Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Учебник: Учебник русского языка 7 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._pr._russkiy_7a_klass.docx | 76.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________ Котова А.М. протокол № ________ «29» августа 2016 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________Чудаева Е.В. «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Гулькина Е.В. «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для основного общего уровня образования
на 2016-2017 учебный год
Класс: 7 «а» и «б»
Разработчик программы: учитель русского языка илитературы, Тимофеева М.В.
г. Инсар
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- Программы Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008.
Учебник:
- Учебник русского языка 7 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Издательство «Просвещение», Москва, 2009 и последующие издания.
Дополнительная литература:
- «Уроки русского языка в 7 классе» автор: Богданова Г.А., Москва, «Просвещение», 2009.
Школьное образование ставит следующие цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели программы:
- познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными
частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Основные задачи:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Межпредметные связи: При работе используются темы:
по литературе: «Стили литературного языка»
по изобразительному искусству: «Рассказ по картине»;
по экологии: сочинение «Люби и охраняй родную природу»
Формы организации учебного процесса: диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа.
Место курса «Русский язык» в учебном плане школы
На изучение учебного курса русского языка в 7 а классе отводится 4 часа в неделю.
Курс рассчитан на 140 ч - (35 учебных недель)
Количество часов в 1-й четверти - 36
Количество часов во 2-й четверти - 28
Количество часов в 3-й четверти -40
Количество часов в 4-й четверти - 36
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные методы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий
Содержание учебного предмета
Русский язык как развивающееся явление |
Повторение изученного в V-VI классах. |
Причастие как часть речи |
Публицистический стиль. |
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Причастный оборот. |
Знаки препинания при причастном обороте. |
Описание внешности человека. |
Действительные и страдательные причастия. |
Краткие страдательные причастия. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
Действительные причастия прошедшего времени. |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. |
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. |
Художественное описание портрета литературного героя. |
Морфологический разбор причастий. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание НЕ с деепричастиями. |
Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. |
Морфологический разбор деепричастий. |
Наречие как часть речи. |
Смысловые группы наречий. |
Степени сравнения наречий. |
Морфологический разбор наречий. |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. |
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий |
Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е |
Описание действия. |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- |
Дефис между частями слова в наречиях. |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Категория состояния как часть речи. |
Сжатое изложение с описанием состояния природы |
Морфологический разбор категории состояния. |
Сочинение на лингвистическую тему. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Предлог как часть речи. |
Употребление предлогов. |
Непроизводные и производные предлоги. |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. |
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Союз как часть речи. |
Союзы простые и составные. |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. |
Сочинительные союзы. |
Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном. |
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. |
Понятие о частице |
Формообразующие частицы. |
Смысловые частицы |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
Морфологический разбор частиц |
Отрицательные частицы. |
Различение НЕ- и НИ- |
Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи. |
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-. |
Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. |
Междометие. Знаки препинания при междометиях. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАССА
I.Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI I класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По развитию речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения
(на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Кол-во уроков | Кол-во контроля |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | - |
2 | Повторение изученного в 6-7 классах | 9 | 8 | 1 |
3 | Причастие | 32 | 30 | 3 |
4 | Деепричастие | 12 | 9 | 2 |
5 | Наречие | 22 | 19 | 1 |
6 | Категория состояния | 5 | 3 | 1 |
7 | Предлог | 10 | 9 | - |
8 | Союз | 13 | 12 | 1 |
9 | Частица | 18 | 17 | 1 |
10 | Самостоятельные и служебные части речи | 2 | 1 | - |
11 | Междометие | 2 | 2 | - |
12 | Повторение изученного в 7 классе | 14 | 12 | 3 |
Всего | 140 | 123 | 13 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 36ч | 3 | Входная диагностика | 1 |
Р. Контрольное изложение «Детство» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | ||
II Четверть 28ч | 3 | Тест по теме «Причастие» | 1 |
Р. Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | ||
III четверть 40 | 3 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 |
Р. Контрольное изложение «Обыкновенная земля» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме « Предлог. Союз» | 1 | ||
IV четверть 36 | 4 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 |
Р. Контрольное сочинение «Удивительное рядом» | 1 | ||
Итоговый контрольный диктант «Обобщение и систематизация изученного в 7 классе». | 1 | ||
Итоговый тест «Обобщение и систематизация изученного в 7 классе». | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | Факт | План | |
1 четверть (36ч.) | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского народа, русской нации | |||
Повторение изученного в V-VI классах | 9 р/р-2 | |||||
2 | Повторение изученного в V-VI классах. Синтаксис и пунктуация | 1 | Знать, чем отличаются: словосочетания от предложений, простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы. | |||
3 | Лексика и фразеология | 1 | Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями. | |||
4 | Фонетика и орфография | 1 | Знать произносительные нормы, Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем. | |||
5 | Словообразование и орфография | 1 | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | |||
6-7 | Морфология и орфография | 1 | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки. Уметь выполнять морфологический разбор. | |||
8 | Входная диагностика | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
9 | Анализ контрольного диктанта «Обобщение и систематизация изученного в 6 классе» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь исправлять допущенные ошибки. | |||
10 | Р.Развитие речи. Текст. | 1 | Знать признаки текста. Уметь составлять текст. | |||
11 | Р.Стили литературного языка. | 1 | Знать признаки текста. Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения. | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. | 14 | |||||
Причастие | 32 р/р-6 | |||||
12 | Причастие как часть речи | 1 | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи. | |||
13 | Р.Публицистический стиль. | 1 | Знать признаки публицистического стиля. Уметь составлять тексты публицистического стиля. | |||
14 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму. | |||
15 | Причастный оборот. | 1 | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами. | |||
16 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Знать условия выделения причастного оборота запятыми. Уметь выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом. | |||
17 | Р.Описание внешности человека. | 1 | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности. | |||
18 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом. | |||
19 | Краткие страдательные причастия. | 1 | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях. | |||
20-21 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах –ущ-/-ющ-, -ащ- / -ящ-. | |||
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом. | |||
23 | Р. Подготовка к контрольному изложению «Детство». | 1 | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства. | |||
24 | Р. Контрольное изложение «Детство». | 1 | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства. | |||
25 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий. | |||
26 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | |||
27 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий. | |||
28 | Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные. | |||
29-31 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 3 | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. | |||
32 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | 1 | Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи. | |||
33 | Р.Выборочное изложение Художественное описание портрета литературного героя. | 1 | Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи. | |||
34 | Морфологический разбор причастий. | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи. | |||
35 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
1 | ||||||
2 четверть (28 ч.) | ||||||
36 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы. | |||
37 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы, обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы. | |||
38 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы. | |||
39 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих. | |||
40 | Р.Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы». | 1 | Знать об особенностях написания сочинения. Уметь писать сочинение-описание. | |||
41- | Повторение по теме «Причастие» | 1 | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом. | |||
42 | Тест по теме «Причастие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
Деепричастие | 11 р/р-2 | |||||
43-44 | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание НЕ с деепричастиями. | 2 | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения. | |||
45 | Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. | 1 | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям. | |||
46 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий. | |||
47 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | |||
48-49 | Обобщение и систематизация материала по теме: «Деепричастие» | 2 | ||||
50 | Р. Подготовка к контрольному сочинению на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 1 | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | |||
51 | Р. Контрольное сочинение С. Григорьева «Вратарь». | 1 | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | |||
52 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
53 | Анализ контрольного диктанта по теме «Деепричастие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь исправлять допущенные ошибки. | |||
Наречие | 20 р/р-3 | |||||
54 | Наречие как часть речи. | 1 | Знать морфологические признаки наречия. Уметь понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. | |||
55 | Смысловые группы наречий. | 1 | Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте. Уметь определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли. | |||
56 | Р.Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы. | |||
57 | Степени сравнения наречий. | 1 | Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной). Уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, | |||
58 | Морфологический разбор наречий. | 1 | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их. | |||
59-60 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. | 2 | Уметь соотносить правила написания НЕ с наречиями и другими частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило. | |||
61-62 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | ||||
3 четверть (40ч.) | ||||||
63 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е | 1 | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях. | |||
64 | Р.Описание действия. | 1 | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий. | |||
65 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи. |
| ||
66 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- | 1 | Знать условия написания суффиксов наречий Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А |
| ||
67 | Р.Подробное изложение с элементами сочинения «Мы ничего не делали» | 1 | Уметь писать подробное изложение. | |||
68 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий |
| ||
69 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | Знать о слитном и раздельном написании наречий. Уметь грамотно писать наречия. | |||
70 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих.Уметь писать слова с основой на шипящий. |
| ||
71 | Повторение темы «Наречие» | 1 | Знать изученный материал. Уметь применять знания на практике. |
| ||
72 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
73 | Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь исправлять допущенные ошибки. | |||
Категория состояния | 5 р/р-2 | |||||
74 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи. Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий |
| ||
75 | Р. Подготовка к контрольному сжатому изложению с описанием состояния природы «Обыкновенная земля». | 1 | Знать об особенностях написания изложения с описанием природы. Уметь писать изложение с описанием природы . | |||
76 | Р. Контрольное изложение «Обыкновенная земля». | 1 | Знать об особенностях написания изложения с описанием природы. Уметь писать изложение с описанием природы . | |||
77 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить морфологический разбор категории состояния. |
| ||
78 | Р. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Знать об особенностях написания сочинения на лингвистическую тему. Уметь писать сочинения на лингвистическую тему. | |||
Служебные части речи | ||||||
79 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Знать самостоятельные и служебные части речи Уметь определять морфологическую природу слова. |
| ||
Предлог | 10 р/р-3 | |||||
80 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и предложении. Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении. |
| ||
81 | Употребление предлогов. | 1 | Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ. Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений. |
| ||
82 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. |
| ||
83 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Уметь отличать простые и составные предлоги.Знать порядок и образец морфологического разбора предлога. Уметь разбирать морфологически предлоги. |
| ||
84 | Р. Подготовка к написанию рассказа-репортажа на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» по данному началу. | 1 | Знать об особенностях написания сочинения на основе услышанного. Уметь писать сочинения на основе услышанного. | |||
85 | Р.Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» по данному началу. | 1 | Знать об особенностях написания сочинения на основе услышанного. Уметь писать сочинения на основе услышанного. | |||
86-88 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 3 | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь верно писать производные предлоги |
| ||
89 | Р.Сочинение «Моя Мордовия». | 1 | Уметь составлять текст сочинения. | |||
Союз | 13 р/р-1 | |||||
90 | Союз как часть речи. | 1 | Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте. Уметь различать союзы и предлоги |
| ||
91 | Союзы простые и составные. | 1 | Знать простые и составные союзы | |||
92-93 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 2 | Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные и их назначении, о постановке запятой в сложном предложении. Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними. | |||
94 | Сочинительные союзы. | 1 | Знать группы сочинительных союзов и их назначение. Уметь различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции. | |||
95 | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном. | 1 | Знать о роли союза И. Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними. | |||
96 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | Знать группы подчинительных союзов, их назначение, порядок морфологического разбора союза. Уметь различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции, разбирать союз как часть речи. | |||
97 | Р.Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». | 1 | Знать структуру текста-рассуждения. Уметь писать сочинение-рассуждение. |
| ||
98-100 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато, наречий и местоимений с частицами то, же, бы. Уметь писать союзы и омонимичные части речи. |
| ||
101 | Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
4 четверть (36ч.) | ||||||
Частица | 19 р/р-2 | |||||
102 | Понятие о частице | 1 | Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи. Уметь отличать частицы от других частей речи |
| ||
103 | Формообразующие частицы. | 1 | Знать формообразующие частицы. Уметь распознавать формообразующие частицы. |
| ||
104-105 | Смысловые частицы | 2 | Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц. Уметь различать оттенки значения частиц. |
| ||
106 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Знать о раздельном и дефисном написании частиц. Уметь писать частицы |
| ||
107 | Морфологический разбор частиц | 1 | Знать порядок разбора частицы. Уметь определять грамматические признаки частиц. |
| ||
108 | Отрицательные частицы. | 1 | Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ. |
| ||
109-110 | Различение НЕ- и НИ- | 2 | Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. Уметь различать частицы НИ- и НЕ- |
| ||
111-112 | Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи. | 2 | Знать правила написания НЕ с разными частями речи. Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | |||
113 | Закрепление правописания частицы НЕ с различными частями речи. | 1 | Знать правила написания НЕ с разными частями речи. Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | |||
114-115 | Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-. | 2 | Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | |||
116 | Повторение изученного о частицах. | 1 | Знать правила написания частиц. Уметь правильно писать частицы. | |||
117 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
118 | Анализ контрольного диктанта по теме «Служебные части речи» | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь исправлять допущенные ошибки. | |||
119 | Р. Подготовка к составлению «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 1 | Знать об особенностях написания сочинения в жанре рассказа. Уметь писать сочинение в жанре рассказа. | |||
120 | Р.Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 1 | Знать об особенностях написания сочинения в жанре рассказа. Уметь писать сочинение в жанре рассказа. | |||
Междометие | 2 | |||||
121 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 1 | Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи. Уметь употреблять междометия в роли других частей речи. |
| ||
122 | Междометие. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями. Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. |
| ||
Повторение и систематизация изученного в V-VII классах | 14 р/р-2 | |||||
123-124 | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 2 | Знать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Уметь производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами; выделять запятыми причастные обороты (стоящие после сущ.), деепричастные обороты; адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. | |||
125 | Р.Подготовка к контрольному сочинению «Удивительное рядом» | 1 | ||||
126 | Р.Контрольное сочинение «Удивительное рядом». | 1 | ||||
127 | Фонетика. Графика. | 1 | ||||
128-129 | Лексика и фразеология. | 2 | ||||
130 | Морфемика. Словообразование. | 1 | ||||
131 | Морфология. | 1 | ||||
132 | Орфография и пунктуация. | 1 | ||||
133 | Итоговый контрольный диктант «Обобщение и систематизация изученного в 7 классе». | 1 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь применять данные знания на практике. | |||
134-135 | Анализ итогового контрольного диктанта «Обобщение и систематизация изученного в 7 классе». | 2 | Знать теоретический материал по изученным разделам. Уметь исправлять допущенные ошибки. | |||
136-140 | Обобщение и систематизация изученного в 7 классе. | 1 | Знать теоретический материал. Уметь применять знания на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...