Рабочая учебная программа по русскому языку для занятий ДОУ (дополнительные образовательные услуги)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа. Тема программы «Учись учиться: русский язык». Направленность программы: подготовка к итоговой аттестации по русскому языку.
Возраст обучающихся: 10-11 класс
Срок реализации программы: 2 года (36+24 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_11pk-21pk_1.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________2016 г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалиина В.Л. Поляков________ «___»_____________________2016 г. |
Дополнительная образовательная программа
ТЕМА ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК»
Направленность программы: подготовка к итоговой аттестации
по русскому языку.
Возраст обучающихся: 10-11 класс
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель программы:
Безина Е. Д. преподаватель русского языка и литературы
Москва – 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Общая характеристика программы)
Предлагаемый подготовительный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 60 часов: 36 часов (1 курс) + 24часа (2 курс).
Актуальность данной программы состоит в том, что она знакомит с
содержанием экзамена по русскому языку в новой форме (ЕГЭ), который отличается от традиционного экзамена по формату и тестируемым навыкам. Введение единого государственного экзамена по русскому языку с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников заставило пересмотреть программу обучения учащихся старших классов, обратив особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о лингвистике как науке; знаний признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Необходимость программы заключается в том, что ее освоение
поможет учащемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, наметит приоритеты подготовки к ЕГЭ в 10-11 классе.
Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько учащиеся будут к нему подготовлены. Минимальное количество недельных часов (3 часа) не позволяют провести эффективную подготовку к экзамену на уроках русского языка: повторить и закрепить материал, изученный в 5-9 классах. Данный же курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, совершенствование письменной речевой культуры и формирует стабильные навыки владения правилами орфографии и пунктуации.
Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры
устной и письменной речи.
Цель и задачи программы
Цель программы – обеспечить эффективную подготовку учащихся 1-2 курса профессии «Повар, кондитер» к прохождению итоговой аттестации по русскому языку; сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий; развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий; … (с обязательным отражением развивающей, обучающей и воспитательной составляющих)
Задачи программы:
1 год обучения.
задачи в обучении:
- закрепить знания учащихся в разделах орфографии и пунктуации;
- познакомить с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях
задачи в развитии:
1. развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения
грамматическими нормами русского языка;
2. развивать творческие способности учащихся в процессе анализа текста и создания
собственной творческой работы;
задачи в воспитании:
1. Воспитывать школьника- патриота, представляющего русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность;
воспитывать бережное отношение к слову.
2 год обучения.
задачи в обучении:
- обобщить знания о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности …
задачи в развитии:
- развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся;
- развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений;
задачи в воспитании:
- воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
- воспитывать стремление к борьбе за чистоту русского языка.
Отличительные особенности (новизна) программы заключается в том, что она, во-первых, учит детей писать не простое, всем известное стандартное сочинение, в котором необходимо было показать знание текста произведения и минимально попытаться его проанализировать (то есть, ответить на вопрос, ПОЧЕМУ так герой поступил или так автор написал). Данная программа учит проявлять собственный стиль работы, грамотными тезисами точно выражать собственные взгляды на проблему, поднятую в данной теме, учит уметь давать субъективную оценку происходящим в стране событиям и уметь грамотно проводить сравнительно-сопоставительный анализ ситуации современной жизни с ситуацией из художественного произведения.
Категория обучающихся по программе: возраст учащихся (дополнительно могут быть указаны социальные или психо-физиологические особенности учащихся)
Срок реализации программы: 2 года. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 30 учебных недель (по 2 часа в неделю). Количество учебных часов – 60 ч: (36ч + 24ч).
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная;
–групповая (занятия проводятся в одновозрастных, численный состав группы – 25 человек)
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
- типы речи и функциональные стили;
- речевые ситуации и их компоненты;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- правописания слов на разных языковых уровнях
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– создание текстов разных стилей и типов;
- применение в практике письма современных орфографических и пунктуационных
нормы;
- создание письменных текстов типа эссе и сочинений – рассуждений.
По окончании программы:
Программные требования к уровню развития:
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического
стиля;
- овладеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с заданиями самостоятельно (без помощи
учителя), понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.…
Метапредметные результаты:
– дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой
и культуроведческой компетенций ;
- программа базируется на концепции профильного обучения, она
повышает речевую и письменную грамотность, социальную
активность учащихся.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и режим контроля:
– входной контроль (первое занятие, диктант, тест);
– текущий контроль (тестирование, анализ текста, сочинение
миниатюра, ;
взаимопроверка, самопроверка);
– промежуточный контроль (фронтальный письменный опрос; словарный диктант; творческая работа; диктант с взаимопроверкой; ошибочный диктант с самопроверкой );
– итоговый контроль (сочинение на экзаменационную тему)
Формы подведения итогов реализации программы: написание сочинения-рассуждения на одну из пяти экзаменационных тем (по выбору учащегося) .
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Стартовый контроль: диктант, тест |
2 | Правописание корней | 6 | - | 6 | Фронтальный письменный опрос |
2.1 | гласные в корне | 2 | - | 2 | |
2.2 | корни с чередованием | 2 | - | 2 | |
2.3 | согласные в корне | 2 | - | 2 | |
3 | Правописание приставок | 2 | - | 2 | Словарный диктант |
4 | Правописание суффиксов разных частей речи | 6 | - | 6 | Творческая работа |
4.1 | существительных | 2 | - | 2 | |
4.2 | прилагательных | 2 | - | 2 | |
4.3 | глаголов, причастий | 2 | - | 2 | |
5 | Правописание окончаний разных частей речи | 2 | - | 2 | Диктант с взаимопроверкой |
6 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | 2 | - | 2 | Тест |
7 | Некоторые правила орфографии | 4 | 2 | 2 | Ошибочный диктант с самопроверкой |
7.1 | Прописная и строчная буквы | 2 | 1 | 1 | |
7.2 | Буквы 0-Ё после шипящих | 2 | 1 | 1 | |
8 | Правила пунктуации | 10 | 4 | 6 | Фронтальный письменный опрос |
8.1 | Пунктуация при речевых оборотах | 2 | 1 | 1 | |
8.2 | Пунктуация в сложносочинённом предложении | 2 | - | 2 | |
8.3 | Пунктуация в сложноподчинённом предложении | 2 | 1 | 1 | |
8.4 | Пунктуация в бессоюзном сложном предложении | 2 | 1 | 1 | |
8.5 | Оформление прямой речи и цитат | 2 | 1 | 1 | |
9 | Итоговая работа. | 2 | - | 2 | Диктант, тест |
Итого: | 36 | 7 | 29 | ||
1 | Введение. | 2 | - | 2 | Изложение |
2 | Микротема в изложении. | 2 | - | 2 | Творческая работа |
3 | Приёмы компрессии в изложении | 8 | 3 | 5 | Изложение |
3.1 | Приём «Исключение». | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Приём «Обобщение». | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Приём «Упрощение». | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Практическая работа. | 2 | - | 2 | |
4 | Экзаменационное сочинение | 16 | Сочинение | ||
4.1 | Сочинение-рассуждение (эссе): структура. Тезисы. | 4 | 2 | 2 | |
4.2 | Тезис и аргументы сочинения на лингвистическую тему. | 4 | 2 | 2 | |
4.3 | Заключение в сочинении на лингвистическую тему. | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Сочинение-рассуждение по тексту: структура, тезисы, аргументы. | 2 | 1 | 1 | |
4.5 | Заключение в сочинении-рассуждении. | 2 | - | 2 | |
4.6 | Сочинение на экзаменационную тему. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 24 | 9 | 15 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 30 учебных недель;
– одну учебную группу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(Содержание учебно-тематического плана)
1-й год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: 1.Вводное занятие знакомит детей с задачами курса и структурой работы. Дети должны понимать основные функции языка. На вступительных занятиях они получают общее представление о компетенциях.
Практика: диктант, тест.
Тема 2. Правописание корней.
Теория: орфограммы в корне слова. правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне; роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова; правописание гласных в корне: безударные проверяемые/ непроверяемые; правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); группы корней с чередованием гласных.
Практика: решение тестов.
Тема 3. Правописание приставок.
Теория: орфограммы в приставках; правописание приставок на з/с - фонетический принцип; правописание приставок пре-/при-
Практика: выполнение упражнений
Тема 4. Правописание суффиксов разных частей речи
Теория: Правописание суффиксов; орфограммы в суффиксах; написание суффиксов имён существительных -ник-, -изн-, -есть-, -ость-; -различение суффиксов -чик- и -щик-; -суффиксы -ек-, -ик-, -ец-, -иц-;
-написание суффиксов имён прилагательных -лив-, -чив-, -чат- и др.; -написание суффиксов глаголов -и-, -е-, -а-, -ться-, -тся-, -ети-, -ити-; -правописание причастий настоящего и прошедшего времени; -правописание полных и кратких причастий.
Практика: Тест: «Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич.»
Тема 5. Правописание окончаний разных частей речи.
Теория: Правописание окончаний: глаголов, имен сущ. и прил., прич; система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи; различение окончаний -еи-мв именах существительных; буква «е» или «и» в окончании глагола
Практика: Тест : «Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих.»
Тема 6. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Теория: правила слитного, раздельного и дефисного правописания слов разных частей речи. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи; -различение приставки ни- и слова «ни» (частица, союз); -грамматико-орфографическое отличие приставки и предлога; слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях; особенности написания производных предлогов «чтобы», «также», «тоже», «зато» и др.
Практика: словарный диктант.
Тема 7. Некоторые правила орфографии
Теория: правила правописания прописной и строчной буквы., а также букв О-Ё после шипящих в словах разных частей речи.
Практика: отработка навыков у доски, устный фронтальный опрос, диктант повышенной сложности (О-Ё).
Тема 8. Правила пунктуации.
8.1 Пунктуация при речевых оборотах.
Теория: Углублению знаний посвящена тема «Осложненное предложение»: определение однородных членов предложения, вводных слов и предложений, обращений; знаки препинания при них..
Практика: Практическая работа по подготовке письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала, определение типа и стиля речи
8.2 Пунктуация в сложносочинённом предложении
Теория: тема «ССП» предполагает знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в ССП
Практика: В практической работе отрабатывается навык постановки запятых, тире и двоеточия в простом и сложном предложении.
8.3 Пунктуация в сложноподчинённом предложении
Теория: знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в ССП.
Практика: в практической работе отрабатывается навык постановки запятых, тире и двоеточия в простом и сложном предложении
8.4 Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Теория: знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в БСП; условия выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении
Практика: решение тестовых заданий по материалам ЕГЭ.
8.5 Оформление прямой речи и цитат.
Теория: правила постановки кавычек, запятых и тире в предложениях с прямой речью и диалогах (если слова автора стоят в начале, середине и конце предложения).
Практика: фронтальный письменный опрос и выполнение упражнений.
2-й год обучения.
Тема 1. Введение.
1. Вводное занятие
Теория: постановка задач обучения;
Практика: диктант, тест.
Тема 2. Микротема в изложении.
Теория: : 1. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений. 2. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.
Практика: Работа с текстом: границы микротем, определение темы.
Тема 3 (3.1 – 3.4). Приёмы компрессии в изложении.
Теория: Основные приёмы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. Требования к знаниям и умениям: - знать основные термины речеведения; -уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; - уметь правильно воспринимать авторский замысел; - уметь вычленять главное в информации; - уметь сокращать текст разными способами; - уметь точно и лаконично излагать содержание текста; - уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Практика: Работа с фрагментами текста; Написание сжатого изложения.
Тема 4 (4.1 - 4.5). Сочинение-рассуждение.
Теория: 1. Структура сочинения на лингвистическую тему. 2. Критерии оценки задания. 3. Тезис сочинения на лингвистическую тему. 4. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. 5. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. 6. Структура сочинения-рассуждения по тексту. 7. Критерии оценки задания С 2. 8. Тезис сочинения-рассуждения. 9. Аргументы в сочинении-рассуждении. 10. Заключение в сочинении-рассуждении.
Практика: написание сочинения-рассуждения по тексту.
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: помещение должно быть оформлено в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
Требования к мебели: школьные парты и стулья, соответствующие данной возрастной категории детей.
Требования к оборудованию учебного процесса: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Требования к оснащению учебного процесса: таблицы, плакаты, карточки с заданиями (раздаточным материалом), рабочие тетради, папки для хранения письменных работ учащихся, учебники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы:
- В.Ф. Греков «Пособие для занятий по русскому языку», М.: «Просвещение», 2008
- Н.А. Герасименко «Русский язык», М.: «Академия», 2011 г.
- Н.Б. Самсонов «Правила русского правописания в двух таблицах», М: «Яхтсмен», 1996 г.
- T.A. Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом», М.: «Просвещение», 2004 г.
- Н.Н. Соловьёва «Карточки по русскому языку», М.: Материк-Альфа, 2001 г
6. Н.Н. Соловьёва «Русский язык Тетрадь», М.: Материк-Альфа, 2005 г.
7. О.Д. Ушакова «Говори правильно», С-Петербург, Изд.дом «Литера», 2007 г.
8. Л.И. Пучкова Сборник тестовых заданий, «Интеллект-центр», 2010 г.
Список литературы для педагога:
- Н. В. Адамчик «Самый полный курс русского языка». – Минск, «Харвест», 2007г.
- А. И. Власенков и пр. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». – М. «Просвещение», 2007г.
- Н. В. Беляева «Итоговое сочинение: подготовка и контроль». – М. «Просвещение», 2016г.
- Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005
- . Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски. М.: Прометей, 2009 г
- Т.А.Кудинова.Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2004.
- .М.Пахнова.Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2002
- З.Ф.Ульченко.Диктанты с изменением текста. М. «Просвещение»,2000.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1.Балуш Т.В. Русский язык в таблицах: пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену/Т.В.Балуш. – Минск: ТетраСистемс, 2009.
2.Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом. Практическая фразеология. Беседы о русской стилистике и культуре речи. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. Н.М.Божко.-Волгоград: Учитель, 2007.
3. А.В. Леонова и др. «Сочинение? Легко! Перезагрузка 10-11 классы». – М. «Просвещение», 2015.
4. А. И. Власенков и пр. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». – М. «Просвещение», 2007г.
5. Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005
Интернет-сайты:
- 1Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр.—М.: Высш. шк., 2003 — 416с.
- http://yanko.lib.ru/books/language/ru/yanko.valgina_2003_416p_rasp_sl.hm
- Диктанты по русскому языку 10 класс. Справочная информационный интернет-портал «Русский язык для всех http://www.gramota.ru/
- Орфоэпический словарь русского языка on-line © 2008—2015 Orfoslova.dljatebja.ru http://orfoslova.dljatebja.ru/
- Портал «Российское образование» Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/69d1277e-dfb0-65fd-a6da
6baa91ee5c76/108636/?interface=themcol
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию // http://www.evartist.narod.ru
- СайтИнфоурок: http://infourok.ru/yazyk_i_rech._vidy_rechevoy_deyatelnosti.__rechevaya_situaciya_i_ee_komponenty._osnovnye-348315.htm Свидeтельство СМИ Эл. ФС77-60625
- Семенов А.В. Этимологический словарь http://evartist.narod.ru/text15/001.htm
- Тихонов. Н. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с. http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/
- Учебное пособие «Самый полный курс русского языка» Н.В.Адамчик , изд-во Минск Харвест: (см.: http://nashol.com/2012092767239/samii-polnii-kurs-russkogo-yazika-adamchik-n-v-2008.html
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с. https://slovari.yandex.ru/
- Электронный каталог библиотеки МГУПС (БЭС) Портал BOOK.RU www.book.ru(договор от 12.10.2011 № 2011/пр-382);
- Этимологические словари русского языка Шанского (ЭСРЯ) http://www.slovorod.ru/etym-shansky/
- www.gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста);
- www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»):
- .www. school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку и литературе
Эта программа была создана в соавторстве с преподавателем нашего техникума Кравченко Ириной Викторовной. Мы надеемся, что кому-нибудь может пригодиться наш творческий опыт....
Рабочая учебная программа по русскому языку
Рабочая учебная программа по русскому языку разработана в соавторстве с Кравченко И.В. на 78 часов. Может быть кому-нибудь поможет в создании собственной рабочей документации....
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой
Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой, Н.Г. Гольцовой 3 ступень
Рабочая учебная программа рассчитана на 1 недельный час (базовый уровень)...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...