Урок- путешествие по теме "Что обозначает имя числительное?"
методическая разработка (6 класс) по теме

Материал  содержит  разработку  урока   русского  языка  по  теме  "Что  обозначает  имя  числительное?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie__po__chislitelnomu.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку "Что  обозначает  имя  числительное?".

Разработала  и  провела  

учитель  русского  языка   литературы   Сосницкая  Л.М.

Цель: .

  1. Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
  2. Сформировать понятие об имени числительном;
  3. Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

- Дорогие ребята, мы с вами сегодня путешествуем по безбрежному океану Морфология. Наш корабль “Виктория” назван так не  случайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь.

Слайд 1

Мы проплываем мимо острова Имен существительных, а вот подплываем к островам Имен прилагательных, вдалеке виднеется о. Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.

II. Этап освоения новых знаний.

Слайд 2

Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию.

Декларация.

Вопросы  декларации  вы  видите  на  столе  на  жёлтых  листах.

 Пропустите  одну  строку  после  записи  «классная  работа»  и  запишите  ответы  на  вопросы  в  два  столбца. Один  человек – за  компьютером.

Ученики заполняют мини-анкету: 

Декларация.

Сколько тебе лет?

В каком году ты родился?

Сколько лет ты учишься в этой школе?

Какой год ты посещаешь школу?

Сколько предметов вы изучаете?

На каком этаже ты живёшь?

Сколько этажей имеет здание твоей школы?

Какой год был для тебя удачным и памятным?

Сколько человек учится в твоем классе?

В каком году ты   окончишь    школу?

 Сколько человек в  вашей семье?

В каком году ты перешёл  в   шестой  класс?

Сколько минут ты тратишь   на   дорогу  из дома в   школу?

Какой  по  счёту  у  тебя  сегодня  будет  твой  любимый  урок?

- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?
- Какая часть речи помогла вам заполнить декларацию?

2. - Значит, остров, на котором мы с вами сейчас находимся, называется….

о. Имен числительных…..

Итак, тема  нашего  сегодняшнего  урока  «Что  обозначает  имя  числительное?». Запишите  в  тетради  на  пропущенной  строке.

- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы познакомиться с (жителями) числительными и уметь находить их среди других частей речи, отличать  их  от  других  частей  речи, а  также  определять  разряды  имён  числительных»).

3. А  для  начала – историческая  справка.

Мы подошли к историческому музею.

Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова..

Название числительное является производным от слова “число” и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).

По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.

Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.

В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова – дцать, оно произошло от древнерусского “десяте”. В результате фонетических изменений получилось один –над- цать = одиннадцать.

4. Покинув музей, давайте   вернёмся  к  нашей  декларации. Скажите, на  какие  вопросы   отвечают  те  слова, которые  являются  ответами?

А  что  обозначают  числительные. Которые  отвечают  на  вопрос  сколько? Какой?

В  зависимости  от  того, что  обозначают  имена  числительные  и  на  какие  вопросы  отвечают, они  делятся  на  количественные  и  порядковые.

Слайд  6.

(Количественные и порядковые).

5. Продолжаем путь по острову, мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.

 Слайд  7.

- Нас очень много, жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача – отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.

Слайд     8.

- Что нам поможет не ошибиться?

(Сигнальные карточки).

Количественные

Порядковые

Сколько?

Какой?

Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.

6. А  теперь, пожалуйста, распределите  те  числительные, которые  вам  даны  в   розовой  карточке,  по  графам  таблицы. Таблицу  начертите  в  тетради. Работаем   в  парах!  Совещаемся  друг  с  другом.

  1. Семь, пятьдесят,   двенадцатый, седьмой, одиннадцать, пятнадцатый,  второй, сорок  второй,  семьдесят  восемь.

6. Отправляемся дальше.

Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.

Слайд  9.

- Что случилось?
- К нам на остров прилетели инопланетяне, они утверждают, что тоже являются числительными, потому что имеют числовое значение. Помогите нам восстановить справедливость.

Учитель: Давайте поможем жителям, но  вначале сами разберемся, кого же отправить на другие острова.

Слайд 8

- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?

-Чтение  упр. 574.


- Давайте определим, кто же лишний в этом городе? Отправим их на свои острова, а числительные оставим на острове.

Слайд 9

Два,
Двое,
Двоюродный,
Двойка,
Двойник,
Тройной.

Пятак,
Пятый,
Пятиклассник,
Пять.
Три,
Утроить.

- Соединить стрелками летающие тарелки и слова, которые относятся к данным частям речи.

Работаем парами, советуемся с соседом, чтобы не ошибиться.

- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).

Упр.  575

7. А теперь пришли мы в парк отдыха (физминутка).

Слайд 10-14

- Выполняйте те движения, которые показывают вам деревья.

III. Этап рефлексивно-оценочный...

- Наше путешествие подходит к концу, поэтому мы опять на таможне.
- Перед тем, как мы покинем остров, таможенники проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их острова.
- Что мы узнали о числительных.

Вывод: Числительное – это часть речи, которая обозначает число или количество предметов при счете.

- Числительные делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой?).

IV. Домашнее задание: записать поговорки, пословицы, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.

Тест 1.

1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.

а) Пять;
б) Пятеро;
в) Пятак;
г) Пятый.

2. Продолжите предложение:

Имена числительные делятся на ___ и ____.

3. Укажите количественное числительное.

а) На втором;
б) В одиннадцатом;
в) Двадцать пятый;
г) Сто двадцать пять.

4. Замени цифры количественными числительными.

11____;
3_____.

5. Укажите порядковое числительное.

а) Сто десять;
б) Два;
в) Семнадцать;
г) Восьмой.

Таможенная декларация

Customs declaration; Customs entry

Таможенная декларация - документ, оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границу грузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д. Таможенная декларация заполняется распорядителем груза и предъявляется таможенным органам, которые контролируют соблюдение установленного порядка ввоза и вывоза грузов через границу. Ответственность за правильность и полноту сведений о грузе, предъявляемом к таможенному контролю, несет податель таможенной декларации. Предметы, не указанные в декларации и скрытые от таможенного контроля, подлежат конфискации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...