения; воспитывать способность совершать добрые дела...