Урок- путешествие по теме "Что обозначает имя числительное?"
методическая разработка (6 класс) по теме
Материал содержит разработку урока русского языка по теме "Что обозначает имя числительное?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie__po__chislitelnomu.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по русскому языку "Что обозначает имя числительное?".
Разработала и провела
учитель русского языка литературы Сосницкая Л.М.
- Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
- Сформировать понятие об имени числительном;
- Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
- Дорогие ребята, мы с вами сегодня путешествуем по безбрежному океану Морфология. Наш корабль “Виктория” назван так не случайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь.
Мы проплываем мимо острова Имен существительных, а вот подплываем к островам Имен прилагательных, вдалеке виднеется о. Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.
II. Этап освоения новых знаний.
Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию.
Декларация.
Вопросы декларации вы видите на столе на жёлтых листах.
Пропустите одну строку после записи «классная работа» и запишите ответы на вопросы в два столбца. Один человек – за компьютером.
Ученики заполняют мини-анкету:
Декларация.
Сколько тебе лет? | В каком году ты родился? |
Сколько лет ты учишься в этой школе? | Какой год ты посещаешь школу? |
Сколько предметов вы изучаете? | На каком этаже ты живёшь? |
Сколько этажей имеет здание твоей школы? | Какой год был для тебя удачным и памятным? |
Сколько человек учится в твоем классе? | В каком году ты окончишь школу? |
Сколько человек в вашей семье? | В каком году ты перешёл в шестой класс? |
Сколько минут ты тратишь на дорогу из дома в школу? | Какой по счёту у тебя сегодня будет твой любимый урок? |
- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?
- Какая часть речи помогла вам заполнить декларацию?
2. - Значит, остров, на котором мы с вами сейчас находимся, называется….
о. Имен числительных…..
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что обозначает имя числительное?». Запишите в тетради на пропущенной строке.
- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы познакомиться с (жителями) числительными и уметь находить их среди других частей речи, отличать их от других частей речи, а также определять разряды имён числительных»).
3. А для начала – историческая справка.
Мы подошли к историческому музею.
Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова..
Название числительное является производным от слова “число” и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).
По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.
Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.
В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова – дцать, оно произошло от древнерусского “десяте”. В результате фонетических изменений получилось один –над- цать = одиннадцать.
4. Покинув музей, давайте вернёмся к нашей декларации. Скажите, на какие вопросы отвечают те слова, которые являются ответами?
А что обозначают числительные. Которые отвечают на вопрос сколько? Какой?
В зависимости от того, что обозначают имена числительные и на какие вопросы отвечают, они делятся на количественные и порядковые.
Слайд 6.
(Количественные и порядковые).
5. Продолжаем путь по острову, мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.
Слайд 7.
- Нас очень много, жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача – отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.
Слайд 8.
- Что нам поможет не ошибиться?
(Сигнальные карточки).
Количественные | Порядковые |
Сколько? | Какой? |
Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.
6. А теперь, пожалуйста, распределите те числительные, которые вам даны в розовой карточке, по графам таблицы. Таблицу начертите в тетради. Работаем в парах! Совещаемся друг с другом.
- Семь, пятьдесят, двенадцатый, седьмой, одиннадцать, пятнадцатый, второй, сорок второй, семьдесят восемь.
6. Отправляемся дальше.
Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.
Слайд 9.
- Что случилось?
- К нам на остров прилетели инопланетяне, они утверждают, что тоже являются числительными, потому что имеют числовое значение. Помогите нам восстановить справедливость.
Учитель: Давайте поможем жителям, но вначале сами разберемся, кого же отправить на другие острова.
- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?
-Чтение упр. 574.
- Давайте определим, кто же лишний в этом городе? Отправим их на свои острова, а числительные оставим на острове.
Два, | Пятак, |
- Соединить стрелками летающие тарелки и слова, которые относятся к данным частям речи.
Работаем парами, советуемся с соседом, чтобы не ошибиться.
- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).
Упр. 575
7. А теперь пришли мы в парк отдыха (физминутка).
- Выполняйте те движения, которые показывают вам деревья.
III. Этап рефлексивно-оценочный...
- Наше путешествие подходит к концу, поэтому мы опять на таможне.
- Перед тем, как мы покинем остров, таможенники проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их острова.
- Что мы узнали о числительных.
Вывод: Числительное – это часть речи, которая обозначает число или количество предметов при счете.
- Числительные делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой?).
IV. Домашнее задание: записать поговорки, пословицы, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.
Тест 1.
1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.
а) Пять;
б) Пятеро;
в) Пятак;
г) Пятый.
2. Продолжите предложение:
Имена числительные делятся на ___ и ____.
3. Укажите количественное числительное.
а) На втором;
б) В одиннадцатом;
в) Двадцать пятый;
г) Сто двадцать пять.
4. Замени цифры количественными числительными.
11____;
3_____.
5. Укажите порядковое числительное.
а) Сто десять;
б) Два;
в) Семнадцать;
г) Восьмой.
Таможенная декларация
Customs declaration; Customs entry
Таможенная декларация - документ, оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границу грузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д. Таможенная декларация заполняется распорядителем груза и предъявляется таможенным органам, которые контролируют соблюдение установленного порядка ввоза и вывоза грузов через границу. Ответственность за правильность и полноту сведений о грузе, предъявляемом к таможенному контролю, несет податель таможенной декларации. Предметы, не указанные в декларации и скрытые от таможенного контроля, подлежат конфискации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...