Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

9 класс

Тема урока: Обобщение и повторение по теме «Сложносочинённое предложение».

Цели:

 Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, заданий по типу экзаменационных

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

Учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.

Познавательные УУД

Вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Учить школьников оценивать свою деятельность.

Формировать установку  на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.

Предметные результаты: отрабатывать умения: различать простые предложения с однородными членами и ССП,

определять основное значение ССП, расставлять знаки препинания в ССП

Ресурсы: портрет Ф.И.Тютчева, аудиозапись романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас, и всё былое…»,  карточки с тестами (для каждого обучающегося). Учебник:  Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.

Тип урока: урок рефлексии

Межпредметные связи: литература, музыка, краеведение

                 

Ход урока

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга.

Принимают и сохраняют заданную установку.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Начинаем урок с игры-ассоциации «Курск»

Назовите  писателей, поэтов, которые упоминали о Курском крае.

Тургенев, Некрасов, Лесков, Толстой, Носов, Чехов, Асеев, Фет, Гайдар, Тютчев.

Ф.И.Тютчев не один раз посещал Курск. В письме к жене от 26 июля 1869 года он сообщил:

Расположение Курска великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции.

Я унесу из него самое благоприятное впечатление.

Из этих предложений составьте сложносочинённое и выполните синтаксический разбор

 Расположение Курска напоминает окрестности Флоренции, и я  унесу из него самое благоприятное впечатление.

(Повеств.,  невоскл.,  сложное, сложносочинённое, отношения  между частями-соединительные:

  1. Двусост., распр., полное, неосложнено;
  2. Двусост., распр., полное, неосложнено)

Схема.

Называют имена писателей, поэтов, которые упомина-ли о Курском крае, слушают учителя и ответы друг друга.

Взаимодейству-ют с учителем во время анализа предложения,

слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Настраиваются на исследователь-скую работу.

Контролируют правильность ответов, допол-няют, уточняют высказывания друг друга. При необходимости пользуются памятками.

Выявление места и причины затруднения.

Игра «Доскажи словечко»

  1. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: …

(союзным и бессоюзным)

  1. Сложные предложения , в которых простые связаны при помощи интонации, называются …

(бессоюзными)

  1. Равноправны по смыслу части …

(ССП)

  1. Части ССП могут соединяться при помощи союзов …

(сочинительных)

  1. Отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть… (соединительные, противительные и разделительные)
  2. Между частями ССП может и не быть запятых, если …

 (есть общий второстепенный член предложения, общая придаточная часть, предложение вопросительное)

  1. Между частями ССП возможна постановка тире, если…неожиданное присоединение или противопоставление

Анализируют предложения, отвечают на вопросы, дополняют предложения.

Строят понятные высказывания, используют в ответах термины.  

Учатся  точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга.

Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (самоконтроль)

Построение проекта выхода из затруднения.

Мы будем  отрабатывать умения различать ССП и простые предложения с однородными членами, определять отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания,

Выполнять творческие задания.

Попробуйте сформулировать тему:       Повторение и обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения»

Фиксируют затруднение, самостоятельно определяют тему урока и записы-вают её в тетрадь, формулируют цель урока

Высказывают предположения.

Принимают и сохраняют поставленную цель урока.

Реализация построенного проекта.

Анализ текста

 Послушайте отрывок русского романса… («Я встретил Вас, и всё былое…»)

 Откройте учебники на странице109 упр.214.

Прочитайте строки из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Что они представляют собой с точки зрения синтаксиса? ССП

Почему в предложениях стоит тире?

Назовите изобразительно-выразительные средства ( былое ожило -олицетворение, сердцу стало тепло- метафора, в отжившем сердце ожило, время золотое-эпитеты)

Что означают строки …И всё былое в отжившем сердце ожило?..

Дополнительная  информация содержится в тексте…

Послушайте текст (упр. 214)

Определите тему (История создания романса)

 Определите основную мысль. В каком предложении она выражена (искусство вечно, в последнем предложении)

Тип речи - повествование

Стиль публицистический

Как связаны предложения в тексте? Связь цепная, при помощи личных и указательных

местоимений.

Определите значение и происхождение выделенных слов: обаяние, впечатление, композитора, искусства (по вариантам)                                                                

      С какой целью мы узнаём этимологию слов (орфография)

 Словарный  диктант  (у доски 2 человека пишут на закрытых досках)

Известного романса, музыкальное произведение,

Тютчева поразило,  обаяние женщины,

под впечатлением чувств, считается шедевром,

 мировой поэзии, русский композитор,

превосходное стихотворение, небезынтересный случай,

                     превратности судьбы, достоинства прозы,

научное исследование, национальное достояние,

непредвиденные обстоятельства,

в течение многих лет, мир искусства, приводит в трепет,

счастливые дни,  девятнадцатилетним юношей. 

Объясните написание «н» и «нн» в причастиях  (предложения 2 и 10)

Объясните написание не с прилагательными и глаголами  (6, 10, 12 предложения)

Из предложения12 выпишите словосочетание с видом связи согласование,  перестройте в управление (чудесным миром - мир чудес)

Морфологический  и морфемный разбор слов: известного поэта, встретил, в сердце

(у доски)

 Выпишите сложносочинённые предложения  в соответствии с правилами орфографии и пунктуации (4, 10, 12

Определите смысловые отношения

Что может соединять союз и?

Определить вид предложений: простое с однородными членами или ССП

      Она сидела на полу и груду писем разбирала.

Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье.

Мы ж, лёгкое племя, цветём и блестим и краткое время на сучьях гостим.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

В небе тают облака, и, лучистая на зное, в недрах катится река, словно зеркало стальное. (Ф.И.Тютчев)

Анализируют  текст, находят, ССП, объясняют постановку  тире.

Находят изобразительно-выразительные средства, определяют тему, основную мысль, тип речи, стиль, связь предложений в тексте. Опреде-ляют значение и происхождение выделенных слов.                                      

Два ученика пишут на закры-тых досках под диктовку, остальные в тетрадях. Дети объясняют право-писание, перестра-ивают словосоче-тание, выполняют разбор слов, нахо-дят   ССП, опреде-ляют смысловые отношения, дифференцируют простые предло-жения с однород-ными членами и сложносочинён-ные предложения.

     

Строят понятные высказывания, используют в ответах термины.  

Учатся  точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга, комментируют и уточняют ответ. Взаимодейству-ют с учителем,

слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Самоконтроль (Проверяют свои записи по образцу).

Контролируют ответы друг друга

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

 Конструирование предложений.

составить ССП и указать смысловые отношения

1 уровень.

Сегодня все должно решиться, или мне …

2 уровень.

Осень, но …

Перестроить ССП в простое с однородными членами.

1 уровень.

Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.

2 уровень.

Солнце поднялось,  и роса высохла.

Перестроить простое предложение с однородными членами в ССП

1 уровень.

Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.

2 уровень

Розы  цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

 

Тест

1 ряд указывает номера сложносочиненных,

2 ряд — сложноподчиненных,

1.   Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

2.   Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись для дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

3.   Я углубился в виноградную аллею, которая вела в грот

4.   Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза,

5.   Не путайся зимы - весна придет.

6.   Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

7.   На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны стоят.

8.   Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.

Ответы: 1 ряд - 2, 4; 2 ряд - 3, 7.

Самостоятельно выполняют предложенные задания и  тест.

Соблюдают тишину, не мешают друг другу работать.

По окончании выполнения теста осуществляют самопроверку по эталону.

Рефлексия учебной деятельности.

Чем занимались на уроке?

Сегодня на уроке мы повторили тему «Сочинительные союзы».

            Отработали умения:

  • различать простые предложения с однородными членами и ССП.
  • Определять основное значение ССП
  • Расставлять знаки препинания в ССП

-Узнали кое-что новенькое о  знаменитом поэте, побывавшем в Курске.

 “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). 

Знаю

Узнал (а)

Умею

Домашнее задание  

Найдите в словарях высказывание М.В.Ломоносова о русском языке, прочитайте и объясните, как вы его понимаете

Записывают домашнее задание.

Дети подводят итог урока

Учатся давать самооценку своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...