Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Авторы учебника: Л.А.Тростенцова и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_9_klass_trostentsova.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1

Согласовано:                                          «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                         Директор МБОУ Заларинская СОШ №1

Гордина Е.В.__________                      Фещенко Е.А. _______________

«___»  ________  20___ г.                       «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 9 «а» (общеобразовательном) классе

на 2015 – 2016  учебный год

количество часов в неделю – 2 (68ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,

 учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с         

программой для общеобразовательных  учреждений «Русский язык. 5-9 классы».

 Авторы-сост.: М.Т.Баранов,

Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2011г.

Учебник: «Русский язык. 9 класс».

 Авторы: Л.А.Тростенцова,

Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина  и др. М., «Просвещение», 2011г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

___________________/Серегина М.В./

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение,  2010). Всего – 68 часов. В неделю – 2 часа

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального

общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Помимо этого, целесообразно добавить уроки развития речи для развития текстовых  стилистических умений учащихся, для систематической подготовки учащихся к ГИА в новой форме.

Цели и задачи обучения русскому языку

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Содержание программы по русскому языку

Международное значение русского языка (1 час)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств  связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Сложные предложения (4+1ч)

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (25 ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II.  Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные

III.  Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 ч + 4 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

 БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное  сложное  предложение  и  его  особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль,

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение

предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 ч + 2 ч)

I Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (7ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

№ урока

дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Примечание

план

факт

1

Международное значение русского языка  

1

Составление тезисов, определение проблемы и темы текста

Повторение изученного в 5-8 классах (7)

2

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

1

Умение давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи

3

Стили языка

1

Умение давать комплексный анализ текста.

Тестовые задания по теме

4

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Умение разграничивать; способы выражения главных и второстепенных членов предложения.

Тестовые задания по теме

5

Предложения с обособленными членами

1

Умение находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснение расстановки знаков препинания

Тестовые задания по теме

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

Умение находить обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Самостоятельная письменная работа по теме

7

Комплексное повторение, подготовка к диктанту

1

Тестовые задания по теме

8

Контрольная работа

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное предложение. Культура речи. (4+1)

9

Понятие о сложном предложении

1

Умение разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

Умение разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения, составлять схемы сложных предложений

11

Рр Сочинение в форме дневниковой записи

1

Умение писать сочинение по картине в форме дневниковой записи

12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Умение разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения.

13

Урок-зачет по теме «Сложные предложение»

1

Тестовые задания по теме

Сложносочиненные предложения (6+1)

14

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП

1

Умение определять разновидности смысловых отношений между частями ССП, различать простые и сложные предложения

15

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

Умение определять разновидности смысловых отношений между частями ССП.

Тестовые задания по теме

16

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

Умение составлять из двух простых предложений ССП с указанными значениями.

Объяснительный диктант с грамматическим значением

17

Разделительные знаки препинания между частями ССП

1

Умение различать простые предложения с однородными членами и ССП, правильно ставить знаки препинания.

Тестовые задания по теме

18

Рр Сочинение-описание по воображению (на основе картины  В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»

1

Сочинение по теме

19

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Повторение.

1

Умение производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Тестовые задания по теме

20

Контрольная работа

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложноподчиненное предложение (19 +4)

21

Понятие о СПП

1

Умение находить главное и придаточное предложение в CПП, средства связи

Тестовые задания по теме

22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

1

Умение находить границы придаточного предложения, правильная расстановка знаков препинания

Тестовые задания по теме

23

Рр Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты»

1

Умение писать сочинение-отзыв 

24

Союзы и союзные слова в СПП

1

Тестовые задания по теме

25

Роль указательных слов в СПП

1

Умение находить главное предложение с указательными словами

26

Рр Изложение по тексту (упр.106)

1

Изложение

27

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными

1

Умение определять значение придаточных и средства связи с главным

Индивидуальная работа по карточкам

28

СПП с придаточными определительными

1

Тестовые задания по теме

29

СПП с придаточными изъяснительными

1

Умение определять значение придаточных изъяснительных, средства связи.

30

СПП с придаточными изъяснительными

1

Тестовые задания по теме

31

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП  с придаточными места и времени

1

Умение определять значение придаточных времени и места.

Составление схем таких предложений.

32

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП  с придаточными места и времени

1

Тестовые задания по теме

33

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

Умение распознавать значение указанных придаточных, составлять схемы соответствующих СПП.

34

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

Тестовые задания по теме

35

СПП с придаточными образа,  действия, меры, степени и сравнительными

1

Умение отличать сравнительные придаточные от сравнительных оборотов, средства связи между главным и придаточным, знаки препинания при них

36

СПП с придаточными образа,  действия, меры, степени и сравнительными

1

Умение конструировать СПП с указанными придаточными

37

Рр Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»)

1

Сочинение

38

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

1

Умение определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными 

39

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

1

Тестовые задания по теме

40

Рр Сообщение о происхождении псевдонимов  (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»)

1

Умение делать краткие сообщения о происхождении псевдонимов

41

Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.

1

Умение производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП .

Тестовые задания по теме

42

Рр. Изложение подробное (о деятельности С.И.Ожегова и его толковом словарем

1

Умение писать подробное изложение

43

 Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

Подготовиться к контрольному диктанту

44

Контрольная работа

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Бессоюзное сложное предложение (6+2)

45

Понятие о БСП. Интонация в БСП

1

Уметь определять особенности БСП и произносить БСП с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения.

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Умение определять смысловые отношения между частями БСП в соответствии с интонацией.

Тестовые задания по теме

47

Рр Подробное изложение «Деревня Маниловка и ее хозяин» (с дополнительным заданием)

1

Умение писать подробное изложение

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1

Умение произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями.

Тестовые задания по теме

49

БСП с  значением противопоставления, времени, условия и  следствия. Тире в БСП

1

Уметь произносить указанные БСП с сопоставительной или пояснительной интонацией.

Тестовые задания по теме

50

Рр Сочинение-отзыв о картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка»

1

Сочинение

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение

1

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор БСП .

Тестовые задания по теме

52

Контрольная работа по теме

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложные предложения с различными видами связи (5+2)

53

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении

1

Умение находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи.

Тестовые задания по теме

54

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

1

Умение находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи.

Тестовые задания по теме

55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Умение производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи

56

Рр Подробное изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

1

Написать подробное изложение

57

Рр Публичная речь

1

Умение анализировать публичную речь, выявлять в ней недочеты

58

Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Подготовиться к контрольному диктанту

59

Итоговая контрольная работа

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7+2)

60

Фонетика и графика

1

Совершенствовать умение фонетического разбора.

Тестовые задания по теме

61

Лексикология и фразеология

1

Совершенствовать умение лексического анализа слов

Тестовые задания по теме

62

Морфемика. Словообразование

1

Совершенствовать умение морфемного и словообразовательного разбора

63

Морфология

1

Совершенствовать навыки морфологического разбора слов.

Тестовые задания по теме

64

Синтаксис

1

Совершенствовать умение производить синтаксический анализ словосочетаний, простых предложений и сложных.

Тестовые задания по теме

65

Рр Выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство»

1

Выборочное изложение

66

Орфография. Пунктуация

1

Умение правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно расставлять знаки препинания.

Тестовые задания по теме

67

Орфография. Пунктуация

1

Умение правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно расставлять знаки препинания.

Тестовые задания по теме

68

Рр Сочинение на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу…»

1

Умение редактировать написанной в соответствии с критериями оценивания

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9  КЛАССА

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями  и  навыками:

— производить все виды разборов: фонетический, морфемой, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержащем и стилем создаваемого текста;

—    определять стиль и тип текста;

—  соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правила ми; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику, оставлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Список учебно-методической литературы:

1.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М., Просвещение, 2010.

2.  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Русский язык. 9  класс.- М., П.,2010.

Тростенцова Л.А., А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М., «Просвещение», 2012г.

3.Г.А.Баранова. Уроки русского языка в 9 классе.- М., П.,2007.

5.Н.А.Сенина.  Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону, 2009.

7. Практикум по русскому языку. Морфология. Теория, тестовые задания, контрольные работы…(для подготовки к ГИА). Москва, Астрель, 2010.

8. Практикум по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. Теория, тестовые задания, контрольные работы… (для подготовки к ГИА). Москва, Астрель, 2010.

9. Тестовые задания по русскому языку. Автор-сост.: А.Б.Малюшкин. – М., 2009г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www. uroki.net
  2. http://www.zavuch.info
  3. http://www.interqu.ru
  4. http://www.akademius.narod.ru
  5. http://www.festival.1september.ru
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
  7. http://shcool.xvatit.com
  8. http://www.chain-qrshool.edu.tomsk
  9. http://uchi.ucoz.ru
  10. http://pedsovet.su
  11. http://proshkolu.ru
  12. http://rusedu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....