Что обозначает имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_oboznachaet_imya_sushchestvitelnoe.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 132

Дата урока

Тема урока: Что обозначает имя существительное. §87

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цель  урока: Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи; формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении. 

Планируемые результаты

Предметные

Уметь рассказать об имени существительном как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов.

метапредметные

Уметь отбирать материал по определенной теме и классифицировать его

личностные

Обогащать словарный запас, уметь выбирать эффективные способы решения задач

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Ребята, какие самостоятельные части речи знает наука?

- Какая самостоятельная часть речи не склоняется и не спрягается?

- Какая служебная часть речи связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены?

- Мы начнем сегодня изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать  загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- Что это? (имя существительное)

Запишите число, классная работа и эпиграф к уроку: Имя существительное – хлеб языка.  (Л.В.Успенский)

- Докажите справедливость этих слов. (Справедливость этих слов подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Это самая главная часть речи.)

 - Я предлагаю вам тему урока: «Сказало существительное: «Я слово удивительное».

- Объясните постановку тире в предложении.

Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний недостаточно для полных ответов.  

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Что вы знаете о существительном? (на доске записать основные моменты)

- Как вы думаете, со всеми признаки мы знакомы?  С именем существительным  вы  знакомы с начальных классов и можете назвать основные морфологические признаки этой части речи. На наших уроках вы расширите свои знания.

Формулируют совместно с учителем учебные задачи урока.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Послушайте текст.

- Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

- Это очень, очень много воды, - ответила рыба-мать.

- Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, - сказала медведица.

- Это очень много песку, немного глины, немного травы, - пояснила верблюдица.

Мальчик прочитал это и сказал:

- Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя еще мало где побывал.

мальчик подошел к окну и видел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил след реактивный самолет.

- В какой форме написан текст? (диалог)

- Почему три ответа на вопрос «Что такое мир?» не удовлетворили мальчика? (мир рыбки, верблюжонка и медвежонка ограничен их интересами. Мир человека богаче, многообразнее.)

Давайте поможем мальчику.  Вообразим, что мальчику надо написать сочинение на одну из тем. Придумайте за мальчика опорные, ключевые существительные для сочинения.

В цирке: арена, антракт, акробат, барьер, клоун, …

В спортзале: брусья, мяч, волейболист, ракетка, …

О явлениях природы: оттепель, заморозки, землетрясение, звездопад, …

О событиях в жизни людей: революция, эпидемия, праздник, будни, пожар, любовь, …

- Какие части речи мы использовали?

- Посмотрите на наши группы слов. Что они обозначают?

- Работа с учебником по группам (по четыре человека). Прочитайте на стр.247 пункту 1, 2, 3 и составьте рассказ о том, что могут обозначать существительные. Изобразите на выданных листах теоретический материал.

Группа из четырех человек (Лазовский, Кузнецова, и рядом сидящие) получит важное задание по учебнику пункт 4: составьте опорный конспект «Имя существительное» и приготовьтесь его защитить.

Слушают текст, формируют собственные мысли, высказываются и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Составляют список слов по заданию учителя.

Работа с учебниками, составление маленьких проектных работ и их защита.

Готовят опорный конспект.

Защита проектов.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- упр. 695 (устно)

- Повторим еще раз: на какие вопросы отвечает существительное?  Как отличить существительное от другой части речи?

- упр. 696 (устно по образцу)

Выполняют упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§87, выучить определение имени существительного; упр. 693.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Помните,  как мы назвали урок? Сказало существительное: я слово удивительное. Чем оно удивительное?

Послушайте, как поэт написал об в стихотворении.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- путешествие по теме "Что обозначает имя числительное?"

Материал  содержит  разработку  урока   русского  языка  по  теме  "Что  обозначает  имя  числительное?"...

Презентация к уроку "Что обозначает имя числительное?"

Материал  содержит  презентацию к  уроку "Что  обозначает  имя  числительное?"...

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели: Коррекционно-образовательный аспект:формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;закреплять н...

Тема: «Как обозначают и сравнивают углы».

Цели урока:образовательная – ввести понятие угла, расширить знания об углах, их обозначении и сравнении; формировать умения и навыки распознавать углы на чертежах, рисунках, моделях; использовать терм...

Технологическая урока: «Как обозначают и сравнивают углы» 5 класс.

В данном материале представлены технологическая карта урока и различные дидактические материалы для проведения урока.Урок проведен по учебнику      Математика. 5 класс. Авторы...

Урок ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)

Урок русского языка     ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)...