Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы под редакцией В.В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rp_rya.docx | 82.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор школы | |
О.В. Войнова | |
«01» сентября 2016 г. | |
Рабочая программа
по русскому языку
для 5 класса «Б»
(уровень: базовый, расширенный, профильный)
Учитель Мартынова Галина Александровна
Квалификационная категория – высшая
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального закона об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (стандарт второго поколения (5-9 классы)) от 17 декабря 2010 года,
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №30;
- Примерной программой по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы – М.: «Просвещение», 2010;
- авторской программой к учебному курсу «Русский язык» «Программа по русскому языку. 5-9 классы»/ под редакцией В.В. Бабайцевой – М: Дрофа, 2009.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой, состоящем из учебников:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
- Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. Русский язык. Практика. Учебник. 6 класс. /Под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2015.
- Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2014.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для обучающихся 5 классов МБОУ СОШ №30.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: коммуникативном, системно-деятельностном и компетентностном.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем – на качество овладения профессиональными навыками.
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных сферах и ситуациях.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение новых норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы и выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;
- овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Задачи обучения
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Обучающийся научится:
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- правильно и выразительно интонировать тексты различных жанров;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая заданную тему и развивая основную мысль;
- использовать разнообразные языковые средства и интонацию для передачи личного отношения к предмету речи;
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения повтора;
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетаниях и предложениях;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
- владеть всеми видами речевой деятельности;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;
- адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- уметь воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров;
- владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
- соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использование лексики и фразеологии; соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
- уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоить основы научных знаний о родном языке;
- освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проводить различные виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка;
- осознавать эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 170 часов (34 учебных недели) в 5 классе.
Формы контроля
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический, терминологический, свободный и др.);
- диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический);
- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему);
- изложение (подробное, выборочное, сжатое);
- тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов);
- контрольное списывание (осложненное и неосложненное);
- работа с деформированным текстом;
- устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему;
- подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации;
- выразительное чтение текста.
Рекомендуемые технологии обучения:
- информационно-коммуникационная;
- личностно-ориентированного обучения;
- обучение в сотрудничестве;
- игрового обучения;
- проблемного обучения;
- здоровьесбережения;
- развития критического мышления через чтение и письмо;
- интерактивного обучения;
- метод проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Сочинения | Изложения |
1. | Введение | 3 | --- | --- | --- |
2. | Орфография | 9 | 1 | --- | --- |
3. | Морфология и орфография | 25 | --- | --- | 2 |
4. | Синтаксис и пунктуация | 44 | 2 | 2 | 2 |
5. | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 18 | 1 | 3 | --- |
6. | Морфемика и словообразование. Орфография | 33 | 1 | --- | 2 |
7. | Лексикология и фразеология | 20 | --- | 2 | 2 |
8. | Повторение | 18 | 1 | --- | --- |
Итого: | 170 | 6 | 7 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (9ч)
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (25ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов. Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -ться.
Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (44ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (18 ч)
Понятие о литературном языке.
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика и словообразование. Орфография (33 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (20ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (18 ч)
Развитие связной речи (27 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
- Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы – М.: «Просвещение», 2010.
- Программа по русскому языку. 5-9 классы»/ под редакцией В.В. Бабайцевой – М: Дрофа, 2009.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
- Русский язык. Практика. Учебник. 5 класс. /Под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2014.
- Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2012.
Дополнительная литература:
- Водяненко Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Характеристика, методика реализации. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) – М: Планета, 2012.
- Голодов Е.А., Гроцкая И.В., Бельченко В.Е. Интерактивная доска в школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 5 класс. Проверочные работы. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
- Дюжева О.А. Развитие речи. Инновационная технология обучения. 5-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2014.
- Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2016.
- Кривоплясова М.Е. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кузнецова М.И. Русский язык: Зачётные работы: 5 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2015.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М: ТЦ Сфера, 2010.
- Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: грамматика древнерусского языка для детей. М., 1994.
- Никулина М.Ю. Изложения по русскому языку. 5 класс. – М.: Экзамен, 2007.
- Русский язык. Разноуровневые задания: 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. Пособие для учащихся. – М.: Стрекоза, 1998.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.gramota.ru – Грамота.ру – справочно-информационный портал
http://www.gramma.ru/ -Культура письменной речи
http://www.ug.ru/-Учительская газета
http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный портал
http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет
http://easyen.ru/ - Современный учительский портал
http://slovesnik-oka.narod.ru/ -Словесник
http://character.webzone.ru -Русское письмо
http://www.litmir.co/ – Литмир. Электронная библиотека
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016-2017 учебный год
Мартынова Галина Александровна
Русский язык
предмет
5 класс/ 5 часов в неделю 5 класс/ 170 ч. в год
класс/количество часов в неделю класс/количество часов в год
«Программа по русскому языку. 5-9 классы»
(Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. и др.)
название программы
Учебно-методический комплекс:
Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.) М.: Дрофа, 2014.
Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Под ред. А. Ю. Купаловой) М.: Дрофа, 2015.
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Никитина Е.И.) М. Дрофа, 2014.
название учебника
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
Введение. Общие сведения о русском языке – (3ч) | ||||
01. – 02.09 | Знакомство с УМК и организацией занятий по русскому языку | |||
01. – 02.09 | Роль языка в жизни общества | |||
01 – 02.09 | Р.р. Для чего людям нужна речь? | |||
Орфография (9ч) | ||||
01 – 02.09 | Орфограмма. Части слова. | |||
01 – 02.09 | Правописание безударных гласных в корне слова | |||
05 – 09.09 | Правописание безударных гласных в приставках | |||
05 – 09.09 | Правописание гласных и, а, у после шипящих | |||
05 – 09.09 | Правописание глухих и звонких согласных | |||
05 – 09.09 | Правописание непроизносимых согласных | |||
05 – 09.09 | Правописание удвоенных согласных в корне слова | |||
12 – 16.09 | Контрольный диктант по теме «Орфография» | |||
12 – 16.09 | Анализ контрольного диктанта | |||
Морфология и орфография (25ч) | ||||
12 – 16.09 | Части речи | |||
12 – 16.09 | Имя существительное | |||
12 – 16.09 | Три склонения существительных | |||
19 – 23.09 | Правописание окончаний имен существительных | |||
19 – 23.09 | Мягкий знак на конце существительных | |||
19 – 23.09 | Р.р. Подробное изложение | |||
19 – 23.09 | Р.р. Подробное изложение | |||
19 – 23.09 | Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных. | |||
26 – 30.09 | Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных. | |||
26 – 30.09 | Р.р. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге. | |||
26 – 30.09 | Глагол. Изменение глагола по временам. Прошедшее время | |||
26 – 30.09 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |||
26 – 30.09 | Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов | |||
03 – 07.10 | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
03 – 07.10 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||
03 – 07.10 | Глаголы с -тся и –ться | |||
03 – 07.10 | Наречие. Правописание наречий. | |||
03 – 07.10 | Правописание наречий | |||
10 – 14.10 | Местоимение | |||
10 – 14.10 | Правописание местоимений | |||
10 – 14.10 | Служебные части речи. Предлоги. | |||
10 – 14.10 | Служебные части речи. Союзы. | |||
10 – 14.10 | Частица. Правописание частиц. | |||
17 – 21.10 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | |||
17 – 21.10 | Тестовая работа по теме «Морфология и орфография» | |||
Синтаксис и пунктуация (44ч) | ||||
17 – 21.10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | |||
17 – 21.10 | Р.р. Понятие о тексте и способах связи предложений в тексте | |||
17 – 21.10 | Р.р. Тема и основная мысль изложения | |||
24 – 28.10 | Р.р. Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег» | |||
24 – 28.10 | Р.р. Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег» | |||
24 – 28.10 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | |||
24 – 28.10 | Виды предложений по цели высказывания | |||
24 – 28.10 | Невосклицательные и восклицательные предложения | |||
07 – 11.11 | Члены предложения. Грамматическая основа | |||
07 – 11.11 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего | |||
07 – 11.11 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого | |||
07 – 11.11 | Тире между подлежащим и сказуемым | |||
07 – 11.11 | Второстепенные члены предложения | |||
14 – 18.11 | Дополнение | |||
14 – 18.11 | Определение | |||
14 – 18.11 | Обстоятельство | |||
14 – 18.11 | Синтаксический разбор простого предложения | |||
14 – 18.11 | Словосочетание | |||
21 – 25.11 | Контрольная работа по теме «Члены предложения» | |||
21 – 25.11 | Анализ контрольной работы | |||
21 – 25.11 | Предложения с однородными членами |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
21 – 25.11 | Знаки препинания при однородных членах | |||
21 – 25.11 | Знаки препинания при однородных членах | |||
28.11 – 02.12 | Р.р. Текст. Идея текста, основная мысль | |||
28.11 – 02.12 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями | |||
28.11 – 02.12 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями | |||
28.11 – 02.12 | Предложения с вводными словами | |||
28.11 – 02.12 | Предложения с вводными словами | |||
05 – 09.12 | Сложное предложение | |||
05 – 09.12 | Сложное предложение: союзное и бессоюзное | |||
05 – 09.12 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение | |||
05 – 09.12 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение | |||
05 – 09.12 | Сложное предложение с разными видами связи | |||
12 – 16.12 | Синтаксический разбор сложного предложения | |||
12 – 16.12 | Повторение изученного по теме «Простые и сложные предложения» | |||
12 – 16.12 | Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях» | |||
12 – 16.12 | Анализ контрольного диктанта | |||
12 – 16.12 | Р.р. Для чего нужен план? | |||
19 – 23.12 | Р.р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | |||
19 – 23.12 | Р.р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему «Как связать предложения в тексте?» | |||
19 – 23.12 | Р.р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему «Как связать предложения в тексте?» | |||
19 – 23.12 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | |||
19 – 23.12 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | |||
10 – 13.01 | Р.р. Диалог. Речевой этикет. | |||
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (18ч) | ||||
10 – 13.01 | Понятие о литературном языке | |||
10 – 13.01 | Звуки речи и буквы | |||
10 – 13.01 | Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. | |||
10 – 13.01 | Гласные и согласные звуки | |||
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
16 – 20.01 | Слог. Ударение. | |||
16 – 20.01 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | |||
16 – 20.01 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | |||
16 – 20.01 | Орфограмма. Сильные и слабые позиции звуков. | |||
16 – 20.01 | Гласные звуки после шипящих | |||
23 – 27.01 | Гласные буквы И-Ы после Ц | |||
23 – 27.01 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |||
23 – 27.01 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме. | |||
23 – 27.01 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Разделительные Ъ и Ь. | |||
23 – 27.01 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Разделительные Ъ и Ь. | |||
30.01 – 03.02 | Р.р. Описание предмета. Сочинение | |||
30.01 – 03.02 | Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | |||
30.01 – 03.02 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | |||
30.01 – 03.02 | Анализ контрольной работы | |||
Морфемика и словообразование. Орфография (33ч) | ||||
30.01 – 03.02 | Понятие о морфемике | |||
06 – 10.02 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова | |||
06 – 10.02 | Основа слова и окончание | |||
06 – 10.02 | Корень слова. Однокоренные слова. | |||
06 – 10.02 | Правописание безударных гласных в корне слова | |||
06 – 10.02 | Приставки. Суффиксы. | |||
13 – 17.02 | Смыслообразующая роль суффиксов и приставок | |||
13 – 17.02 | Р.р. Стили речи. Разговорный стиль. | |||
13 – 17.02 | Р.р. Изложение текста с изменением лица | |||
13 – 17.02 | Р.р. Изложение текста с изменением лица | |||
13 – 17.02 | Чередование звуков. Беглые гласные. | |||
20 – 22.02 | Чередование звуков. Беглые гласные. | |||
20 – 22.02 | Морфемный разбор слова | |||
20 – 22.02 | Р.р. Книжные стили. Научный стиль речи. | |||
27.02 – 03.03 | Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож; -кас-/-кос- |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
27.02 – 03.03 | Буквы о-а в корнях –раст-/-ращ-/-рос- | |||
27.02 – 03.03 | Буквы о-а в корнях –зор-/-зар-, -гор-/-гар- | |||
27.02 – 03.03 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | |||
27.02 – 03.03 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | |||
06 – 10.03 | Правописание гласных и согласных в приставках | |||
06 – 10.03 | Правописание гласных и согласных в приставках | |||
06 – 10.03 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | |||
06 – 10.03 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | |||
06 – 10.03 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный | |||
13 – 17.03 | Правописание приставок при- и пре- | |||
13 – 17.03 | Р.р. Доказательство в рассуждении | |||
13 – 17.03 | Основные способы образования слов | |||
13 – 17.03 | Основные способы образования слов | |||
13 – 17.03 | Сложные и сложносокращенные слова | |||
20 – 24.03 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» | |||
20 – 24.03 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» | |||
20 – 24.03 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование. Орфография» | |||
20 – 24.03 | Анализ контрольного диктанта | |||
Лексикология и фразеология (20ч) | ||||
20 – 24.03 | Словарное богатство русского языка | |||
03 – 07.04 | Лексическое значение слова. Словари. | |||
03 – 07.04 | Однозначные и многозначные слова | |||
03 – 07.04 | Прямое и переносное значение слова | |||
03 – 07.04 | Омонимы | |||
03 – 07.04 | Синонимы | |||
10 – 14.04 | Лексический разбор слова | |||
10 – 14.04 | Антонимы | |||
10 – 14.04 | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | |||
10 – 14.04 | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | |||
10 – 14.04 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
17 – 21.04 | Историзмы, архаизмы и неологизмы | |||
17 – 21.04 | Работа над исследовательским проектом по теме «Историзмы, архаизмы и неологизмы» | |||
17 – 21.04 | Происхождение лексики русского языка | |||
17 – 21.04 | Фразеологизмы. Фразеологические обороты | |||
17 – 21.04 | Фразеологизмы. Фразеологические обороты | |||
24 – 28.04 | Систематизация и обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология» | |||
24 – 28.04 | Тестовая работа по разделу «Лексикология и фразеология» | |||
24 – 28.04 | Р.р. Сжатое изложение | |||
24 – 28.04 | Р.р. Сжатое изложение | |||
Повторение (18ч) | ||||
24 – 28.04 | Систематизация и обобщение по орфографии. Орфограммы-гласные. | |||
02 – 05.05 | Орфограммы-гласные | |||
02 – 05.05 | Систематизация и обобщение по орфографии. Орфограммы-согласные. | |||
02 – 05.05 | Орфограммы-согласные | |||
02 – 05.05 | Морфемика и орфография | |||
10 – 12.05 | Морфемика и орфография | |||
10 – 12.05 | Систематизация и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация». Члены предложения. | |||
10 – 12.05 | Систематизация и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация». Члены предложения. | |||
10 – 12.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | |||
15 – 19.05 | Знаки препинания при вводных словах и обращении | |||
15 – 19.05 | Повторение по теме «Лексикология и фразеология» | |||
15 – 19.05 | Систематизация знаний по теме «Культура речи» | |||
15 – 19.05 | Систематизация знаний по теме «Культура речи» | |||
15 – 19.05 | Итоговый контрольный диктант | |||
22 – 25. 05 | Анализ контрольного диктанта | |||
22 – 25. 05 | Нормы литературного языка | |||
22 – 25. 05 | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
22 – 25. 05 | Лингвистическая викторина по курсу русского языка |
№ урока | Даты | Тема урока | Скорректированные сроки | Примечание |
15 – 19.05 | Лингвистическая викторина по разделам курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...
- Мне нравится (1)