Календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс (профиль)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объеме 102 часов (3 ч в неделю) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП русский язык 11 класс (профиль) | 96.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы опорного (базового) содержания образования | Элементы повышенного образования | Планируемые | Форма конт- | Домашнее | Дата проведения | ||||||
п л а н | ф а к т | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
Введение в науку о языке (13 часов) | |||||||||||||||
1 | Вводный урок о рус-ском языке | 1 | Урок объяс- | Взаимоотношения русского языка с язы- | Навык работы | Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | |||||||
2 | Лингвистика как наука | 1 | Урок объяс- | Предмет лингвис- | Комплексный | Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать | Фронтальный опрос. Само- | Стилистический | |||||||
3 | Основные проблемы современной линг- | 1 | Урок объяс- | Основные проблемы теоретического язы- | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности | Знать: основные проблемы современной лингвистики. Уметь: опознавать | |||||||||
4 | Выдающиеся ученые-лингвисты | 1 | Комбинированный | Роль выдающихся ученых-русистов в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных | Знать: имена выдающихся ученых-русистов, их вклад в языкознание | Презен- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
5–6 | Активные процессы | 2 | Комбинирован- | Основные аспекты изменения современного русского языка: | Развернутое обо- | Иметь представление об изменениях в усло- | Проекты с примене- | Комплексный анализ | |||||||
| ном рус- | ный | изменения в условиях функционирования языка; в системе языка; изменения в построении текста | дением системы аргументов | ния языка, изменениях в системе языка и построении текста, связанных с активными | нием ИКТ | текста | ||||||||
7 | 1 | Комбинированный | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | |||||||||||
8–9 | Нормы | 2 | Комбинированный | Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные); их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках | Отражение в письменной форме результатов своей Создание письменных и устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять | Словарный диктант | Комплексный анализ текста | |||||||
10 | Проблемы экологии языка на современном этапе развития | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с язы- | Навык работы | Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | |||||||
| нравственной культуры через возрождение грамотного языка, пути выхода из языкового кризиса | Иметь представление о проблемах экологии языка и путях выхода из языкового кризиса | |||||||||||||
11– 12 | Р/р. Сочинение-эссе | 2 | Урок развития | Обучение написанию сочинения-эссе на основе предложенного текста публицистического характера | Понятие стилей литературного языка. Умение составлять тексты | Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; создавать текст с заданной степенью свернутости | Сочи- | ||||||||
13 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Уметь классифицировать ошибку, анализ и самоконтроль | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА | |||||||||||||||
14 | Повторение изученного в 10 клас- се. Понятие о системе | 1 | Урок объяс- | Язык как система / | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристи- | Знать: систему и уровневую структуру языка; связь уровней языка | Практикум. Устный опрос | Комплексный анализ текста | |||||||
| и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка | риала | Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно-разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Основные языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст | ческой деятель- | Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; организовывать совместную учебную деятельность, сотрудничество с учителем, одноклассниками | ||||||||||
Фонетика. Графика (6 часов) | |||||||||||||||
15 | Повторение изученного в 10 классе. Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема | 1 | Комбинированный | Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Звуки рус- ского языка и их классификация. Выразительные средства | Выразительные средства русской | Знать: основные Уметь: соблюдать | Беседа, проблемные задания | Состав- | |||||||
16 | Повторение изученного в 10 классе. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция | 1 | Комбинированный | Понятия фонемы, фонетической позиции Позиционные чередования звуков речи, причины чередований. Особенности | лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разборы | Беседа, проб- | Состав- | ||||||||
17 | Повторение изученного в 10 классе. Ударение | 1 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Смыслоразличительные функции интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Знать: основные Уметь: производить орфографический и фонетический разбор; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Беседа, проб- | Состав- | |||||||
18 | Изобразительные | 1 | Урок систематиза- | Звуковая организа- | Звуковая организация поэтического текста | Знать: средства языковой выразительности | Проекты с примене- | Комплексный анализ | |||||||
| ти русской фонетики | ции ЗУН | мония. Благозвучие. Звуковой повтор. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Звуковой | в русской фонетике. Уметь: понимать | нием ИКТ | текста | |||||||||
19 | Фонетический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Знать: особенность текстов по стилю Уметь: проводить | Тренинг, практикум | ||||||||
20 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Умение класси- | Знать: нормы рус- Уметь: применять изученные орфограммы; | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
соблюдать основные правила орфографии | |||||||||||||||
Лексика и лексикология (10 часов) | |||||||||||||||
21 | Повторение изученного в 10 классе. Слово – основная | 1 | Урок систематизации ЗУН | Представление о словарном богатстве | Умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, | Знать: понятие о лексическом и грамматическом значении слова; толковый словарь. Уметь: составлять словарную статью на само-стоятельно выбранное слово в соответствии с образцом; редактировать текст | Практикум | Комплексный анализ текста | |||||||
22 | Повторение изученного в 10 классе. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, парони- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Смысловые отношения между словами; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; стилистическая окраска синонимов | Анализ, выбор, использование | Знать: специфику Уметь: определять | Конструирование | Комплексный анализ текста | |||||||
мы. Лексическая синонимия | |||||||||||||||
23 | Повторение изученного в 10 классе. Лексика | 1 | Урок систематизации ЗУН | Обзор состава лексики русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференци- ации. Функциональные разновидности литературного языка и функционально-стилистическая окраска слова. Пути пополнения лексического запаса современного литературного языка | Анализ, выбор, использование | Знать: специфику Уметь: опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки; самостоятельно работать со словарем | Конструирование | Комплексный анализ текста | |||||||
24 | Повторение изученного в 10 классе. Общеупотребительная | 1 | Комбинированный | Активные процессы Понятие нормы, | Функции русского языка как учебного предмета | Знать: о культуре Уметь: объяснять | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
употребительная лексика русского языка. Лексические нормы. Важнейшие словари русского языка | кие нормы русского языка | значения слов с национально-культурным | |||||||||||||
25 | Лексикография. Важ- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Теория и практика | Умение работать с учебной и справочной литера- | Знать: о лексикографии как науке, функциях и принципах лексикографического описания, об основных лексических нормах русского языка. Уметь: объяснять | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
26 | Лексические, стилисти- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Роль научной, про- | Индивидуальные новообразования, использование их | Знать: лексические, стилистические ресурсы русского языка. Уметь: понимать | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | |||||||
сики в литературной речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях. Стилистическая окраска слова. Средства художественной изобразительности: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы | Стилистические | художественного текста, своеобразие языка писателя; вступать в «диалог» с писателем, понимать авторский замысел; создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста | |||||||||||||
27 | Фразеологические единицы русского языка | 1 | Урок систематизации ЗУН | Соотношение фразеологической единицы со словом и словосочетанием. Основные типы фразеологических единиц русского языка. Три типа фразеологизмов. Отражение фразеологии в толковых словарях | Крылатые слова, их происхождение | Знать: понятие фразеологизмов. Уметь: определять | Конструирование | Комплексный анализ текста | |||||||
28 | Тест в фор- | 1 | Урок контроля ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Умение классифи- | Уметь: применять | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
графии и пунктуа- | |||||||||||||||
29– 30 | Р/р. Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием | 2 | Урок развития | Обучение написанию сочинения-эссе на основе предложенного текста публицистического характера | Понятие стилей | Знать: нормы рус- Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; создавать текст с заданной степенью свернутости | Изложение | ||||||||
Морфемика и словообразование (7 часов) | |||||||||||||||
31 | Повторение изученного в 10 классе. Морфемика и словообразование. Классификация морфем | 1 | Урок систематизации ЗУН | Морфема как минимальная значимая часть слова. Виды морфем и их функции. Систематизация знаний по морфемике и словообразованию, закрепление понятия однокоренных слов в русском языке; понятие форма слова, | Анализ текста | Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, Уметь: различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | |||||||
способы образования форм слов различных частей речи. Усвоение алгоритма действий при выделении морфем. Неизменяемость служебных частей речи и наречий | |||||||||||||||
32 | Повторение изученного в 10 классе. Система со-временного русского | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные способы образования слов в русском языке: морфологический и неморфологический. Морфемные и словообразовательные словари | Основные выразительные средства словообразования и применение их на письме и в собственной речевой практике | Знать: виды морфем | Практикум | Комплексный анализ текста | |||||||
33 | Повторение изученного в 10 классе. Продуктивные способы словообразования | 1 | Комбинированный | Динамический («как делаются слова») | Основные выразительные средства словообразования и применение их на письме и в собственной речевой практике | Уметь: применять | Практикум | Комплексный анализ текста | |||||||
34 | Повторение изученного | 1 | Комбиниро- | Основные способы образования само- | Определение в тексте продуктивных | Знать: продуктивные способы образования | Словообразова- | Упражнения по | |||||||
в 10 классе. Способы | ванный | стоятельных и служебных частей речи в русском языке: морфологический и неморфологический | способов образования частей речи; умение при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | частей речи. Углублять лингвистические знания | тельный анализ | выбору учителя | |||||||||
35 | Словообра- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Выразительные возможности словообразовательных средств | Использование сложных синтак- | Знать: словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания. Уметь: понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя; вступать в «диалог» с писателем, понимать авторский замысел; создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | |||||||
36 | Комплексный анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Знать: особенность текстов по стилю | Тренинг, практикум | ||||||||
Уметь: проводить | |||||||||||||||
37 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Умение классифи- | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
Морфология (6 часов) | |||||||||||||||
38 | Повторение изученного в 10 классе. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы | 1 | Комбинированный | Морфология русско- Постоянные и непостоянные грамматические признаки как содержательная сторо- | Умение работать | Знать: основные положения теоретической грамматики, касающиеся принципов выделения частей речи, содержательной стороны морфологических категорий, особенностей употребления форм именных частей речи и глагола; основные особенности словоизменения и явления, сопутствующие ему (морфонологические чередования, образование форм | Практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
39 | Повторение изученного в 10 классе. Граммати- | 1 | Комбинированный | Практикум. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | ||||||||||
и лексическое значения слова. Морфологические и синтаксические признаки | на принципов выделения частей речи | от разных основ, перемещение ударения Уметь: определить | |||||||||||||
40 | Проблема классификации частей речи в руси- стике. Сис- ском языке | 1 | Комбинированный | Самостоятельные ные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | Работа с различными словарями | Фронтальный опрос. Само- | Упражнения по выбору учителя | ||||||||
41 | Повторение изученного в 10 классе. Классы слов, не входящие в части | 1 | Комбинированный | Принципы выделе- Спорные вопросы определения часте- | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности | Знать: классы слов, Уметь: находить | Все виды морфологических разборов. | Состав- | |||||||
речи. Грам- | речной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | использовать в речи явление омонимии | Само- | ем изучаемой языковой единицы | |||||||||||
42 | Граммати- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Выразительные возможности морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический параллелизм. Порядок слов в предложении как средство языковой выразительности | Использование сложных синтак- | Знать: грамматические и словообразовательные средства Уметь: понимать | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | |||||||
43 | Тест в фор- | 1 | Тематический | Определение уровня изученности мате- | Умение классифи-цировать ошибку, | Знать: основные | Тре- | Анализ | |||||||
контроль ЗУН | риала. Работа над ошибками | анализ и само- | ратурного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | практикум | теста | ||||||||||
Орфография (13 часов) | |||||||||||||||
44 | Принципы русской орфографии | 1 | Комбинированный | Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии | Классификация | Знать: основные Уметь: соблюдать | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
45 | Практикум. Орфограммы корня | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов | Отработка навыка грамматических | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматику и орфографию). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | |||||||
46 | Практикум. Орфограммы в приставках | 1 | Урок систематизации ЗУН | Правописание при- Различение на письме приставок и предлогов | Отработка навыка грамматических разборов. Умение составлять слова по заданным схемам | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить примеры в тексте художественных произведений | Тематический диктант | Упражнения по выбору учителя | |||||||
47 | Практикум. Орфограммы в суффиксах разных частей речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Повторение написания суффиксов, | Правописание -н- | Тематический диктант. Комментиро- | Комплексный анализ текста | ||||||||
48 | Практикум. Трудные вопросы правописания | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов | Роль лексического и грамматического разбора при напи- | Знать: основные Уметь: обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | |||||||
тельных | и наречий; порядок действий при решении орфографических задач | ||||||||||||||
49 | Практикум. Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов правописание -н- | Роль лексического и грамматического разбора при напи- | Знать: основные Уметь: обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | |||||||
50 | Практикум. Слитные, | 1 | Урок систематизации ЗУН | Повторение слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи | Правописание производных предлогов и сопоставимых с ними су- | Знать: основные нормы русского языка Уметь: применять | Тематический диктант. Комментиро- | Комплексный анализ текста | |||||||
Конструирование предложений | и приемы; пользоваться определенными способами их применения | ||||||||||||||
51 | Практикум. Правописание частиц не и ни с разными частями речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Применение основных типов орфо- | Роль лексического и грамматического разбора при напи- | Знать: основные Уметь: обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | |||||||
52 | Практикум. Правописание наречий | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов правописание наречий; порядок действий при решении орфографических | Роль лексического и грамматического разбора при напи- | Знать: основные Уметь: обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | |||||||
53 | Практикум. Совершенствование орфографи- | 1 | Урок систематизации | Применение знаний по фонетике, морфе- | Анализ текста | Знать: основные нормы русского литературного языка. | Работа | Комплексный анализ текста | |||||||
ческих | ЗУН | правописания | Уметь: применять | текстом | |||||||||||
54 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала. Работа над ошибками | Умение классифи- | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
55– 56 | Р/р. Сочинение на морально-эти- ческую тему по заданному тексту | 2 | Урок развития | Тема и проблема | Умение писать | Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Сочи- | ||||||||
Синтаксис и пунктуация (14 часов) | |||||||||||||||
57 | Повторение изученного в 10 классе. Словосо- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Синтаксис и пунктуация; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Повторение и углуб-ление сведений | Строение и грам- | Знать: основные раз- | Само- | Стилистический | |||||||
ние как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | об основных видах | ным видом связи; синонимия слово- | Уметь: вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; производить разбор словосочетаний | диктант | |||||||||||
58 | Синтакси- | 1 | Комбинированный | Смысловые оттенки простых и сложных предложений; сино- | Проекты с исполь- | Знать: понятие синтаксической синонимии. Уметь: различать смысловые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
59 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды | 1 | Урок систематизации ЗУН | Понятие о сложном предложении, средствах связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого, основные виды | Классификация сложных предло- | Знать: признаки сложных предложений. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания | Синтаксический | Проек- | |||||||
сложных предложений. Знаки препинания в сложном пред- | нимичные конструкции сложных предло- | ||||||||||||||
60 | Сложносочиненные предложения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Сочинительные союзы (деление на три | Создание текста определенного | Знать: основные группы ССП по значению и союзам. Уметь: объяснять | Беседа, проб- | Комплексный анализ текста | |||||||
61 | Бессоюзное сложное предложе- | 1 | Урок систематиза- | Основные признаки сложных бессоюзных предложений, усло- | Умение сравни- | Знать: основные | Беседа, проб- | Комплексный анализ | |||||||
ние. Виды бессоюз- | ции ЗУН | вия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении; прием сравнения БСП с синони- | с синонимичными конструкциями | препинания, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, их употребления в речи | задания | текста | |||||||||
62 | Сложноподчиненные предложе- | 1 | Урок систематизации ЗУН | СПП, средства связи главного предложения с придаточным, строение сложноподчиненных предложений; способы разграничения союзов и союзных слов. Роль | Различие между подчинительными союзами и союзными словами | Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного Уметь: правильно | Беседа, проб- | Комплексный анализ текста | |||||||
навыка нахождения в предложении указательных слов | к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | ||||||||||||||
63 | Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность Особенности синтаксиса научного и художественного | 1 | Комбинированный урок | Систематизация знаний о тексте как речевом произведении. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Жанры учебно-научной речи. Тенденция к сложным построениям, способствующая передаче сложной системы научных понятий, установлению отно- | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов Уметь: свободно, | Работа с деформиро- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
зательствами и выводами. Средства связи частей текста. Обобщенно-абстрактный характер научной речи и синтаксические конструкции, его обеспечивающие | |||||||||||||||
64 | Синтакси- | 1 | Комбинированный | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской | Владение навыками создания собственного текста, | Знать: изобразительно-выразительные средства синтаксиса; средства, подкрепля-ющие смысловые Уметь: при анализе | Презен- тической деятель- ности | Комплексный анализ текста | |||||||
в художественной | |||||||||||||||
65 | Пунктуация как система правил | 1 | Комбинированный | Три основных на- | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять Иметь представление о системе правил | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
66 | Практикум по пунктуации в простом предложении | 1 | Урок систематизации ЗУН | Двусоставные и односоставные предложения. Однородные | Подбор текстов для взаимоконтроля, итоговый тест | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять | Работа | Комплексный анализ текста | |||||||
67 | Практикум по пунктуа- | 1 | Урок систе- | Запятая при стече- | Подбор текстов для взаимоконт- | Знать: правила постановки знаков препина- | Работа | Комплексный | |||||||
ции в слож-ном предложении | матиза-ции ЗУН | и подчинительных союзов и союзных слов, особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; правила постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи | роля, итоговый | ния в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять условия обособления; анализировать предложение | ником.Словарный диктант. Комментиро- | анализ текста | |||||||||
68 | Знаки препинания в связном тексте | 1 | Комбинированный | Систематизация | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | |||||||
69 | Трудные | 1 | Комбинирован-ный | Трудные случаи пунктуации: употребление кавычек, частицы или сочинительного союза перед подчинительным союзом; слож- | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | ||||||||
ных подчинительных союзов; союза и в составе сложносочиненного предложения | |||||||||||||||
70 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Умение классифи- | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
Стилистика (5 часов) | |||||||||||||||
71 | Стилистика: предмет, основные | 1 | Комбинированный | Объект исследования стилистики – единицы языковой системы всех уровней в их комплексе. Функциональная стилистика. Стиль как содержательная форма. Основная задача стилистики – исследование и описание функциональных стилей, стилистических свойств и признаков некоторых языковых единиц, объединен- | Извлечение необ- | Знать: стилистическую систему современного русского языка | Презен-тации татов познавательной и прак- тической деятель- ности | Комплексный анализ текста | |||||||
ных в частные, функционально гомогенные подсистемы | Уметь: стилистически нормативно употреблять вариантные формы словоизменения | ||||||||||||||
72– 73 | Стилисти- | 2 | Комбинированный | Синтаксические средства создания экспрессии: эмфаза, риторические восклицания и риторические вопросы, параллелизм, анафора, эпифора, смещение синтаксической конструкции, присоединительные конструкции, именительный представления, эллипсис, бессоюзие, период | Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста. Использование мультимедийных | Знать: синтаксические средства создания экспрессии. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Презен- татов познавательной и прак- тической деятель- ности | Комплексный анализ текста | |||||||
74– 75 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | 2 | Урок развития | Тема и проблема Способы аргумен- | Умение писать | Уметь: свободно, | Сочи- | ||||||||
совершенствовать | |||||||||||||||
Культура речи (27 часов) | |||||||||||||||
76– 77 | Совершенствование навыков речевой деятельности | 2 | Комбинированный | Мотивы и цель речевой деятельности. Этапы речевой деятельности: ориентировка, планирование | Развернутое обо- | Знать: понятие языковая норма, ее функции, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. Уметь: разграничивать варианты норм, | Практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
78 | Речевые | 1 | Комбиниро-ван- | Понятие жанра как единицы речи. Богатство и разнообра- | Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки | Знать: речевые жанры (реплики бытового | Практикум | Упраж-нения по вы- | |||||||
ный | зие речевых жан- | зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | сказ, письмо-приказ, деловые документы, публицистические Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления | бору | |||||||||||
79 | Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь устной Связь тематического содержания, стиля и композиционного построения со спецификой данной сферы общения | Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки | Знать: жанры письменных высказываний, устных высказываний. Уметь: применять полученные знания для формирования индивидуального стиля речи ученика | Устные | Стилистический | |||||||
80 | Культура | 1 | Комбинированный | Культура речевого общения как выполнение норм и правил общения с окружаю- | Развернутое обо- | Знать: о культуре Уметь: осваивать | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | |||||||
щими, основанное | аргументов | коммуникативно- | |||||||||||||
81 | Информационная пере- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Понятие стили речи. Отличие книжных | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: создавать | Твор- | Стилистический | |||||||
82 | Информационная пере- Реферат | 1 | Урок систематизации ЗУН | Текст, его строение | Анализ художественного и научно-популярного | Знать: основные признаки научного стиля. Уметь: определять | Само- | Комплексный анализ текста | |||||||
83 | Информационная переработка текстов различных стилей и жанров. Публицис- | 1 | Комбинированный | Лексические, грам- | Создание собственных текстов в публицистическом | Знать: признаки публицистического стиля. Уметь: находить в тексте признаки публицистического стиля | Работа | Стилистический | |||||||
84 | Формирование культуры публичной речи. Компози- | 1 | Комбинированный | Средства публицис- | Совершенствова- | Уметь: писать сочинение, используя жанр очерка | Твор- | Написать очерк на пред- ложенную тему | |||||||
85 | 1 | Комбинированный | Средства публицистического стиля в письменной речи. Жанровое своеобразие эссе | Совершенствова- | Уметь: писать сочинение в жанре эссе | Твор- | Написать эссе на пред- ложенную тему | ||||||||
86 | Культура | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний по культуре работы с текстами разных типов, стилей и жанров: смысловое вос- | Владение навыками создания собственного текста, | Уметь: оценивать | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
| приятие текста, ин- | в достижении поставленных коммуникативных задач; изобразительно-выразительные воз- можности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ | |||||||||||||
87 | Формирование культуры публичной речи. Компози- | 1 | Комбинированный | Средства публицис- Жанровое своеобразие устного выступ- | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром выступления | Уметь: выразительно выступать перед слушателями, соблюдая правила речевого этикета | Работа | Стилистический | |||||||
88 | Речевые коммуникации в деловых | 1 | Комбинированный | Этические основы | Развернутое обо- | Знать: правила ведения беседы, дискуссии. Уметь: соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем | Презен-тации татов познавательной и прак- тичес- | Комплексный анализ текста | |||||||
| конфликтных ситуаций; способы по- | ки и передачи информации | кой деятель- ности | ||||||||||||
89 | Формирование культуры публич- ной речи. Компози- Дискуссия | 1 | Урок систематизации ЗУН | Средства публицистического стиля в монологической речи. Жанровое своеобразие дискуссии | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем речевой ситуации | Уметь: создавать тексты разных стилей | Работа | Подго- | |||||||
90 | Ораторская речь. Аспекты | 1 | Комбинированный | Аспекты культуры полемической речи. Правила ведения диалога, беседы, дискуссии, диспута. Полемика. Спор для разъяснения истины. Применение психологических уловок в процессе спора. Ораторская этика: кодекс аргументатора и кодекс оппонента | Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста. Использование мультимедийных | Знать: правила ведения беседы, дискуссии. Уметь: соблюдать | Презен-тации татов познавательной и прак- тической деятель- ности | Комплексный анализ текста | |||||||
91 | Язык как | 1 | Комбинированный | Понятие образно-художественной, эстетической функции языка, функции эмоционально-образного воздействия на читателя, слушателя. Подтекст | Средства выражения эстетического содержания в произведениях других видов искусства | Уметь: производить анализ языковых особенностей жанра изу- | Практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
92– 93 | Вид тропов и стилистических фигур | 2 | Комбинированный | Морфологические | Связь тропов и фигур с характеристикой персонажей, идейным содержанием произведения, мировосприятием автора | Уметь: производить анализ языковых особенностей жанра изу- | Работа с дефор- миро- | Упражнения по выбору учителя | |||||||
94 | Анализ художественного текста лирического произведения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Обучение анализу художественного текста лирического произведения: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, | Совершенствование навыков напи- | Уметь: анализиро- | Само- | Твор- | |||||||
| словесных образов ционально-образным содержанием произведения в целом; роль лексических средств и словесных образов в композиционной организации произведения | перерабатывать собственный текст | |||||||||||||
95 | Индивиду- | 1 | Комбинированный | Роль мастеров художественного слова. Связь жанра, идейно-тематического содержания, сюжета, композиции, образной системы с индивидуально-языковым стилем писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций | Дифференциро- | Уметь: анализировать тексты разных стилей | Практикум | Твор- | |||||||
96 | Стилистический анализ текста | 1 | Комбинированный | Стилистический анализ текста по схеме функционально-стилистического анализа | Отражение в письменной форме результатов своей | Уметь: проводить стилистический анализ текста; редактировать тексты функциональ- | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
| текста. Стилистические средства лексико-фразеологического, морфологического | ных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей | |||||||||||||
97 | Тест в фор- | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности мате- | Умение классифи- | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | |||||||
98– 99 | Комплексный анализ текста | 2 | Комбинированный | Определение уровня изученности мате- | Отражение в письменной форме результатов своей | Уметь: проводить комплексный анализ текста; редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||||||
100 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему | 1 | Урок развития | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. | Умение писать | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов | Сочи- | ||||||||
| по заданному тексту | Аргумент. Способы аргументирования | сание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | ||||||||||||
101– 102 | Тест в фор- | 2 | Итоговый контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала, основных норм русского литературного языка. Работа над ошибками | Умение классифи- | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01. Русский языкгруппа ТА-121...