Разработка урока по теме: "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка урока основана на методах и приемах подачи материала в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Род имен существительных84.27 КБ

Предварительный просмотр:

   Грамматическая тема: Род имен существительных.

   Лексическая тема: Есть правила, которые надо усвоить.

Цель урока: Научить учащихся определять род имен существительных.

Задачи:

- Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке;

- Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке;

- Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.

Тип урока: нетрадиционный.

Вид урока: объяснение новой темы

Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, объяснительно-иллюстративный метод, метод сопоставления, метод интерактивной   технологии; творческая деятельность учащихся, работа со словарем  русского языка

Оборудование: показ  презентации  (проектор, экран, ученическая доска)

Технологическая часть: Слайдовые материалы, электронный учебник.  

                                                                                                       Девиз урока:

                                                                                            Чтобы радость друг другу дарить,

                                                                                            Надо добрым и вежливым быть. 

                                                                                                              (Слайд №1)

                                                     Ход урока

  1. Организационный момент. Описание: http://serebrovaen.ucoz.ru/images/123.jpg

Приветствие учителя.

Слово учителя: Сегодня наш урок мы начнем с рефлексии.

Текст рефлексии ( идет симфоническая музыка «Времена года»   Шопена):

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь

И друг другу улыбнитесь! (Слайд №2)

Слово учителя:  Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается. От  улыбки жизнь становится чуточку  радостнее  и добрее. Думаю, что и наш урок пройдёт в доброжелательной обстановке  и с пользой для всех.

Работа на доске.

Девятнадцатое января.

   Классная работа.                            

    2.Опрос домашнего задания.

Лексическая тема:

«Как бы, друг, ты жить хотел?»

Грамматическая тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

3.1. Актуализация знаний.

1) Орфографическая минутка

Упр.216, стр.94. Проверка домашнего задания с помощью наборов магнитных букв алфавита.

Земля,  часть света, Европа, Азия,  юг,  океан, море,  река,  степь.

4. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Слово учителя: Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя  существительное"

4.1. Игра "Да - нет"

  • Имя  существительное - это часть речи? (Да!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
  • Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
  • Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)
  • Мальчик, девочка- одушевленные существительные?(Да!)
  • Книга, портфель – неодушевленные существительные? (Да!)
  • Актобе, Памир – нарицательные существительные? (Нет!)
  • Газета, море – собственные существительные? (Нет!)    (Слайд №3)

Слово учителя. В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени   существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

 4.2.Прочитайте слова,  напечатанные на разрезных карточках. Что это за слова?

Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в парах. Учащиеся записывают эти слова в тетради, распределив по родам.

   Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, яблоня; поле, дерево, солнце, сено, лето, утро; автобус, трамвай, троллейбус, поезд, трактор (имена существительные).


Слово учителя. Объясните свой выбор.

5. Совместное "открытие" нового знания.

  • По какому признаку определили существительные (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
  • Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.р., в 3 - Ср.р.

Слово учителя. Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,   писать грамотно и красиво, мы должны знать   род имён  существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 4 по щелчку)

  • Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
  • Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

5.1. Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Грамматика. 1- задание.

                              Мягкий знак (ь)  после шипящих

             пишется                                                        не пишется

На конце существительных                               На конце существительных

женского рода в ед. числе                                   мужского рода в ед. числе

Речь, помощь, рожь, молодежь, мышь.           Грач, шалаш, плащ, врач, гараж.

Слово учителя: Ребята, у существительных множественного числа род не определяется. Брюки, ножницы,очки, сани, коньки. (Слайд № 5)

6.Закрепление урока.

 Лексическая тема нашего урока «Есть правила, которые надо усвоить»

6.1.Упр.217, стр. 94. Рассказ «Задача» Валентины Осеевой.

Из теории литературы: Что такое тема? Что такое основная мысль текста?

Как определить главную тему текста?

Тема- это предмет, основное содержание.  

Что такое основная мысль текста?

Основная (главная)  мысль текста — это основной анализирующий признак.

Главная мысль текста заключена внутри его формы и раскрывается в основных тезисах, аргументах и заключении автора, касательно основной темы текста.

А) Чтение рассказа.

Б) В каком предложении раскрывается основная мысль рассказа? ( -Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.)

В) Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

6.2.Составьте действие героев рассказа в хронологическом порядке.

         Старый человек                                                 Восьмилетний мальчик

Было пять предметов                                          Догнал старика и закричал: «У вас упала

                                                                               книга!».

С трудом поднял книгу.                                      Не помог поднять книгу.

«Однако есть правила,                                        Какие правила не усвоил мальчик?

которые ты еще не усвоил»                               Уважение к старшим. Мальчик должен был        

                                                                              вежливо обратиться к прохожему,

                                                                              так как он пожилого возраста,

                                                                              и помочь поднять книгу.

6.3.Творческая работа. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ. 
- Сейчас ребята под музыку, вы должны чуть-чуть помечтать о том, каким должен быть воспитанный человек и написать об этом 2-3 предложения (мини - сочинение) 
(Друг должен быть добрым, воспитанным, не обижать, здороваться и т.д.) 

Ребята, какие волшебные слова вы знаете? 

   Слово учителя. Уместно вспомнить девиз нашего урока:           

                     Чтобы радость друг другу дарить,                        

                        Надо добрым и вежливым быть.               

                                                                                                                                                            

На слайде №6. Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

 Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

(Его называют культурным,  воспитанным человеком.)

6.4.Работа по учебнику. Упр. 223, стр. 96.

Работа на доске.

6.5.Работа со слабоуспевающими. 

Раздаточный материал.

1)Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал? 

2) «Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа! Зовет меня Галька» 
- А ты как его зовешь? - спросила мама 
- Я его вообще, никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите права ли Галя? 

3). «Приходит Коля в класс, в школу. У двери его класса стоит учительница. Коля, увидев ее, обрадовался и побежал к ней, начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел. Какие ошибки допустил Коля?

6.5.Занимательная страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд №7)

-Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.

-В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

7.Обобщение.

     Сегодня мы  расширили знания о существительном:  изменение по родам. Читая текст «Задача» В.Осеевой  мы увидели поступок мальчика, который не помог пожилому человеку. Для того, чтобы стать вежливым, вы ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может поднять настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людьми. 

Резервный материал.

      Ребята, чтобы удостовериться, как вы усвоили грамматическую тему, предлагаю вам следующее задание.

Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Проверка достижений.(Слайд № 8)

Слово учителя.- Молодцы! Справились с заданием.

8.Домашнее задание.(Слайд № 9) Упражнение  225, стр.97. Задание по выбору. Текст  «Не стоит благодарности».

9.Рефлексия. (Слайд № 10)

Я хочу сказать, что ...

Мне было интересно ...

10. Итог урока.  Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс

конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...

Урок по теме "Правописание имен существительных с суффиксами –чик-, -щик-. 6 класс.

На уроке использована ролевая игра "Слет  специалистов", которая снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности,прочные и глубокие знания. Игра развивает устойчивый интерес ...

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Технологическая карта урока по теме: Род имен существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА         Предмет     русский язык     Класс  __5    ...