Программа по литературе 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Представлена программа по литературе (11 класс) к учебнику под редакцией В.П. Журавлёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_programma.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовые документы.
Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; приказа Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089; Программы по литературе для 5-11-х классов (под редакцией В.Я.Коровиной).
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие
обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного.
Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме "Фольклор и литература" в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа 11 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы 20-го века.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая
проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах - линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков).
Важную роль в преподавании литературы играют межпредметные и внутрипредметные связи, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведениями о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках.
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.
Программа предлагает для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для обучающихся, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.
Серьезным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.). Особое внимание обращается на совершенствование речи обучающихся, систематически проводится подобная работа со школьниками на уроках литературы. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.).
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ КЦО «Аныяк». Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
В данной программе увеличено количество часов на изучение литературы до 136 часов из расчета 4 часа в неделю (1 час добавлен за счет регионального компонента по преемственности), что вызвано особенностями контингента учащихся КЦО (большинство учащихся 10-11 классов – это подростки с низкой учебной мотивацией, имеющие слабую подготовку по общеобразовательным предметам, низкий уровень интеллектуальной лабильности) и необходимостью ликвидировать имеющиеся у учащихся пробелы в знаниях по литературе, что особенно важно в свете изменений при сдаче экзаменов. Срок реализации программы – 1 год.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
Учащиеся должны уметь:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Произведения для заучивания наизусть
И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору обучающихся).
В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору обучающихся).
Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору обучающихся).
А.А. Блок. Незнакомка. Россия. "Ночь, улица, фонарь, аптека...".
В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте!
С.А. Есенин. Письмо к матери. "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." "Не жалею, не зову, не плачу...".
М.И. Цветаева. "Моим стихам, написанным так рано..." Стихи к Блоку ("Имя твое - птица в руке..."). "Кто создан из камня, кто создан из
глины...".
О.Э. Мандельштам. Notre Dame. "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...".
А.А. Ахматова. "Мне ни к чему одические рати..." "Мне голос был. Он звал утешно..." Родная земля.
Б.Л. Пастернак. "Февраль. Достать чернил и плакать!.." Определение поэзии. "Во всем мне хочется дойти до самой сути...".
Основные виды письменных и устных работ:
Письменно:
Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка - на выбор).
Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.
Устно:
Выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализа отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль
или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.). Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Виды контроля:
промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.); - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачет;
- защита проектов.
Учебно-методическое обеспечение по литературе
Для обучающихся:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.:
Просвещение, 2008 г.
2. Русская литература XX века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Лыссого.-М.: «Мнемозина»,
2010
Для учителя:
- Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2009
- Уроки литературы в 11 классе/ В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская и др.- М.: Просвещение, 2000
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. М.:ВЛАДОС,2000
- Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,1996
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа,1996
- Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе.9-11 классы. Волгоград
- Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2005
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века:11класс-М.: ВАКО, 2010
Учебно-тематический план по предмету «Литература»
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | Из них: | |
Уроки | Развитие речи | |||
Особенности литературного процесса рубежа веков | 4 | 3 | 1 | |
Иван Алексеевич Бунин | 5 | 5 | ||
Леонид Николаевич Андреев | 2 | 2 | ||
Александр Иванович Куприн | 6 | 5 | 1 | |
Максим Горький | 9 | 7 | 2 | |
«Серебряный век» русской поэзии | 8 | 6 | 2 | |
Александр Блок | 7 | 7 | ||
Сергей Есенин | 5 | 5 | ||
Владимир Маяковский | 7 | 5 | 2 | |
Александр Фадеев | 3 | 3 | ||
Евгений Замятин | 2 | 2 | ||
Андрей Платонович Платонов | 4 | 3 | 1 | |
Михаил Афанасьевич Булгаков | 8 | 6 | 2 | |
Алексей Николаевич Толстой | 3 | 3 | ||
Анна Андреевна Ахматова | 4 | 4 | ||
Николай Алексеевич Заболоцкий | 2 | 2 | ||
Михаил Александрович Шолохов | 10 | 8 | 2 | |
Современная проза о Великой Отечественной войне | 4 | 4 | ||
Александр Трифонович Твардовский | 4 | 3 | 1 | |
Борис Леонидович Пастернак | 8 | 6 | 2 | |
Александр Исаевич Солженицын | 6 | 4 | 2 | |
«Деревенская проза» | 1 | 1 | ||
«Городская проза» | 1 | 1 | ||
Литература периода «оттепели» | 1 | 1 | ||
Николай Рубцов | 1 | 1 | ||
Развитие русской драматургии на современном этапе (60-90 годы). | 1 | 1 | ||
Бардовская поэзия: Б.Окуджава, В.Высоцкий. | 1 | 1 | ||
В.Г.Распутин. | 3 | 3 | ||
Литература русского зарубежья. В.В.Набоков | 2 | 2 | ||
Литература последних десятилетий ХХ века. Творчество Ф.Абрамова, Ч.Айтматова и В.Астафьева. | 4 | 2 | 2 | |
Литература на современном этапе. | 3 | 2 | 1 | |
Татьяна Толстая. Обзор творчества. | 1 | 1 | ||
Виктор Пелевин. Краткий обзор творчества. | 1 | 1 | ||
Поэзия Иосифа Бродского. | 1 | 1 | ||
Новейшая русская поэзия. | 2 | 1 | 1 | |
Итоговые уроки «Литература XX-ХХI веков» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 136 | 113 | 23 |
Содержание учебного курса по литературе
Особенности литературного процесса рубежа веков (3 ч.+1ч.р\р).
Литература начала XX века. Особенности развития литературного процесса начала XX века, понятие модернизм, его содержание Традиции русской классической литературы. Поэтические индивидуальности «серебряного века».
Леонид Андреев (2 ч.).
«Художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза. Анализ рассказа Л.Андреева «Бездна».
Иван Алексеевич Бунин (5 ч.).
Основные этапы жизни и творчества И.Бунина, своеобразие его стиля, уметь анализировать. Рассказ «Антоновские яблоки». Поэтический дар писателя. «Господин из Сан-Франциско». История создания рассказа, его философское содержание. Цикл «Тёмные аллеи».
Александр Иванович Куприн (5 ч. + 1 ч. р\р)
Жизнь и творчество писателя. Создание повести «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся». Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Максим Горький (7 ч + 2 ч р\р).
Жизнь и творческая судьба. Особенности романтизма Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Пьеса М.Горького «На дне». Рассказы М.Горького о любви. Концепция любви у Горького. Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»), общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького.
«Серебряный век» русской поэзии (6 ч. + 2 ч. р\р).
Символизм. Творчество В.Брюсова. Акмеизм. Творчество О.Мандельштама. Футуризм. Творчество И.Северянина. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.Клюева. Мир образов Николая Гумилёва. Поэтический мир Марины Цветаевой.
Александр Блок (7 ч.).
Основные этапы жизни и творчества Блока, влияние символизма на его творчество. Стихотворение А.Блока «Незнакомка». Значение образа России в творчестве Блока. Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении.
Сергей Есенин (5 ч.).
Жизнь, творчество, личность. Любовная лирика С.Есенина. Поэма С.Есенина «Анна Снегина». Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек».
Владимир Маяковский (5 ч. + 2 ч. р\р).
Основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэта. Маяковский и футуризм. Сатира В.В.Маяковского. Способы создания сатирических образов. Любовная лирика. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.
Александр Фадеев (3 ч.).
Личность писателя. Особенности жанра и композиции романа «Разгром». Авторское отношение к проблеме «интеллигенция и революция», проблема гуманизма в романе.
Евгений Замятин (2 ч.).
Понятие антиутопия. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». Гуманистическая направленность произведения Замятина, человеческие ценности, утверждаемые писателем.
Андрей Платонович Платонов (3 ч. + 1 ч. р\р).
Основные этапы жизни и творчества Платонова, актуальность повести «Котлован». Философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести. Метафоричность художественного мышления А.Платонова
Михаил Афанасьевич Булгаков (6 ч. + 2 ч. р\р).
Жизнь, творчество, личность. Жанровое многообразие произведений. Судьба повести «Собачье сердце», её тема, идея, сатирическая направленность. Роман «Мастер и Маргарита», история создания романа, жанр произведения, композиция, сюжет. Нравственные вопросы, поставленные автором.
Алексей Николаевич Толстой (3 ч.).
Биография писателя. Причины, побудившие Толстого написать роман. «Пётр I». Панорама русской жизни в романе. Образ Петра в романе.
Анна Андреевна Ахматова (4 ч.).
Личность поэтессы, мотивы и настроения ранней лирики. Особенности творчества поэтессы «после акмеизма». Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой. Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч.).
Основные вехи биографии. Основные темы творчества. Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.
Михаил Александрович Шолохов (8 ч. + 2 ч. р\р).
Жизнь, творчество, личность. Особенности ранних рассказов. История создания «Тихого Дона», содержание, композиция, система образов. Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияние её на человека. Гражданская война в изображении М.А.Шолохова. Анализ образа литературного героя.
Современная проза о Великой Отечественной войне (4 ч).
Роль литературы в годы войны. Анализ лирического произведения. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Правда о войне.
Александр Трифонович Твардовский (3 ч. + 1 ч. р\р).
Жизненный и творческий путь поэта. Поэма «По праву памяти», жанровые особенности и идейное содержание. Особенности лирического героя Твардовского. Народный характер поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин», роль поэмы в годы Вов, её место в литературе, народность и новаторство.
Борис Леонидович Пастернак (6 ч. + 2 ч. р\р).
Судьба. Начало творческого пути. Лирика. Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». Композиция романа, значение композиционных частей. Авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция. Авторский замысел, проблема гуманизма в романе.
Александр Исаевич Солженицын (4 ч + 2 ч р\р).
Судьба и творчество писателя. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛаг». Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Феномен «простого человека», философский смысл рассказа «Матренин двор».
«Деревенская проза» (1 ч.):
Истоки, проблемы, герои, понятие «деревенская» проза. Герои Василия Шукшина.
«Городская проза» (1 ч.).
Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». Понятие «городская» проза, её центральные темы.
Литература периода «оттепели» (1 ч.).
Общая характеристика литературного процесса конца 50-х годов, понятие оттепель.
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».
Понятие «шестидесятники», характеристика поэзии «шестидесятников».
Николай Рубцов (1 ч.).
Жизнь и творчество Н.Рубцова. Анализ поэтического текста.
Развитие русской драматургии на современном этапе (60-90 годы) (1 ч).
Особенности драматического произведения, понятие трагикомедия, отличительные черты этого жанра.
Бардовская поэзия (1 ч.):
Б.Окуджава, В.Высоцкий. Понятие бардовская поэзия; место авторской песни в развитии литературного процесса.
В.Г.Распутин (3 ч.).
Жизнь и творчество. Проблемы, которые ставит писатель. Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества, в повести В.Распутина «Живи и помни». Нравственное величие русской женщины.
Литература русского зарубежья. В.В.Набоков (2 ч.).
Характеристика литературы русского зарубежья «первой волны». Обзор творчества В.В.Набокова, особенности творческого метода.
Литература последних десятилетий ХХ века (2 ч. + 2 ч. р\р).
Особенность литературы 60-90-х гг. Творчество Ф.Абрамова, Ч.Айтматова и В.Астафьева.
Литература на современном этапе (2 ч. + 1 ч. р\р).
Понятие постмодернизм, тенденции современной литературы.
Татьяна Толстая (1 ч).
Обзор творчества.
Виктор Пелевин (1 ч).
Краткий обзор творчества.
Поэзия Иосифа Бродского (1 ч).
Новейшая русская поэзия (1 ч. + 1 ч. р\р).
Понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм, митьки.
Итоговые уроки «Литература XX века-ХХI веков» (2 ч).
Сведения по теории и истории литературы. Применение полученных знаний при анализе и оценке художественных произведений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...