Открытый урок в 8 классе по теме "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Сформировать на уроке у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obstoyatelstvo.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: «Обстоятельство»
Разработка учителя МБОУ СОШ №3 г Кызыла Республики Тыва Ким-оол Чечек Семеновны
Цели:
1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;
2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;
3. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.
Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская
работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;
частично поисковый метод, анализ языкового материала,
выступление-представление по теме урока, творческая работа.
Оборудование: оформленная доска, фотографии достопримечательностей города Кызыла (храм Цеченлинг, стела «Я люблю Кызыл»), мелодия о Кызыле, карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки
Ход урока:
I. Оргмомент.
Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.
II. Повторение домашнего задания.
- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.
(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)
1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»
- укажите в данном предложении орфограммы-согласные
2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»
- объясните постановку запятых в предложении
3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»
- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков
III. Основная часть. Работа по теме «Виды обстоятельств»
1. Актуализация знаний
- какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?
- !определите значение обстоятельств в третьем предложении!
- как вы это сделали?
- только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению?
2. Цели и задачи урока
Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.
3. Изучение нового материала
Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.
Для сильных.
Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.
- Лошади бежали дружно.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Сегодня ты пришёл рано.
- По неосторожности я уронил книжку.
- Мы пришли вам помочь.
- Смотрела она, не мигая.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
- На другой день проснулся я с головной болью.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
|
|
|
|
|
|
вопросы |
|
|
|
|
|
примеры |
|
|
|
|
|
какой частью речи выражены |
|
Для средних.
В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
I.
1. Лошади бежали дружно.
2. Смотрела она, не мигая.
II.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
- Сегодня ты пришёл рано.
- На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
- По неосторожности я уронил книжку.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
- Мы пришли вам помочь.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
|
|
|
|
|
|
вопросы |
|
|
|
|
|
примеры |
|
|
|
|
|
какой частью речи выражены |
|
Для слабых.
В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
I.
- Лошади бежали дружно.
- Смотрела она, не мигая.
II.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
- Сегодня ты пришёл рано.
- На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
- По неосторожности я уронил книжку.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
- Мы пришли вам помочь.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
| время | образ действия | место | причина | цель |
вопросы |
|
|
|
|
|
примеры |
|
|
|
|
|
какой частью речи выражены |
|
По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.
После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля
| время | образ действия | место | причина | цель |
вопросы | Когда? Как долго? | Как? Каким образом? | Где? Куда? Откуда? | Почему? По какой причине? | Зачем? С какой целью? |
примеры | Сегодня ты пришёл рано. | Смотрела она,не мигая. | Заливаются на деревьях певчие дрозды. | По неосторожности я уронил книжку. | Мы пришли вам помочь. |
какой частью речи выражены |
Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания |
какие возникли вопросы?
IV. Закрепление.
Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.
- Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению.
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе всвоё логово (место).
- взаимопроверка, оценивание;
- комментирование ответов
- Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.
(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ
V. Контроль. Тест-пятиминутка
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее
2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении
«К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?
а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением
3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении
« От жары и духоты книзу клонятся цветы»:
а) место б) время в) образ действия г) причина
4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении
« Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:
а) цель б) время в) образ действия г) причина
5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении
« Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:
а) цель б) место в) образ действия г) причина
6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?
а) обратно опечалился б) опять приехал
VI. Работа с фотографиями достопримечательностей города Кызыла.
- Где находятся эти достопримечательности?
- Знаете ли вы историю создания храма Цеченлинг?
- Когда построили храм?
- Знаете ли вы историю создания стелы «Я люблю Кызыл»?
- Когда построили стелу?
Мы должны знать историю города, ребята. Ведь вы любите Кызыл?
Подводя итоги урока, послушайте мелодию песни «Я люблю Кызыл»
VII. Итог урока.
- какой член предложения мы называем обстоятельством?
- какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
- с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?
- на какие вопросы они отвечают?
VIII. Оценки за урок.
Домашнее задание.
На выбор задания: написать сочинение «Я люблю Кызыл»
или сделать упражнение № 143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....