рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой, Н.Г. Гольцовой 3 ступень
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая учебная программа рассчитана на 1 недельный час (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goltsova_1_chas.docx | 51.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).
Программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне. На изучение предмета в 10-11 классах отводится 70 часов (36 часов в 10 классе и 34 в 11 классе).
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Поэтому реализуются следующие задачи:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала блоками, что поможет обучающимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
Согласно требованиям национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта на уроках при изучении тем, уроках развития речи используются тексты коми авторов. Уроки НРК составляют 10% учебного времени.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 классов
В результате изучения курса русского языка обучающийся должен
знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• основные единицы и уровни языка;
• орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению.
Тематический план
для 10 класса (рассчитан на 36 часов - 1 час в неделю)
базовый уровень
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе лабораторных, контрольных, практических и других видов работ | |||
Кд | Кр | Рр | НРК | |||
1. | Введение. Слово о русском языке. | 1 | ||||
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 6 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | 1 | |||
4 | Морфемика и словообразование | 2 | ||||
5 | Морфология и орфография | 25 | ||||
5.1. | Орфография | 6 | 1 | |||
5.2. | Части речи. | 19 | ||||
Имя существительное | 2 | 1 | ||||
Имя прилагательное | 2 | 1 | ||||
Имя числительное | 2 | 1 | ||||
Местоимение | 1 | 1 | ||||
Глагол | 1 | 1 | ||||
Причастие | 1 | 1 | ||||
Деепричастие | 1 | 1 | ||||
Наречие | 1 | 1 | ||||
Слова категории состояния | 2 | 1 | ||||
Служебные части речи | 5 | 1 | 1 | |||
Междометие | 1 | |||||
Итого | 36 | 3 | 1 | 8 | 4 |
Поурочное планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
Слово о русском языке. | 1 | |
2. | Лексика. Фразеология. Лексикография | 6 |
Слово и его значение. Однозначность и многозначность. | 1 | |
НРК1 Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | |
Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. | 1 | |
Происхождение лексики современного русского языка. | 1 | |
РР1 Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | |
Кд1 Контрольный диктант. | 1 | |
3. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 |
Фонетический разбор слова. Чередование звуков. | ||
РР2 Орфоэпические нормы современного русского языка. | ||
4. | Морфемика. Словообразование. | 2 |
Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | |
Словообразовательный разбор слова. Формообразование. | 1 | |
5. | Морфология. Орфография | 25 |
5.1. | Орфография | 6 |
Принципы русской орфографии. | 1 | |
Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | |
Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | |
Правописание приставок. | 1 | |
Гласные Ы-И после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | |
Кд2 Контрольный диктант с творческим заданием. | 1 | |
5.2. | Части речи | 19 |
5.2.1. | Имя существительное | 2 |
РР3 Правописание падежных окончаний существительных. Морфологические нормы. | 1 | |
Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных существительных. | 1 | |
5.2.2. | Имя прилагательное | 2 |
РР4 Правописание окончаний прилагательных. Морфологические нормы. | 1 | |
Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных существительных и прилагательных. | 1 | |
5.2.3. | Имя числительное | 2 |
Морфологический разбор числительных. Склонение числительных. | 1 | |
РР5 Употребление числительных в речи. Морфологические нормы. | 1 | |
5.2.4. | Местоимение | 1 |
РР6 Правописание местоимений. Морфологические нормы. | 1 | |
5.2.5. | Глагол | 1 |
НРК2 Правописание глаголов. Морфологические нормы. | 1 | |
5.2.6. | Причастие | 1 |
РР7 Правописание причастий. Морфологические нормы. | 1 | |
5.2.7. | Деепричастие | 1 |
НРК3 Морфологический разбор деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. | 1 | |
5.2.8. | Наречие | 1 |
РР8 Правописание наречий. Морфологические нормы. | 1 | |
5.2.9. | Слова категории состояния | 2 |
Слова категории состояния. | 1 | |
Кд3 Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 | |
5.2.10. | Служебные части речи | 5 |
НРК4 Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | 1 | |
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 1 | |
Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 2 | |
КР1 Итоговая контрольная работа. | 1 | |
5.2.11. | Междометие | 1 |
Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. | 1 | |
Всего | 36 |
Тематический план
для 11 класса (рассчитан на 34 часа - 1 час в неделю)
базовый уровень
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе лабораторных, практических и других видов работ | |||
КД | КР | РР | НРК | |||
1 | Синтаксис и пунктуация | 28 | 2 | 3 | 3 | |
2 | Культура речи. Стилистика. | 3 | 3 | |||
3 | Обобщение изученного | 3 | ||||
Итого | 34 | 2 | 3 | 3 | 3 |
11 класс
№ урока | Тема урока | Количество Часов |
1. | Синтаксис и пунктуация | 28 |
Основные принципы русской пунктуации. | 1 | |
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. | 1 | |
Кд1 Контрольный диктант. | 1 | |
Предложение как синтаксическая единица. | 1 | |
Тире в простом предложении. | 1 | |
Предложения с однородными членами. | 1 | |
Знаки препинания при однородных членах. | 1 | |
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. | 1 | |
Обособленные и необособленные определения. | 1 | |
Обособленные приложения. | 1 | |
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. | 1 | |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | |
Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 | |
Кр1-3 Пробная экзаменационная работа (в форме и по материалам ЕГЭ) | 3 | |
| 2 | |
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
НРК1 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сложное синтаксическое целое и абзац. | 1 | |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при диалоге и прямой речи. | 1 | |
Знаки препинания при цитатах. | 1 | |
НРК2 Сочетание знаков препинания. | 1 | |
НРК3 Авторская пунктуация. | 1 | |
Кд2 Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |
2. | Культура речи. Стилистика. | 3 |
РР1 Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. | 1 | |
РР2 Функциональные стили речи. История русского языкознания. | 1 | |
РР3 Анализ текста. | 1 | |
3. | Обобщение изученного. | 3 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | |
Лексика. Фразеология. | 1 | |
Морфология. Орфография. Решение тестовых задач. | 1 | |
Всего | 34 |
Перечень обязательных практических, контрольных работ
10 класс
1. Входной диктант с лексико-грамматическим заданием
2. Контрольный диктант с творческим заданием
3. Контрольный диктант по теме «Части речи»
4. Итоговая контрольная работа
Перечень обязательных практических, контрольных работ
11 класс
- Контрольный диктант.
- Контрольная работа (в формате ЕГЭ).
- Контрольный диктант «Синтаксис и пунктуация».
Требования к уровню подготовки
обучающихся по русскому языку за курс Х класса
Обучающиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 10 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов;
- правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами;
- создавать тексты разных стилей и типов речи; составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи;
- писать сочинения публицистического характера;
- писать заявление, автобиографию;
- уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- уметь участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.
Требования к уровню подготовки
обучающихся по русскому языку за курс ХI класса.
По окончании 11 класса обучающиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;
- выявлять подтекст;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
- уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- уметь участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ обучающихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте | |||
слов (самостоятельных и служебных) | орфограмм | пунктограмм | слов с непроверяемыми орфограммами | ||
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 | 15-20 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 | 25-30 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 | 30-35 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 | 35-40 |
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если обучающийся не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для | |
подробного изложения | классного сочинения | |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных обучающимся ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Список литературы для обучающихся
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010
3. Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскмо, 2012
4. Единый государственный экзамен 2012: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 8 кл. (программа под редакцией С.И.Львовой)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение и др....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (программа С.И. Львова)
Рабочая программа по русскому языку...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой
Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (С.И. Львова).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с• законом «Об образовании в Российской Федерации»;• государственным стандартом общего образования 2004 г. (станд...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (С.И. Львова).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с· законом «Об образовании в Российской Федерации»;· государственным стандартом общего об...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по УМК Львовой С.И.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по УМК Львовой С.И....