Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс
материал по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Род имён существительных». 5 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель: Образовательные:
-формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
-уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.
Развивающие:
-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитательные:
-воспитание внимательного отношения к слову.
Здоровьесберегающая среда:
-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать.
2. Работа по теме урока.
- Давайте повторим пройденный материал по теме имя существительное.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
- В какой категории имена существительные не изменяются?
- Какую роль выполняют имена существительные в предложении?
Слайд 1 . Актуализация знаний.
«Знаю» | «Умею» |
Три рода имён существительных: Женский род, мужской род, средний род. | Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё. |
Род относится к самостоятельным морфологическим признакам. |
-Вопрос к классу: сколько родов существует для имени существительного?
-как определить какого рода имена существительные?
-какие окончания у имен существительных мужского рода?
- какие окончания у имен существительных женского рода?
-какие окончания у имен существительных среднего рода?
Мужской род | Женский род | Средний род |
-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля | -имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь. | -имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание. |
Слайд 2. Повторим определение рода имён существительных.
Задание. Распределительный диктант. (письменно).
Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.
Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле
Слайд 3. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. (Устно).
- Пианист: пианистка = солист - х_______(солистка)
- Грек: гречанка = турок - х__________(турчанка)
- Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.
- Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)
- Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
- В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?
- Вывод по заданию: В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.
- Слайд 4. Проблемная ситуация. (устно)
Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира, засоня.
1.Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
2.Неясно?
Вывод по заданию:
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Какой мальчик обжора!
Какая девочка обжора!
- Слайд 5. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?
Работа с таблицей (устно).
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Мозоль вуаль туфля | Тюль Лебедь шампунь | Какао Повидло кофе |
Вывод по заданию: Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Слайд 8. Работа с упражнениями № 503 (устно), 506 (письменно).
Вывод по заданию. Не допускайте грамматических ошибок!
3.Итог урока.
- Слайд 6. Обобщим изученное на уроке. «Знаю».
Сформулируйте вопросы по теме. Ответьте на вопросы учителя.
-Как определяем род склоняемых имён существительных?
На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
- У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
- Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!
- Слайд 7. Исправьте ошибки. Подберите пару (устно).
Мужской род | Женский род (ответы) |
Бык | Бычиха (корова) |
Петух | Петушиха (курица) |
Баран | Баранка (овца) |
Слон | Слоныня (слониха) |
Волк | Волкушка (волчица) |
Стул | Стулка (табуретка) |
Вывод по заданию: Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
- Слайд 8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
- У кого 4 +? Молодцы.
-У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Слайд 9. Домашнее задание.
Параграф-68,
упражнение № 505.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс ТЕМЕ: ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...
Открытый урок по теме: «Понятие угла» 5 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«ПОНЯТИЕ УГЛА»5 класс.Цель изучения темы:1) Дать понятие об угле...
Открытый урок по теме "Свободное падение", 9 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок построен по ТРКМ. Основная цель урока: формирование понятия свободного падения через проведение исследований, показывающих несоответстви...
Открытый урок по теме "Погода" в 3 классе
Урок соответствует всем современным требованиям. Были использованы различные педагогические технологии, четко продумана система заданий и контроля усвоения материала.Были современными образ...
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"
Открытый урок по русскому языку разработан для учащихся 5 класса...
Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных"
Открытый урок проведен в рамках (школьный этап) конкурса "Учитель года -2019"...